Урок по Духовному краеведению Подмосковья для 8 класса на тему «Подвиг новомучеников и исповедников Шатурских»

Предмет: Духовное краеведение Подмосковья.
Класс: 8
Урок-беседа: «Подвиг новомучеников и исповедников Шатурских».

Цель урока:
дать знания о христианской православной культуре XX века и показать важнейшие исторические события в России;
дать знания о святых XX века, выделить христианские добродетели и показать их отражение в событиях государственной и церковной и церковной истории России и традициях жизни христиан на примере святых земли Шатурской;
пробудить раздумья над вопросами морали: любовь, милосердие, смирение, терпение, надежда, вера.

Основные понятия:
новомученики, исповедники святые земли Подмосковной, христианская семья, послушание, христианское мужество, терпение, вера, надежда, любовь, память, покаяние.

Средства: учебное пособие, слайды


Ход урока:
Организационный момент.
Проверка выполнения домашнего задания, актуализация, коррекция опорных знаний учащихся методом фронтальной беседы, устного опроса.

Вопросы:
- Какие события произошли в России в начале ХХ века?
- Какова была судьба Русской Православной Церкви в этот период?
- Что вы знаете о святых?
- Каких святых вы знаете?
- Кто такие новомученики, исповедники, страстотерпцы?
- Зачем святые терпели мучения? Шли на смерть?

Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников.
Восприятие и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня на уроке, мы с вами пройдём маршрутом духовного краеведения по нашему родному краю. Рассмотрим события, связанные с гонениями на Русскую Православную Церковь в 20 – 30 гг. ХХ века. Узнаем о судьбе наших земляков, пострадавших за веру христианскую.
На заре третьего христианского тысячелетия, когда мир благоговейно хранит в памяти свет недавних юбилейных торжеств 2000-летия Боговоплощения, Русская Православная Церковь, смиренно приносит Христу плод своих голгофских страданий - великий сонм святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Вот уже несколько лет русская Православная Церковь и всё Вселенское Православие соборно совершает торжество новопрославленным мученикам и исповедникам Российским, акт канонизации которых состоялся 13-16 августа 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ.
И сегодня, вполне справедливо можно утверждать, что радость духовного торжества и слава новых мучеников достигает всех уголков нашей необъятной Руси в ее прежних пределах, ибо нет мест, где бы земля наша не была обагрена и освящена кровью страдальцев за веру Христову. И наш Шатурский край на общецерковном небосклоне славы новомучеников и исповедников Российских обрел себе целое созвездие небесных покровителей и ходатаев пред Престолом Божиим.
Вот наши земляки - Новомученики и исповедники Шатурские:
- Священномученик Александр (Сахаров) - Священномученик Иоанн (Тихомиров) - Священномученик Иоанн (Виноградов) - Священномученик Василий (Колосов) - Священномученик Назарий (Грибков) - Священномученик Николай (Постников) - Священномученик Арсений (Троицкий) - Преподобномученик Аполлос (Федосеев) - Преподобномученик Тихон (Бузов) - Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы)
- Мученик Петр (Царапкин).
По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского составлен текст акафиста Новомученникам и Исповедникам Шатурским, который утверждён Богослужебной комиссией Московской епархии 15.10.2003 года.

Акафист (от греч. "гимн для пения стоя"; церк. -слав. "неседален") - в христианском богослужении - особая разновидность церковного хвалебного песнопения, исполняемого всеми присутствующими стоя.

ИКОНА ШАТУРСКИМ СВЯТЫМ

Вопрос:
- Что такое икона?

Для их прославления на Родине была написана икона. Я вам расскажу об том, как она создавалась и каково её содержание.
В соответствии с пунктом 10 определения Архиерейского Собора: «Писать ново-прославленным святым иконы для поклонения...», в январе 2003 года Шатурским святым была написана икона «Собор новомучеников и исповедников Шатурских». Работа была поручена иконо-писцам из г. Москвы.
Перед мастерами стояла очень сложная задача - прежде всего создание иконографического образа собора святых на основе архивных фотоматериалов, полученных из различных источников, в основном из уголовных следственных дел подвижников. Вместе с тем, иконописцы должны были посредством канонической живописи явить свидетельство вечной славы, которую святые мученики получили у Господа ради своего подвига, то есть создать литургический образ.
Для решения такой многоплановой и сложной задачи мастерами была избрана древняя каноническая система живописи, выработанная полуторатысячелетним опытом церковного искусства XVI века, и основанная на знаково-символическом понимании образов, являющих мир иной, новое небо и новую землю, где праведники пребывают в равноангельском состоянии,«... идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание но жизнь безконечная».
При создании общей композиции и замысла иконы перед мастерами не ставилась за- дача изобразить содержание и суть самого подвига, совершенного святыми, а изобра- зить лишь славу святых в Царствии Небесном, что и было исполнено - собор новому- чеников и исповедников Шатурских предстоит в прославленном состоянии.
В верхней части иконы по фону сделана надпись, содержащая наименование иконы. Она выполнена стилизованным уставом XV века. Собор святых угодников Божиих представлен на фоне белокаменного храма. Белый цвет - символ чистоты и непорочности Церкви Христовой. Храм является не только изображением реального здания, он есть собирательный образ Церкви, символ Царствия Небесного.
Перед храмом изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение - символ вечной пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити.» /Мф. 10:28/ Несколько выше представлен Крест, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе, а также - на торжество Церкви над грехом и смертью через крестные страдания Христа. Над Крестом изображение нерукотворного образа Подвигоположника Христа, на Которого устремлен взор всех предстоящих, ради Которого они совершили свой подвиг мученичества. Кем были укрепляемы во время подвига и от Которого прославлены и увенчаны в Царствии Небесном.
Крест является центром композиции и знаменует собой единство Церкви земной и Церкви Небесной. Глава которой Христос.
Святые представлены в виде двух групп справа и слева от Креста и престола. В руке каждого угодника Божия Крест - знамя победы над смертью.
Все предстоящие новомученики и исповедники приняли мученическую кончину (были расстреляны) на полигоне НКВД в пос. Бутово Московской области, где и погребены в безвестной могиле.
Святые на иконе изображены в ризах разного цвета в знак торжества и нескончаемой небесной радости. Нимбы вокруг голов угодников Божиих означают их святость, венец правды и неувядаемой славы небесной.
Особое внимание обращает на себя фигура священномученика ИОАННА ВИНОГРА- ДОВА (первый от престола слева). Которая почти полностью обращена к зрителю, то есть к молящемуся в знак того, что святые получив венцы небесной славы, не забыли своего земного Отечества и выражают непрестанную готовность слышать и принимать молитвы всех обращающихся к ним, предстательствовать и ходатайствовать пред Пре- столом Божиим за всех верных в земном Отечестве сущих.
«Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую церковь и нашу возлюбленную Отчизну да укрепит Господь веру Православ- ных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь». /Из деяний юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 13-16 августа 2000г/
Память каждого подвижника согласно определения Архиерейского Собора соверша- ется в день кончины и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Рос- сийских 7 февраля по новому стилю, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Новописанная икона «Собор новомучеников и исповедников Шатурских» нахо- дится в храме св. великомученицы Параскевы Пятницы в Лузгарино, где всякий же- лающий может помолиться святым угодникам Божьим покровителям Шатурского края и приложиться к иконе.

ЖИТИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ШАТУРСКИХ

Вопрос:
- Что такое жития святых?

Теперь давайте рассмотрим жития Шатурских новомучеников - священномученика Александра (Сахарова) и священномученика Иоанна (Тихомирова).

Священномученик Александр (Сахаров)
3 декабря (20 ноября ст. ст.)
Священномученик Александр родился 15 августа 1875 года в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье диакона Нестора Сахарова.
В 1890 году после окончания Зарайского Духовного училища Александр поступил в Рязанскую Духовную семинарию. На шестом курсе в декабре 1895 года епископом Рязанским Иустином (Полянским) Александр Нестерович был посвящен в стихарь для проповедывания слова Божия с церковной кафедры.
В 1896 году после окончания семинарии Александр Сахаров был определен учителем и преподавателем Закона Божия в Низковское начальное училище Васильевской волости Егорьевского уезда. Поскольку здание училища пришло в крайнюю ветхость, его пришлось закрыть. В сентябре 1897 года Александра Сахарова перевели учителем в Преображенское народное училище в Преображенский Погост Егорьевского уезда.
В 1897 году по благословлению епископа Рязанского и Зарайского Мелетия (Якимова) между деревнями Петровской и Левашево Егорьевского уезда было начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Крестьяне направили владыке прошение, в котором просили “назначить нам в настоящее время священника к Казанской церкви окончившего курс семинарских наук Александра Сахарова”. Со своей стороны Александр Нестерович тоже подал прошение об определении его во священника строящейся Казанской церкви. Владыка одобрил оба эти прошения.
13 ноября 1897 года состоялась диаконская, а на следующий день иерейская хиротония отца Александра, которую епископ Мелетий совершил в кафедральном соборе в честь Рождества Христова.
К заботам о строительстве храма прибавилось послушание в Петровском начальном училище, куда отец Александр был определен в 1898 году. Первое время, когда строилась церковь и дома причта, священник с семейством испытывал трудности и нужду. Приходилось жить в крестьянских избах, нанятых самими прихожанами, а жалованья из казны он пока не получал. 25 мая 1900 года храм был освящен.
В октябре 1907 года отца Александра духовенство округа избрало членом благочиннического совета Второго Егорьевского округа. В 1920 году он был награжден наперсным крестом, а в 1925 году возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. В 1931 году протоиерей Александр Сахаров был награжден митрой.
В 1930 году отец Александр был приговорен к 6 месяцам тюремного заключения и 5 годами высылки за то, что использовал труд домработницы. Однако он опротестовал это решение и окружным судом был оправдан. В 1931 году у семьи Сахаровых отняли последнюю корову. Их дети уже выросли и жили к тому времени отдельно от родителей.
Бывало, что отец Александр нес домой какие-нибудь продукты питания, полученные за исполнения треб от прихожан, ему встречался кто-нибудь из детей, особенно нуждающихся в помощи, и тогда батюшка останавливался и раздавал все детворе.
На Пасху и престольный праздник отец Александр совершал водосвятные молебны, обходя дома прихожан.
Летом 1937 года в клубе села Петровское местные коммунисты несколько раз проводили собрания, на которых обсуждался вопрос о закрытии Казанской церкви и переоборудовании ее под школу. Тогда же были сброшены с церкви колокола.
В конце 1937 года начались массовые аресты священнослужителей и мирян. Отец Александр предчувствовал свой неминуемый скорый арест. В беседе с одним из знакомых он сказал: “Меня наверно скоро возьмут”.
В ночь с 15 на 16 ноября 1937 года протоиерей Александр был арестован и заключен в камеру предварительного следствия в городе Шатуре, откуда через несколько дней его перевели в Егорьевскую тюрьму.
Сколько времени вы служите служителем религиозного культа? спросил следователь.
Священником я служу 40 лет, то есть с 1897 года, ответил отец Александр.
Перечислите всех ваших знакомых, с которыми вы встречались вне службы.
Знакомых, с которыми бы я встречался вне службы, не имею.
Следствию известно, что вы проводите антисоветскую деятельность, создаете приют всяким бродячим священникам и группируете вокруг церкви контрреволюционный монашеский и юродивый элемент, дайте по этому вопросу показания.
Никогда у меня бродячих священников и монашествующих не было. Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя в этом не признаю.
27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Он был доставлен в Таганскую тюрьму города Москвы.
Протоиерей Александр Сахаров был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне Бутово и погребен в безвестной общей могиле.
Жизнь священномученика Александра может послужить примером благочестия, скромности, простоты, необыкновенного христианского мужества, терпения, любви и покаяния.


Священномученик Иоанн (Тихомиров)
17 февраля (4 февраля ст. ст.)

Священномученик Иоанн родился 13 августа 1876 года в городе Владимире в семье мелкого чиновника Петра Тихомирова. В 1897 году Иван Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и вскоре был рукоположен во священника.
До 1930 года он служил в Покровском соборе города Меленки, который входил тогда в состав Ивановской Промышленной Области. В 1926 году отец Иоанн был удостоен сана протоиерея, а в 1932 году награжден палицей.
В апреле 1930 года отец Иоанн был переведен в село Воспушка Петушинского района Московской области, а 17 декабря 1932 года был вновь назначен в Покровский собор в Меленки.
С 17 апреля 1933 года по март 1936 года протоиерей Иоанн служил в селе Власовском Коробовского района Московской области, потом до июня 1936 года в селе Новоселебное. Последним местом его служения, куда он был определен 1 июня 1936 года, был Казанский храм села Петровское Шатурского района Московской области. Настоятелем этого храма в течение 40 лет являлся протоиерей Александр Сахаров.
Во время начавшихся летом 1937 года массовых гонений на Русскую Православную Церковь отца Александра Сахарова в ночь с 15 на 16 ноября арестовали, а 3 декабря расстреляли на полигоне Бутово под Москвой.
Власти готовились арестовать и отца Иоанна. В январе 1938 года следователь Шатурского районного отделения НКВД Сироткин допросил нескольких лжесвидетелей, которые дали такие показания:
“Поп Тихомиров враждебно настроен к существующему советскому строю. Будучи попом в церкви в селе Петровское Тихомиров группировал вокруг себя антисоветский и церковный элемент, совместно с коими проводил контрреволюционную деятельность, направленную к подрыву советской власти. В ноябре 1937 года он среди колхозников, сожалея об арестованном за контрреволюционную деятельность попе Сахарове, с которым Тихомиров поддерживал близкие взаимоотношения, распространял контрреволюционную клевету на неправильные, по его заявлению, аресты, и говорил: “Большевики мучают попов. Вот попа Сахарова арестовали и мучают не за что... В день выборов будут голосовать не только за депутатов, но и за закрытие церкви, поэтому на них ходить не следует”. В 1937 году поп Тихомиров неоднократно у себя на квартире укрывал всяких бродячих попов и контрреволюционных церковников...”.
Через несколько лет в 1957 году один из свидетелей, который в то время занимал должность начальника жилищного управления при городском совете, был передопрошен и рассказал, как развивались события в 1937-1938 годах. “На основании указаний горкома партии, Петровский актив решил закрыть церковь. При наличии попа это сделать было очень трудно. Одного попа Сахарова убрали, через некоторое время по ходатайству граждан прислали второго, Тихомирова. Я и мой друг Кирсанов решили зайти посоветоваться со следователем Сироткиным каким образом его убрать. Он сказал нам, что все оформит, только вы зайдите распишитесь. На следующий день мы к нему зашли и расписались в протоколах. Что в них было написано, мы не читали, не придавали этому особого значения, поскольку надо было любой ценой закрыть церковь. После того, как мы расписались, попа арестовали”.
Отец Иоанн был арестован 26 января 1938 года и заключен в тюрьму Егорьевского района. На следующий день состоялся допрос.
- Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Дайте по этому вопросу показания, - потребовал следователь.
- Контрреволюционной деятельности я не вел и виновным себя не признаю.
- Вы показываете ложно, следствием установлено, что вы проводили контрреволюционную деятельность. Настаиваю на даче правдивых показаний.
- Вторично заявляю, что никакой контрреволюционной деятельности я не вел и виновным себя не считаю.
Следствие на этом было закончено. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу.
Протоиерей Иоанн Тихомиров был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.
Память священномученика Иоанна совершается в день его мученической кончины 4 (17) февраля, а также в день празднования Собора новомучеников и испо-ведников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Вопросы:
- Какой жизненный путь прошли эти люди?
- Какие душевные качества они проявляли по отношению к людям?
- Как они себя повели в сложной ситуации, когда их жизни угрожала опасность?
- Что их объединяет?
- Чему мы должны у них научиться?
- В каком храме они служили?



КАЗАНСКИЙ ХРАМ

Вопрос:
- Что такое храм и каково его назначение?

Теперь ребята поговорим об истории храма, в котором служили священномученик Александр (Сахаров) и священномученик Иоанн (Тихомиров).
Храм в честь иконы Казанской Божией Матери расположен между с. Петровское и д. Левошево, До построения его и образования самостоятельного прихода, эти деревни входили в состав прихода Погоста Преображенского Егорьевского уезда Рязанской губернии, расположенного в шести верстах от вышеозначенных деревень. Однако для крестьян сообщение с приходским храмом всегда было затруднительным, а весной и осенью даже небезопасным в силу обширных болот, пролегавших на пути сообщения. В 1896 г. в июне эти обстоятельства усугубились еще и тем, что от удара молнии приходской храм в Погосте Преображенском сгорел. Крестьяне деревень Петровское и Левошево, удрученные такими обстоятельствами и движимые единодушным желанием иметь свой храм, решением своим, принятым на общем сходе 1 июля 1896 г, обратились к Епархиальному начальству разрешить строить свой храм. Прослышав об этом, крестьяне деревни Тарбеихи (теперь на ее месте расположен г. Шатура) заявили местному благочинному о своем желании присоединиться к новоустроенному Петровско-Левошевскому приходу по тому побуждению, «...что деревня наша в количестве 17 дворов - ревизских душ двадцати шести, а приходских пятидесяти, отстоит от своей приходской церкви в селе Кривандине в десяти верстах, а от предполагаемаго храма при деревне Петровской - в двух верстах. Тем более, что приходская церковь наша в селе Кривандине находится за рекою, чрез которую не имеется моста, приходится переправляться или на плотах, или на самодельных лодках. А с деревнею Петровской сообщение хорошее, сухое, по большой Владимирской дороге. По усердию своему в построении новой церкви обязуемся помогать по силе нашей возможности: и подводами и денежными средствами».
Обращение тарбеевских крестьян, несомненно, помогло решить исход прошения положительно, разрешение было получено, и храм начат постройкой в 1897 г. и окончен в 1900 г. Благочинный округа Василий Бобров в сослужении местного духовенства и при стечении множества прихожан 25 мая 1900 г. освятил вновь устроенную церковь.
Построен храм на средства частных благотворителей, старанием главным образом братьев Смирновых - крестьян деревни Петровской и частию тщанием прихожан. Строительный комитет возглавлял крестьянин д. Петровской Федор Иванович Смирнов, а от д. Левошево - Иван Аверьянович Митрохин. Храм теплый, с тремя престолами в ряд: средний во имя иконы Пресвятыя Богородицы Казанския; правый - во имя Преображения Господня и левый - во имя Святителя Николая Чудотворца и Св. мученицы Царицы Александры. Здание церкви деревянное, выполнено по проекту архитектора А. Саблера в виде креста, пятикупольное, с деревянной колокольней, которая венчалась восьмигранным шатром. Все купола покрыты железом и окрашены медянкою.
Обществами крестьян трех деревень для всех приходских нужд была нарезана земля в количестве 36 десятин: под церковь и кладбище - 1 десятина 1200 сажен; дома и усадьбы священноцерковнослужителей - 1 десятина 1200 сажен; под пахоту-9 десятин 1817 сажен, дровяного леса - 1 десятина 126 сажен; общелуговой -16 десятин 1484 сажени; мелкопесья - 5 десятин 373 сажени. Для священнослужителей побпизости от храма были построены удобные добротные дома.
При храме, согласно описи, имелось довольно обширное книгохранилище богослужебных книг, письменности и библиотека книг духовно-назидательного содержания. Вскоре по прошению крестьян к храму был определен кандидат на должность священника Александр Несторович Сахаров, 1875 года рождения, сына диакона из с. Кривандина Егорьевского уезда, окончивший в 1896 г полный курс учения в Рязанской Духовной Семинарии, и до этого времени служивший учителем приходского училища Погоста Преображенского. 14 ноября 1897 г. Преосвященнейшим Мелетием Александр Сахаров был рукоположен во священника и окончательно назначен к Казанской церкви с Петровского.
Основными ктиторами и благотворителями храма от начала его создания и на многие годы были братья крестьяне Смирновы - Иван, Семен, Алексей, Николай, Федор; семейства зажиточных крестьян Журавлевых, Лашневых; сельские старосты: д. Петровское - Егор Ермилович Петров и д. Левошево - Андрей Артамонович Морозов, а также купец из Москвы Федор Анисимович Вусурин и другие частные благотворители. Более двадцати лет должность старосты храма исполняли, сменяя друг друга, братья Смирновы. Известно, что один из них, Федор Иванович Смирнов, за заслуги по духовному ведомству был удостоен от Государя Императора ко дню Святой Пасхи 17 апреля 1905 г. награды - серебряной медали на Станиславской ленте для ношения на шее.
Мирная и благополучная жизнь прихода окончилась, как и по всей России, в 1917 г., однако храм не закрывался до 1938 г. До этого периода в нем неизменно проводилось богослужение.
В 1930 г повсеместно был запрещен колокольный звон. С колокольни Казанского храма были сброшены все колокола. В 1937 г, 16 ноября арестовали настоятеля храма протоиерея Александра Несторовича Сахарова, который в течение 40 лет бессменно прослужил в нем. 27 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД по Московской области протоиерей Александр Сахаров был осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР «контрреволюционная агитация» и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. 3 декабря 1937 г. приговор был приведен в исполнение на территории Бутовского полигона Московской области, где и захоронен в безвестной могиле. На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 13-16 августа 2000 г. священник Александр Сахаров причислен к лику Святых Новому-чеников и Исповедников Российских.
19 апреля 1938 г., решением президиума Шатурского горсовета РК и ДК на основании решения ВЦИК от 14 апреля 1938 г., Казанский храм в с. Петровское был закрыт, имущество изъято. Само здание храма решено было переоборудовать под неполную среднюю школу Были сняты все пять куполов; колокольня разобрана до нижнего яруса; пол в храме был поднят на 1 метр выше. После полной реконструкции в алтаре разместилась учительская, в колокольне туалет, а на паперти - столовая. Школа просуществовала до 1984 года. Затем здание было передано совхозу «Шатурский» под подсобные нужды, там разместили пошивочный цех.
Осенью 1996 г. директор агропромышленного комбината «Шатурский» Валерий Георгиевич Ларионов передал здание верующим вновь под церковь. Силами же и на средства АПК «Шатурский» здание было реконструировано и восстановлено под храм. В дальнейшем В.Г. Ларионов выделял средства для полного обеспечения богослужения; алтарь скомплектован всем необходимым - священными сосудами, утварью, бого-служебными книгами. Внутри храма установлены паникадила и бра, напольные подсвечники, лампады. Главный храмовый иконостас изготовлен столярами АПК «Шатурский». Помимо внешнего и внутреннего уб-ранства, храм обеспечен цен-тральным отоплением, холодной и горячей водой, телефонной связью тоже за счет АПК «Шатурский».
Первое богослужение в вос-становленном храме состоялось в апреле 1997 года в канун Святой Пасхи - 20 апреля в праздник «Входа Господня в Иерусалим». Службы провел временно назначенный священник Владимир Копенкин.
Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 8 сентября 1997 г. за №1090 в храм Казанской иконы Божией Матери был назначен настоятелем иеромонах Амвросий (Абросимов).

В настоящее время храм представляет собой деревянное здание традиционной формы в виде креста, с одной цен-тральной купольной главой, покрытой медью, заново восстановленной колокольней с шатровым оглавлением, покрытой также медью; имеется звонница, в которой самый большой колокол весит 500 кг. Весь храм покрыт оцинкованным железом.
На территории, прилегающей к храму рас-полагаются ещё два припис-ных храма:
храм блж. Ксении Петербургской
крестильный храм сщмчч. Александра (Сахарова) и Иоанна (Тихомирова).
Настоятелем храма в настоящее время является священник Илия (Дронов).
На сегодняшний день в храме регулярно проводятся все плановые богослужения и совершаются все церковные требы.
Вот такова история этого храма. Как видим в его истории и судьбах священномучеников Александра (Сахарова) и Иоанна (Тихомирова) как в капле воды отразилась история нашей страны и судьбы нашего народа.



5. Закрепление материала

Вопросы:
- Какие события произошли в России в начале ХХ века?
- Какова была судьба Русской Православной Церкви в этот период?
- Кто такие новомученики, исповедники, страстотерпцы?
- Зачем святые терпели мучения? Шли на смерть?
- А какие плоды принесли их страдания новомучеников за Христа? - А о чем напоминают нам имена мучеников?

6. Домашнее задание: Тема 17 , задания 5 – 10, конспект урока.


При составлении плана урока использовалась следующая литература:

- Быков П. Собор Новомучеников и исповедников Шатурских. // Газета «Шатурский Вестник», 2003, № 5(364)
- Быков П. Священномученик Александр (Сахаров).// Газета «Шатурский Вестник», 2003, № 41, 42, 44, 45, 46, 49.
- Быков П. Священномученик Иоанн (Тихомиров)//Газета «Шатурский Вестник»,2004, №7
- Быков П. Казанский храм.// Газета «Шатурский Вестник», 2002, №50(358)
- http://shaturablago.narod.ru/index.html_Официальный сайт Шатурского благочиния РПЦ (МП)












13PAGE 15


13PAGE 14115



Свщмч. Александр (Сахаров) в Казанском храме._Фото 1930 г.

Казанский храм с.Петровского (место служения прот. А. Сахарова). Фото 1935 г.

Свщмч. Александр (Сахаров) после ареста.
Фото 1937 г.

Священномученик Иоанн (Тихомиров)
Фото начала ХХ века.


Священномученик Иоанн (Тихомиров) после ареста.
Фото 1938 г.


Строитель Казанского храма с. Петровское Фёдор Иванович Смирнов (в центре с орденом).
Новоотлитые колокола для храма. Фото 1905 г.


Освящение Казанского храма
в селе Петровское 23 июля 2005г


Храм Казанской иконы Божией Матери с. Петровское
(современный вид)