Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «В ритме танца»


УО Администрации городского округа г.Кулебаки
МБОУ Гремячевская школа № 2
Программа
внеурочной деятельности
общекультурного направления
«В ритме танца»
Возраст детей: с 7 лет
Срок реализации программы – 4 года
Составитель:
Маслова Н.Н.
учитель начальных классов
р.п. Гремячево
2016 г.
Пояснительная записка.
Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ федеральными государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности общекультурного направления «В ритме танца».
Актуальность
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Данная программа интегрированная и является результатом социального запроса по удовлетворению интеллектуальных потребностей и интересов учащихся.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Цель программы: развитие эмоциональной и двигательной сферы детей младшего школьного возраста через подвижные игры и музыкальную деятельность
Задачи:
Обучающая:
Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям;
научить соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой;
сформировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала;
научить выразительности и пластичности движений;
Развивающая
развить интерес к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
развить основы музыкальной культуры;
способствовать развитию музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях;
развить умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;
развить умения определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).
Воспитывающая:
воспитание организованной, гармонически развитой личности.
приобщить обучающихся к творческой деятельности через искусство хореографии;
сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества.
Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.
Особенностью данной программы является то, что она позволяет развивать индивидуальность обучающегося в творчестве, поддерживать   своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся. Благодаря общению в группе единомышленников, позволяет развивать коммуникативные навыки.

Программа внеурочной деятельности «В ритме танца» рассчитана на 4 года, 1 час в неделю, 34 в год в 1-4 классах.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и связано с содержанием учебной деятельности по предметам.
Межпредметные связи
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.
Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями «угол поворота», «направление движения», «доли счета» (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Формы работы.
Занятия по программе «В ритме танца» включают в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса.
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия. В конце каждого занятия учащиеся под руководством педагога анализируют свою работу, используя метод взаимооценки.
Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях хореографией, находят широкое применение на других занятиях и уроках в школе.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельность
Программа внеурочной деятельности «В ритме танца» способствует формированию личностных, метапредметных и предметных учебных действий.
Личностные результаты:
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными танцами, играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение.
Метапредметные результаты:
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
раскрывать понятия: синхронно, выворотно, музыкально, ритмично;
ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;
выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Предметные результаты
выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне;
развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки);
развитие чувства ритма;
умения характеризовать музыкальное произведение;
согласовывать музыку и движение.
Формы подведения итогов
По каждому разделу программы проводятся итоговые занятия для обучающихся на которых могут присутствовать родители и педагоги. В конце учебного года проводится отчетный концерт, в котором принимают участие все обучающиеся. Для творческого роста, в течение года обучающиеся принимают участие в поселковых и районных мероприятиях, конкурсах, фестивалях и концертах.
Основными показателями танцевальной культуры и эстетической воспитанности обучающихся хореографическому искусству можно считать музыкальность, благородство манеры исполнения танца, а также способность самостоятельно оценивать свои творческие способности, наличие у обучающихся нравственной воспитанности выражающейся в поведении в коллективе, их трудолюбии, взаимопомощи, доброжелательности, общественной сознательности.
Диагностирование результатов
В течение учебного года все обучающиеся проходят диагностику с целью проверки начальных и итоговых знаний, умений и навыков, которые осуществляется во время занятий посредством:
- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
- опросов по изученным темам;
- проведение открытых уроков для родителей;
- организация танцевальных конкурсов;
- участие в праздничных программах, концертах;
- проведение итогового занятия в конце учебного года;
- фиксации частота участия в творческих номерах.
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых творческих номеров.
тематический план
1 класс
№№
п\п Наименование тем Кол-во часов
Всего Теория Практика
1 Организационная работа 1 1 -
2 Основы музыкальной грамоты 4 1 3
3 Упражнения на ориентировку в пространстве 4 - 4
4 Основы классического танца 3 - 3
5 Ритмичные упражнения 5 - 5
6 Акробатика 4 1 3
7 Ролевые игры, этюды 5 - 5
8 Актерское мастерство 4 - 4
9 Танцевальная импровизация 4 - 4
ИТОГО: 34 2 32
Содержание программы 1 класс
Организационная работа (1 час).
Теория. Беседа по теме: «Мир танца» (о целях и задачах предусмотренных программой, о правилах поведения на занятиях).
Основы музыкальной грамоты (4 часа).
Теория. Прослушивание музыкального оформления, определяя характер музыки (грустная, веселая), темп (быстро, медленно), динамичность (тихо, громко).
Практическая работа:
- упражнения для развития музыкального слуха, с помощью хлопков руками, притопов выражать в движении характер музыки и ее настроения;
- исполнение прыжков, ходьбы по залу, поворотов, бега, меняя темп согласно музыкальному оформлению;
- музыкально-ритмичные игры («Колобок», «Скакалка», «Кошечка» и т.д.).
Упражнения на ориентировку в пространстве (4 часа).
Практическая работа:
- построения и перестроения (в шеренгу, в колонну, в круг);
- движения по залу в разных направлениях, по команде (хлопок в ладоши) выстраиваемся в условную фигуру;
- музыкально-ритмичные игры на ориентировку в пространстве («Горошины», «Лесная зверобика», «Мы играем» и т.д.).
Основы классического танца (3 часа).
Практическая работа:
- постановка корпуса, рук, ног, головы. Позиции рук, ног, поклон;
- упражнения для развития устойчивости и выворотности стопы;
- прыжки по позициям ног.
Ритмичные упражнения (5 часов).
Практическая работа:
-упражнения на середине зала (разминка по физиологическому принципу (движения головы, шеи, плеч, рук, наклоны корпуса, прыжки));
- упражнения в продвижении по залу (игра «Веселый зоосад»);
- упражнения в партере (на ковриках);
- упражнения на расслабления (релаксация);
- упражнения с предметами (мяч, скакалка, ленты);
- комбинации движений на середине и в продвижении по залу.
Акробатика (4 часа).
Теория Техника безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Практическая работа:
- кувырки, стойка на носках, руки вверх, ладони в потолок, смотреть на руки;
- колесо, равновесие;
- шпагат, мостик (с положения лежа).
Ролевые игры, этюды (5 часов).
Практическая работа:
- игры: «В гостях у Виннипуха», «У тетушки Натальи», «На бабушкином дворе», «Изобреталки»;
- этюды: «Куклы», «Поварята», «Снежинки», «Во дворе».
Актерское мастерство (4 часа).
Практическая работа:
- пантомима (игра «Царь горох» - жестами и мимикой дети изображают различные действия, «Море волнуется», «Угадай кто?» изображают животных);
- инсценировки (сказки «Теремок», «Репка»).
Танцевальная импровизация (4 часа).
Практическая работа:
- передача настроения в импровизации, в разные времена года, в разную погоду;
- импровизация «Магазин игрушек»;
- импровизация «В лесу» (свободная форма импровизации на определенную музыку).
тематический план
2 класс
№№
п\п Наименование тем Кол-во часов
Всего Теория Практика
1 Организационная работа 1 1 -
2 Ритмика 14 1 13
2.1 Основы музыкальной грамоты 1 1 -
2.2 Музыкально-пространственные упражнения 2 - 2
2.3 Ритмичные упражнения 2 - 2
2.4 Акробатика 2 1 1
2.5 Актерское мастерство 2 - 2
2.6 Музыкально-ритмические композиции 4 - 4
2.7 Итоговое занятие 1 - 1
3 Основы классического танца 5 1 4
3.1 Знакомство с классическим танцем 1 1 -
3.2 Упражнения у станка 2 - 2
3.3 Прыжки, верчения 1 - 1
3.4 Итоговое занятие 1 - 1
4 Основы русского народного танца 5 1 4
4.1 Знакомство с русским народным танцем 1 1 -
4.2 Основные положения рук, ног 2 - 2
4.3 Основные движения 2 - 2
4.4 Итоговое занятие 1 - 1
5 Постановочно-репетиционная работа 8 1 7
5.1 Знакомство с сюжетом танцевально-театрализованной композиции 1 1 -
5.2 Разучивание танцевальных комбинаций. 3 - 3
5.3 Репетиционная работа 4 - 4
6 Отчетный концерт 1 - 1
ИТОГО: 34 3 31

Содержание программы 2 класс
Раздел 1. Организационная работа. (1 час)
1.1 Вводное занятие. Общие правила техники безопасности на занятиях.
Раздел 2. Ритмика. (14 часов)
2.1 Основы музыкальной грамоты. (1 час)
Теория. Повторение материала 1 класса. Определение куплетной формы (вступление, запев, припев), музыкальные размеры (2/4, 3/4, 4/4), жанров музыки (марш, песня, танец).
2.2. Музыкально-пространственные упражнения. (2 часа)
Практическая работа:
- исполнение прыжков, ходьбы по залу, поворотов, бега, меняя темп согласно музыкальному оформлению;
- музыкально-ритмичные игры: «Музыкальный паровозик», «Зеркальное отражение», «Башмачки» и т.д.).
Ритмичные упражнения. (2 часа)
Практическая работа:
- упражнения на середине зала, в продвижении по залу; упражнения в партере (на ковриках), на расслабления (релаксация);
- комбинации движений на середине и в продвижении по залу.
Акробатика (2 часа)
Теория. Акробатика и ее виды, техника безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Практическая работа:
- шпагат, прыжки со сменой ног «козлик», мостик (с положения лежа, стоя);
- комбинация акробатических движений.
Актерское мастерство: (2 часа)
Практическая работа:
- пантомима, ролевые игры;
- инсценировки сказки: «Бременские музыканты».
2.6 Музыкально-ритмические композиции. (4 часа)
Практическая работа:
- разучивание движений, комбинаций музыкально-ритмической композиции «Фонарики»;
- соединения основных рисунков (фигур);
- танцевально-игровые этюды.
2.7. Итоговое занятие. (1 час)
Раздел 3. Основы классического танца. (5 часов)
3.1 Знакомство с классическим танцем.
Теория. Беседа по теме: «История балета» (первоначальное представление охореографии); прослушивание фонограмм.
Упражнения у станка. (2 часа)
Практическая работа:
- (лицом к станку): demi-plie, (маленькое приседание) и grand-plie (большое приседание) по 1,2,3 позициям ног,
- battement tendus (вытянутый бросок ногой) вперед, в сторону, назад с 1 позиции ног, releve (подъем) на полупальцы с 1,2 позициях,
3.3. Прыжки, верчения. (1 час)
Практическая работа:
Прыжки на двух ногах по 1,2 и 6 позициях, вращение корпуса (отработка положения головы при повороте корпуса).
3.4 Итоговое занятие.(1 час)
Раздел 4. Основы русского народного танца. (5 часов)
4.1 Знакомство с русским народным танцем.
Теория. Беседа по теме: «Истоки русского народного танца», прослушивание фонограмм.
4.2. Основные положения рук, ног. (2 часа)
Практическая работа:
- основные положения ног (пять открытых и пять прямых позиций ног);
- 1,2,3 – классические позиции рук, 4 - руки на поясе, 5 - руки скрещены перед грудью, но не прикасаются к корпусу. 6 - руки согнуты в локтях и заведены за голову. 7 - руки согнуты в локтях и положены тыльной стороной кисти за спину на пояс.
4.3. Основные движения. (2 часа)
- поклон, ходы и проходки (простой бытовой шаг, переменный шаг, ход с каблука, ход с носка, плавный ход, боковой ход, притопы);
- движения: «Ковырялочка», «Моталочка», «Присядка»
4.4. Итоговое занятие. (1 час)
Раздел 5. Постановочно-репетиционная работа. (8 часов)
Теория. 5.1 Знакомство с сюжетом танцевально-театрализованной композиции, распределение ролей.
5.2. Разучивание танцевальных комбинаций. (3 часа)
Практическая работа.
Постановочная работа:
- изучение отдельных движений;
- сборка отдельных движений в танцевальную комбинацию;
- разводка танца по рисункам, фигурам.
5.3. Репетиционная работа. (4 часа)
Практическая работа:
- отработка отдельных движений танцевального номера;
- отработка комбинаций движений;
- соединение основных рисунков в композицию;
- работа на сцене.
6. Отчетный концерт.
Календарно-тематическое планирование по программе
внеурочной деятельности общекультурного направления
«В ритме танца» 2 классе.
Педагог Маслова Н.Н.
№№
п\п Наименование тем Кол-во часов Всего Теория Практика дата
1 Организационная работа. 1 1 - 02.09
Ритмика. 14 2 12 2. Основы музыкальной грамоты. 1 1 - 09.09
3.
4. Музыкально-пространственные упражнения.
Музыкально-пространственные упражнения.
2 - 2 16.09
23.09
5.
6. Ритмичные упражнения.
Ритмичные упражнения. 2 - 2 30.09
07.10
7.
8. Акробатика.
Акробатика. 2 1 1 14.10
21.10
9.
10 Актерское мастерство.
Актерское мастерство. 2 - 2 28.10
11.11
11.

12.
13.
14. Музыкально-ритмические композиции.
Музыкально-ритмические композиции.
Музыкально-ритмические композиции.
Музыкально-ритмические композиции.
4 - 4 18.11
25.11
02.12
09.12
15. Итоговое занятие 1 - 1 16.12
Основы классического танца 5 1 4 16. Знакомство с классическим танцем. 1 1 - 23.12.
17.
18. Упражнения у станка.
Упражнения у станка. 2 - 2 30.12
13.01
19. Прыжки, верчения. 1 - 1 20.01
20. Итоговое занятие. 1 - 1 27.01
Основы русского народного танца 6 1 5 21. Знакомство с русским народным танцем 1 1 - 03.02
22.
23. Основные положения рук, ног.
Основные положения рук, ног 2 - 2 10.02
17.02
24.
25. Основные движения.
Основные движения. 2 - 2 24.02
03.03
26. Итоговое занятие 1 - 1 10.03
Постановочно-репетиционная работа 8 1 7 27. Знакомство с сюжетом танцевально-театрализованной композиции 1 1 - 17.03
28.
29.
30. Разучивание танцевальных комбинаций.
Разучивание танцевальных комбинаций.
Разучивание танцевальных комбинаций.
3 - 3 07.04
14.04
21.04
31.
32.
33. Репетиционная работа.
Репетиционная работа.
Репетиционная работа.
3 - 3 28.04
12.05
19.05
34.
Отчетный концерт.
1
1 26.05
ИТОГО: 34 6 28

тематический план
3 класс
№№
п\п Наименование тем Кол-во часов
Всего Теория Практика
1 Организационная работа 1 1 -
2 Ритмика 9 1 8
2.1 Ритмичные упражнения 2 2
2.2 Акробатика 2 1 1
2.3 Актерское мастерство 2 - 2
2.4 Музыкально-ритмические композиции 2 - 2
2.5 Итоговое занятие 1 - 1
3 Основы классического танца 5 - 5
3.1 Упражнения у станка 2 - 2
3.2 Упражнения на середине 2 - 2
3.3 Итоговое занятие 1 - 1
4 Основы русского народного танца 5 - 5
4.1 Основные движения 2 - 2
4.2 Комбинации движений 2 - 2
4.3 Итоговое занятие 1 - 1
5 Основы бального танца 7 1 6
5.1 Знакомство с бальным танцем 1 1 -
5.2 Основные танцевальные положения 1 - 1
5.3 Основные танцевальные элементы 2 - 2
5.4 Танцевальная композиция 2 - 2
5.5 Итоговое занятие 1 - 1
6 Постановочно-репетиционная работа 8 1 7
6.1 Знакомство с сюжетом танцевально-театрализованной композиции 1 1 -
6.2 Разучивание танцевальных комбинаций 3 - 3
6.3 Репетиционная работа 4 - 4
7 Отчетный концерт 1 - 1
ИТОГО: 34 3 31
Содержание программы 3 класс
Раздел 1. Организационная работа. (1 час)
1.1 Здоровый образ жизни и его составляющие.
Раздел 2. Ритмика. (9 часов)
Ритмичные упражнения. (2часа)
Практическая работа:
- комбинации движений на середине и в продвижении по залу;
- упражнения с предметами, в партере, релаксация.
Акробатика. (2 часа)
Теория. Техника безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Практическая работа:
- кувырки, колесо, стойка на лопатках, стойка на голове, шпагат, мостик комбинация акробатических движений.
Актерское мастерство. (2 часа)
Практическая работа:
- пантомима, этюды;
- инсценировки сказки: «В гостях у Бабы яги».
Музыкально-ритмические композиции. (2 часа)
Практическая работа:
- разучивание движений, комбинаций музыкально-ритмической композиции «Горошинки»;
- соединения основных рисунков (фигур).
2.5. Итоговое занятие. (1 час)
Раздел 3. Основы классического танца. (5 часов)
3.1. Упражнения у станка. (2 часа)
Практика:
- повторение материала 2 класса (дополнительно изучаются подготовительные положения руки, закрывание руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда);
- rond de jambe par terre, (круг ногой по полу) с 1 позиции ног, растяжки.
3.2 Упражнения на середине. (2 часа)
Практика:
- demi-plie, (маленькое приседание) и grand- plie (большое приседание) по 1,2,3 позициям ног,
- battement tendus (вытянутый бросок ногой) вперед, в сторону, назад с 1 позиции ног, releve (подъем) на полупальцы с 1,2 позициях.
3.5. Итоговое занятие. (1 час)
Раздел 4. Основы русского народного танца. (7 часов)
4.1. Основные движения.(2 часа)
Практическая работа:
- повторение материала 2 класса (дополнительно изучаются дробные выстукивания);
- движения: «Гармошка», «Верёвочка»; «Бегунец».
4.2. Комбинации движений.(2 часа)
Практическая работа:
- основные движения танца «Хоровод»: хороводный шаг, приставной, основные фигуры танца «Хоровод»: круг, линия, два круга, круг в круге;
- смена танцевального рисунка, комбинация к танцу «Хоровод»;
- танцевально-игровые этюды.
4.3. Итоговое занятие.(1 час)
Раздел 5. Основы бального танца. (7 часов)
5.1. Знакомство с бальным танцем. (1 час)
Теория. Первоначальное представление о бальном танце. Беседа по теме: «История возникновения бального танца».
Основные положения бального танца. (1 час)
Практическая работа:
- положения рук, ног, головы, корпуса, положения в паре, поклон.
5.3 Основные элементы бального танца. (2 часа)
Практическая работа:
- «Полька» (ход танца, подскоки, прыжки, галоп, повороты);
- «Полька» (работа в паре).
5.4. Композиция бального танца.(2 часа)
Практическая работа:
Композиция танца «Полька»:
- соединения движений в комбинацию;
- смена танцевального рисунка (работа в паре).
. Итоговое занятие. (1 час)
Раздел 5. Постановочно-репетиционная работа.
5.1 Знакомство с сюжетом танцевально-театрализованной композиции. (1 час)
5.2. Разучивание танцевальных комбинаций. (2 часа)
Практическая работа.
Постановочная работа:
- изучение отдельных движений, сборка отдельных движений в танцевальную комбинацию;
- разводка танца по рисункам, фигурам.
5.3. Репетиционная работа.(3 часа)
Практическая работа:
- отработка отдельных движений танцевального номера;
- отработка комбинаций движений;
- соединение основных рисунков в композицию, работа на сцене.
6. Отчетный концерт. (1 час)
Календарно-тематическое планирование по программе
внеурочной деятельности общекультурного направления

«В ритме танца» 3 класс
№№
п\п Наименование тем Кол-во часов Дата
Всего Теория Практика 1 Организационная работа 1 1 - 2 Ритмика 9 1 8 2.1 Ритмичные упражнения 2 2 2.2 Акробатика 2 1 1 2.3 Актерское мастерство 2 - 2 2.4 Музыкально-ритмические композиции 2 - 2 2.5 Итоговое занятие 1 - 1 3 Основы классического танца 5 - 5 3.1 Упражнения у станка 2 - 2 3.2 Упражнения на середине 2 - 2 3.3 Итоговое занятие 1 - 1 4 Основы русского народного танца 5 - 5 4.1 Основные движения 2 - 2 4.2 Комбинации движений 2 - 2 4.3 Итоговое занятие 1 - 1 5 Основы бального танца 6 1 5 5.1 Знакомство с бальным танцем 1 1 - 5.2 Основные танцевальные положения 1 - 1 5.3 Основные танцевальные элементы 1 - 1 5.4 Танцевальная композиция 2 - 2 5.5 Итоговое занятие 1 - 1 6 Постановочно-репетиционная работа 7 1 6 6.1 Знакомство с сюжетом танцевально-театрализованной композиции 1 1 - 6.2 Разучивание танцевальных комбинаций 3 - 3 6.3 Репетиционная работа 3 - 3 7 Отчетный концерт 1 - 1 ИТОГО: 34 4 30
тематический план
4 класс
№№
п\п Наименование тем Кол-во часов
Всего Теория Практика
1 Организационная работа 1 1 -
2 Современная хореография 10 1 9
2.1 Знакомство с современной хореографией 1 - 1
2.2 Упражнения на середине зала 2 2
2.3 Акробатика 2 1 1
2.4 Актерское мастерство 2 - 2
2.5 Танцевальные комбинации 2 - 2
2.6 Итоговое занятие 1 - 1
3 Основы классического танца 5 - 5
3.1 Упражнения у станка 2 - 2
3.2 Упражнения на середине 2 - 2
3.3 Итоговое занятие 1 - 1
4 Основы русского народного танца 5 - 5
4.1 Основные движения 2 - 2
4.2 Комбинации движений 2 - 2
4.3 Итоговое занятие 1 - 1
5 Основы бального танца 5 - 5
5.1 Основные танцевальные элементы 2 - 2
5.4 Танцевальная композиция 2 - 2
5.5 Итоговое занятие 1 - 1
6 Постановочно-репетиционная работа 7 1 6
6.1 Знакомство с сюжетом танцевально-театрализованной композиции 1 1 -
6.2 Разучивание танцевальных комбинаций. 3 - 3
6.3 Репетиционная работа 3 - 3
7 Отчетный концерт 1 - 1
ИТОГО: 34 3 31
Содержание программы 4 класс
Раздел 1. Организационная работа. (1 час)
Теория. Питание и физическая нагрузка. Питьевой режим до и после занятий.
Раздел 2. Современная хореография. (10 часов)
Упражнения на середине зала. (2 часа)
Теория. Знакомство с современной хореографией. Прослушивание фонограмм современной музыки, просмотр видеоматериала.
Практика:
- упражнения для стоп, колен, бедер, движения, для грудной клетки, повороты, прыжки;
- партерная гимнастика (упражнения на ковриках).
2.3 Акробатика. (2 часа)
Теория. 2.1 Техника безопасности при выполнении акробатических упражнений. Терминология.
Практическая работа:
- кувырки, колесо, стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках, шпагат, мостик комбинация акробатических движений.
2.4 Актерское мастерство. (2 часа)
Практическая работа:
- пантомима, этюды, ролевые игры;
- инсценировки, театр-экспромт.
2.5 Комбинации движений. (2 часа)
- комбинации движений с предметами (обруч, мяч, скакалка);
- танцевально-игровые комбинации.
Итоговое занятие. (1 час)
Раздел 3. Основы классического танца. (5 часов)
Практическая работа:
Упражнения у станка. (2 часа)
Практическая работа:
- повторение материала 3 класса. Обобщение полученных практических навыков и знаний. Все движения исполняются одной рукой за станок: demi – plies (деми-плие) в сочетании с геlеvе (релеве);
- grand plie (гранд-плие), battements tendu (батман тандю) по 3, 5 позициям, battements tendu jete (батман тандю жете) по 3, 5 позициям, rond de jambe par terre (ронд де жам пар тер) grand battements (гранд батман жете) по 3, 5 позициям.
3.2 Упражнения на середине зала. (2 часа)
- demi – plies (деми-плие) и grand plie (гранд-плие), battements tendu (батман тандю) по 3, 5 позициям;
- прыжки: исходное положение - 6-я позиция ног, echappes с 6-ой позиции ног на 2-ю, ]еtе (вперед, назад), прыжок с двух ног на одну.
3.3. Итоговое занятие. (1 час)
Раздел 4. Основы русского народного танца. (5 часов)
4.1. Основные движения.(2 часа)
Практическая работа:
- повторение материала 3 класса (дополнительно изучаются усложненные комбинации каблучных движений);
- движения: «Веревочка», прыжковые комбинации, вращения.
4.2. Комбинации движений.(2 часа)
Практическая работа:
- основные движения танца «Плясовая»: шаги, проходки, бег, прыжки, притопы, «Ковырялочка», «Гармошка», «Верёвочка», соединения движений в комбинацию;
- смена танцевального рисунка, танцевально-игровые этюды.
4.3. Итоговое занятие.(1 час)
Раздел 5. Основы бального танца. (5 часов)
5.1 Основные танцевальные элементы. (2 часа)
Практическая работа:
- «Фигурный вальс» (положение в паре, поклон, вальсовая дорожка, балансе, повороты);
- «Фигурный вальс» (работа в паре).
5.4. Композиция бального танца.(2 часа)
Практическая работа:
Композиция танца «Фигурный вальс»:
- соединения движений в комбинацию;
- смена танцевального рисунка (работа в паре).
5.6. Итоговое занятие. (1 час)
Раздел 6. Постановочно-репетиционная работа. (7 часов)
Теория.6.1 Знакомство с сюжетом танцевально-театрализованной композиции. (1 час)
6.2. Разучивание танцевальных комбинаций. (2 часа)
Практическая работа.
Постановочная работа:
- изучение отдельных движений, сборка отдельных движений в танцевальную комбинацию;
- разводка танца по рисункам, фигурам.
6.3. Репетиционная работа.(3 часа)
Практическая работа:
- отработка отдельных движений танцевального номера;
- отработка комбинаций движений;
- соединение основных рисунков в композицию, работа на сцене.
6. Отчетный концерт. (1 час)
Календарно-тематическое планирование по программе
внеурочной деятельности общекультурного направления
«В ритме танца» в 4 классе.
Педагог Маслова Н.Н.
№№
п\п Наименование тем Кол-во часов Дата
проведения
Всего Теория Практика 1 Организационная работа 1 1 - 2 Современная хореография 10 1 9 2.1 Знакомство с современной хореографией 1 - 1 2.2 Упражнения на середине зала 2 2 2.3 Акробатика 2 1 1 2.4 Актерское мастерство 2 - 2 2.5 Танцевальные комбинации 2 - 2 2.6 Итоговое занятие 1 - 1 3 Основы классического танца 5 - 5 3.1 Упражнения у станка 2 - 2 3.2 Упражнения на середине 2 - 2 3.3 Итоговое занятие 1 - 1 4 Основы русского народного танца 5 - 5 4.1 Основные движения 2 - 2 4.2 Комбинации движений 2 - 2 4.3 Итоговое занятие 1 - 1 5 Основы бального танца 5 - 5 5.1 Основные танцевальные элементы 2 - 2 5.4 Танцевальная композиция 2 - 2 5.5 Итоговое занятие 1 - 1 6 Постановочно-репетиционная работа 7 1 6 6.1 Знакомство с сюжетом танцевально-театрализованной композиции 1 1 - 6.2 Разучивание танцевальных комбинаций. 3 - 3 6.3 Репетиционная работа 3 - 3 7 Отчетный концерт 1 - 1 ИТОГО: 34 3 31 Методическое обеспечение
Организационное занятие.
- Беседа на тему: «Мир танца».
Основы музыкальной грамоты.
- Музыкальное оформление – «Классическая музыка» Диск № 3,
« Русская народная музыка» Диск № 7,
«Песни из мультфильмов и кино» Диск № 1.
- Музыкально-ритмичные игры: мяч, скакалка.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
- Музыкальное оформление - марш, «Детский фольклор» Диск № 2
Основы классического танца.
- Схема позиций рук, ног.
- Музыкальное оформление - «Классическая музыка» Диск № 3.
Ритмичные упражнения.
- Музыкальное оформление – « Детские песни из мультфильмов и кино» Диск № 1.
- Упражнения в партере, на расслабления - коврики.
- Упражнения с предметами - мячи, скакалки, ленты
- Музыкальное оформление – «Классическая музыка» Диск № 3.
Акробатика.
- Музыкальное оформление «Музыка современных исполнителей» Диск № 4.
- Акробатические упражнения – коврики.
Ролевые игры, этюды.
- Музыкальное оформление Диск № 1, Диск 4.
- Исполнение этюдов – деревянные ложки, скакалки, мячи, обручи.
Актерское мастерство.
- Инсценировки – муляж теремка, репки из картона, маски зверей, костюмы.
- Музыкальное оформление «Сказки для маленьких» Диск № 5.
Танцевальная импровизация.
- Музыкальное оформление «Классическая музыка» Диск № 3.
Условия реализации программы
Учитывая, что в хореографическое объединение часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач педагога является исправление дефектов осанки, если они обнаружатся (кифоз, лордоз, сколиоз). Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.
Обучающиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские праздники, в дни зимних каникул хореографический коллектив принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, на избирательных участках, помощь товарищам по коллективу в различных танцев, замена заболевших, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе, в лагерях.
Занятия проводятся в зале, оборудованном так называемыми станками – одним гладко отполированной круглой палкой в диаметре 5-7 см, закрепленными стене металлическими кронштейнами. Расстояние от пола до верхней – 100 см, расстояние между кроштейнерами 2,5-3 см. высота палки устанавливается в соответствии с ростом исполнителей. Станок служит обучающимся опорой во время исполнения упражнений и при разучивании танцевальных элементов. Они держатся руками за станок, что помогает удерживать корпус в равновесии.
Зал для занятий должен быть чистым, светлым, пол – деревянным. Температура воздуха в зале – 15-16 градусов. В зале установлены зеркала для того, чтобы обучающие следили за своим отражением, могли контролировать себя и исправлять ошибки.
До начала занятий помещение необходимо проветрить, пол чисто подмести, взбрызнуть водой, чтобы ноги не скользили, и не поднималась пыль.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки надевают купальник без рукавов и широкие юбочки. Обувь тапочки на мягкой подошве.
Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки, ленты, мячи и т.д.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками.
Данная программа может быть использована для работы педагогов в кружках центров детского творчества, дополнительного образования, также в подростковых клубах для детей старшего возраста.
Программа предусматривает связь с программами средней общеобразовательной школы:
- физкультурой, этикой,
- Мировой художественной культурой.
Материально-техническое обеспечение занятий.
Занятия проходят в танцевальном зале, оборудованном специальными станками и зеркалами. Для практических занятий применяется индивидуальный тренировочный материал: коврики, скакалки, мячи. Для музыкального оформления занятий и просмотра видеозаписей используется видео и аудио аппаратура. Обучающиеся занимаются в тренировочных костюмах и в специальной обуви.
Литература для педагога
Матвеев А.П., Физическая культура 1-4 классы [Текст] / А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2009. – 32 с.
Турлова Л.В., Программа по дисциплине «Ритмика» [Текст] / Л.В. Турлова – Троицкое, 2008. – 12 с.
Ковалёва Г.С., Логинова О.Б., Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова.-2-е изд., - М. Просвещение, 2010. – 120 с.
Асмолова А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А.Г. Асмолова – М: Просвещение, 2010. – 221 с.
Одинцова И.Б., Аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика: современные методики. Рекомендации специалиста [Текст] / И.Б.Одинцова – М: Эксмо, 2003. – 160 с.
Бабенкова Е.А, Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Бабенкова - М: Астрель, 2006. – 208 с.
Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики [Текст] / Л.И. Пензулаева – М: Мозаика-Синтез, 2010. – 128 с.
Петров П.К., Методика преподавания гимнастики в школе [Текст] / П.К. Петров - М: Владос, 2000. – 448 с.
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической культуры 1-4 классы. Методическое пособие и программа [Текст] / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик - М: Владос, 2002. – 208 с.
Литература для обучающихся
Матвеев А.П., Физическая культура 1 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2009. – 111 с.
Матвеев А.П., Физическая культура 2 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2010. – 143 с.
Матвеев А.П., Физическая культура 3-4 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2008. – 160 с.
Скребцова Л., Сркебцова М. , Сказочный справочник здоровья. Для детей и их родтелей. Т-1., [Текст] / Л. Скребцова, М. Скребцова – М:Амрита-Русь, 2004. – 272 с.
Скребцова Л., Сркебцова М. , Сказочный справочник здоровья. Для детей и их родтелей. Т-2., [Текст] / Л. Скребцова, М. Скребцова – М:Амрита-Русь, 2006. – 224с..
Понятийный аппарат
Аэробика - гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает соблюдать ритм выполнения упражнений.
Балет - вид сценического искусства, в котором действия персонажей выражается через танцы и музыку.
Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
общее название бальных танцев ,исполняющихся в закрытой позиции
Выносливость – способность человека сопротивляться действию повторных нагрузок;
Гибкость - способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой;
Гимнастика – вид спорта , включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках
Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода .
Здоровье – состояние живого организма , при котором организм способен полностью выполнять свои функции.
Здоровый образ жизни - образ жизни человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Игры детские - вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни.
Организм – тело , обладающее совокупностью свойств , отличающих его от неживой материи.
Пи́ща — всё, что пригодно для еды и питья живыми организмами.
Основное назначение пищи — быть источником энергии и «строительного материала» для организма.
Партерная гимнастика - слово партер произошло от французского parterre (по земле): слово par — по, а слово terre — земля. Под "партерной" гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров
Полька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.
Пульс (от лат. pulsus - удар, толчок) — колебания стенок кровеносных сосудов.
Режим дня — это заранее точно установленный, размеренный образ жизни
Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения
Самоконтроль Контроль над самим собой, над своей работой
Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела.
Сила - способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам.
Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках…
Фанк-аэробика (Funk) – для этого вида занятий характеран особая техника движений (пружинящая ходьба) и более свободная пластика рук, акцентируется танцевальность и эмоциональность движений
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.
Фитнес (англ. fitness, от глагола "to fit" — соответствовать, быть в хорошей форме) — в более широком смысле — это общая физическая подготовленность организма человека
Хорово́д (хоро, коло, корогод, карагод, харагод) — древний народный круговой обрядовый танец и содержит в себе элементы драматического действа.
Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).