Театрализованный концерт В ритме танца

Театрализованный концерт
«В РИТМЕ ТАНЦА»

Чем раньше в своей жизни человек соприкасается с музыкой, тем более ярким и богатым видит он мир вокруг себя, взрослея. Музыка обладает великой силой: она способна не только украшать жизнь, она развивает зоркость души, учит чувствовать самые тонкие нюансы и различать едва уловимые грани. Такие уроки человек запоминает на всю жизнь. Актуальная задача и одновременно серьезная проблема современной музыкальной педагогики состоит в преобразовании школы из учреждения формальной учебы в дом познания творчества и общения. Хорошая, интересная школа сегодня – это не только учебные классы и всевозможные конкурсы, но и многочисленные творческие объединения, мастер-классы, интересные встречи и, конечно же, концертная деятельность.
Классический концерт – проверенное временем средство, помогающее в стремлении человеческой души к гармонии. Это и просто отдых, и светский музыкальный салон, и сильные эмоции, и атмосфера сопричастности к творчеству, и престиж: классическая музыка – удовольствие для избранных.
В процессе подготовки и участия юных музыкантов в концерте возникают, формируются, изменяются у ребят представления о мире, о себе, о своих друзьях, о педагогах и родителях. Именно в творчестве рождаются модели взрослой самостоятельной жизни, развиваются новые эстетические потребности, формируются социальные установки, определяются профессиональные интересы и жизненные планы.

Продолжительность театрализованного концерта 40-45 минут.
Он успешно сочетает две важные функции:
дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая в концертном зале собственной музыкальной школы;
зарождает у своей публики интерес к хорошей музыке, подготавливая ее к большому искусству с детских лет, воспитывая духовную потребность в классической музыке.

Концерт ориентирован на реальные запросы образовательных учреждений: детского сада и школы, и направлен на повышение уровня культуры учащихся п. Эгвекинота, на формирование интереса современных детей к музыкальному наследию, предоставляет возможность прикоснуться к мировой музыкальной культуре.

Цели и задачи внеклассного мероприятия «Театрализованный концерт»:
реализация творческих музыкальных способностей детей и ранней профессиональной ориентации;
мотивация к продолжению музыкального творчества в любительских (создание ансамблей и игра в них, сочинение песен, работа над новыми аранжировками и т. д.) и профессиональных формах;
взаимосотрудничество с образовательными учреждениями посёлка, расширение музыкального кругозора детской аудитории;
гуманизация учебно-воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к саморазвитию, самовоспитанию;
повышение уровня исполнительского мастерства;
поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и украшающих его жизнь;
совершенствование методического мастерства преподавателя, способного компетентно и с полной отдачей сил заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы обучения учащихся школы искусств.

Танец «Полонез»

Появляется Скрипичный ключ с нотоносцем, который он устанавливает на сцене, и нотами, вырезанными из фанеры.

Скрипичный Ключ: Здравствуйте, ребята. Я придумал новую игру. Мы будем играть в хлопки. Значит, так Для начала поставим размер (прикрепляет на нотной доске 2/4, затем вешает две четвертные ноты, тактовую черту, ещё две четвертные), а теперь давайте, хлопками исполним то, что здесь написано. На каждую ноту – хлопок. Раз – два, раз – два!
Басовый Ключ: Подумаешь. Игра. Да тут и делать нечего! Я вот сейчас поменяю размер (вешает ѕ), и задам ребятам такую задачу, что они никогда не справятся. (Ставит, зал хохочет). А так? (вешает новую табличку с заданием).
Скрипичный Ключ: Подумаешь! Видите, ребята, теперь в одном такте у вас не только четвертные ноты, но и две восьмые. Кто знает, как они исполняются? Правильно. По две на один счёт (вместе с залом хлопает).
Басовый Ключ: Ах, так! Тогда вот вам следующее задание. Уж с ним – то наверняка не справитесь (вешает задание, Скрипичный Ключ вместе с залом хлопает в ладоши).
Справкин: Я думаю, что все ребята, сидящие в зале, догадались, что главным действующим лицом сегодняшнего концерта будет ритм. И, если мы, образно говоря, мелодию можем назвать Королевой, то Королём музыки будет Ритм.
Мелодия и Ритм – как две части одного целого. Мелодии без ритма не бывает (подходит к роялю и показывает на примере простейшей мелодии, как она изменяется в зависимости от изменения её ритма). По ритму можно определить, какой танец звучит. Это что? Правильно, вальс. А это? Полька. А это? Лезгинка. Видите, я ведь не играл мелодию. По одному лишь ритму вы сразу догадались, какой танец я начал играть (уходит).

Танец «Зофак»

Появляются танцевальные пары – каждая из них будет исполнять полонез, менуэт, польку, барыню, лезгинку, вальс – и встают в одну линию в центре.
Скрипичный Ключ: Музыкальное путешествие
Танцоры: в ритме танца (поклон)
Басовый ключ: продолжается!
Скрипичный Ключ: В качестве проводника мы возьмём вальс – как самый главный танец.
Басовый Ключ: Подожди! Подожди! Но все – и взрослые, и дети – знают, что королевские балы во всех сказках, и не только в сказках, начинаются с полонеза! А менуэт танцевал даже сам король! (все танцы начинают ссориться, доказывая, что каждый – главный).
Скрипичный Ключ: Что же делать? (пытается успокоить всех танцоров).
Басовый Ключ: Что же делать?
Скрипичный Ключ вместе с Басовым Ключом: Маэстро Справкин, выручайте!
Справкин (появляется): Танцы взбунтовались совершенно справедливо!.. каждый танец неповторим и потому – главный. Спроси адыгейцев, какой танец главный, ответят: зофак.
Скрипичный Ключ: Спроси украинцев, ответят: гопак!
Басовый Ключ: Молдаване ответят: жок! Поляки – мазурка!
Справкин: Просто нам нужно для нашего путешествия установить определённый порядок - какой танец будет первым, какой – вторым. А это может Король Ритм. Уж его – то они послушаются. Давайте позовём его (хлопает в ладоши несложный ритмический рисунок сначала сам, затем с залом) Не идёт! Слишком простой ритмический рисунок! Давайте так! (Ритм усложняется, вместо Короля Ритма выходит и танцует чечётку Королева Мелодия).
Королева Мелодия: Король Ритм не смог прийти, так как он сегодня занят в сфере материального производства. Ведь все двигатели – в автомобилях, трамваях, самолётах – должны работать ритмично, ритмично должна вращаться земля вокруг своей оси, ритмично должны работать транспорт, сердце
Он просил извиниться. И, кроме того, если танцы вдруг вздумают меня не слушаться, я отниму у них мелодию и, кроме лезгинки, которую стучат на барабанах, они никому не станут нужны!
Я повелеваю: первым будет - менуэт! (поклон);
вторым – полька (поклон);
затем – полонез (поклон) и завершит всё вальс (поклон).
Исполняется «Менуэт», на его фоне звучит стихотворение – рассказ. Танцевальная пара или две танцуют менуэт.

Я – Менуэт, я французский танец, друзья.
Весь белый свет покорил когда – то я.
Важность храня, сам король меня танцевал,
Ведь без меня был не настоящий бал.
Как сейчас, вдалеке
Вижу даму в парике,
Кавалер подошёл –
Красив его камзол.
Шаг вперёд, шаг назад –
Словно, статуэток ряд,
Пируэт, реверанс, поклон.

Затем исполняются менуэты композиторов: Моцарта, Баха, Глюка, Исполнители: дети, учащиеся ДШИ. Звучит рояль, возможны ансамбли. Ведущий этого маленького концерта - Скрипичный Ключ.
Справкин (в зал): Что это за танец?
Все: Полька.
Справкин: Верно. Полька – это народный танец. Чей? Правильно. Чешский. Полька – в переводе на русский язык означает полшага. Польку танцуют маленькими шажками.
На сцене – дети из хореографического ансамбля в народных чешских костюмах, исполняется Полька.
Танец «Полька»

Исполняется «Полонез», на его фоне звучит стихотворение – рассказ. На сцене исполняется танец полонез.

Я родился в Польше,
Это было в давние года.
Целый век иль больше
Покорял сердца я без труда.
Все на свете знают Полонез –
Церемонный старый танец.
Сельский танец и придворный блеск
Помнит танец Полонез.
Даже рыцарь знатный
Очень часто танцевал меня,
Как на подвиг ратный, он шагал, доспехами звеня.
Замок старый,
Ах, огромен зал,
Ах, чудесен бал,
Гордо пары смотрятся
В тысячи зеркал.

Скрипичный Ключ: Полонез, который сейчас прозвучал, знают все и все его любят (исполняется несколько тактов Полонеза Огиньского). История этого полонеза связана с событиями 1874 года, когда в Польше вспыхивает восстание за независимость и свободу Польши, которое возглавил Тадеуш Костюшко. Одним из друзей и приближённых Костюшко был композитор Михаил Огиньский, он сформировал на свои средства одну их воинских частей и, став во главе её, участвовал в нескольких сражениях. Его документы скреплялись печатью, на которой фамильный герб Огиньских был заменён девизом: «Свобода, постоянство, независимость!». Восстание было подавлено. Костюшко оказался тяжело ранен и взят в плен, Огиньскому вместе с другими патриотами пришлось покинуть Польшу. Тогда – то и родился этот скорбный полонез, получивший название «Прощание с Родиной», - драматическая поэма о расставании человека с Отчизной (на сцене у рояля пианист, звучат начальные такты полонеза Шопена).
Справкин: Это начало знаменитого полонеза Ф. Шопена. Это позывные Варшавского радио, которые часто звучат в нашей стране тоже (исполняется полонез).
Скрипичный Ключ: А теперь – вальс, вальс, вальс (исполняется вальс).
Трудно себе представить, что на земле было такое время, когда люди не знали, что такое вальс, не пели и не играли вальсовых мелодий.

Танец «Вальс»

Басовый Ключ: Всего лишь полтора столетия назад, в 1816 году, лондонская газета «Таймс» сетовала в отчёте об очередном бале в королевском дворце, что туда был допущен – судя по всему впервые – новый танец – вальс.
Скрипичный Ключ: В самодержавной России, когда царём был Павел I, вальс был запрещён предписанием полиции. За исполнение вальса могли посадить в тюрьму. Однако ничего не останавливало распространение вальса.
Басовый Ключ: Но, прежде, чем мы будем продолжать своё музыкальное путешествие с вальсом, давайте вспомним сказки Андерсена. Какие вы знаете сказки?
Зал: «Огниво»!
«Двенадцать лебедей!»
«Дюймовочка!»
«Оле Лукойе!»
«Оловянный солдатик!»
«Свинопас!»
«Пастушка и трубочист!»
Скрипичный Ключ: Ну, а в какой сказке музыка играет самую главную роль? Во всяком случае, без музыки этой сказки просто бы не было. Напомню вам, что в этой сказке принцесса отказалась принять от принца подарки – настоящую розу и соловья – и выйти за него замуж. Тогда принц измазал себе лицо сажей и поступил к королю – отцу принцессы на работу. К вечеру принц смастерил волшебный горшочек, весь увешанный бубенчиками: когда в этом горшочке что - то варили, бубенчики вызванивали старинную песню (звучит «Ах, мой милый Августин»).
Зал: Сказка называется «Свинопас».
Скрипичный Ключ: Конечно, все читали эту сказку. Ну, а кто такой Августин? Это был такой человек?
Басовый Ключ: Августин – это имя певца. Жил он в Вене почти четыреста лет назад. Он ходил по городу и пел песни. Все очень любили Августина, так как в его обществе жизнь становилась ярче и веселее. Особенно популярным сделался певец в год эпидемии чумы. Чёрный мор безжалостно косил людей. Каждый день умирало десятки людей, но Августин ходил по городу и пел свои песни. Люди слушали его и верили, что чума скоро пройдёт.
Скрипичный Ключ: Однажды, возвращаясь домой поздней мартовской ночью после пирушки с друзьями, Августин оказался на кладбище и упал в яму, где хоронили бедняков, умерших от чумы. Проснувшись утром. Августин как ни в чём не бывало, встал и пошёл в город, рассказывая приятелям про свой необычный ночлег. После этого слава певца выросла ещё больше, и люди верили, что его музыка, его песни сильнее чумы.
Справкин: А теперь послушайте (играет мелодию песни «Ах, мой милый Августин»).
Басовый Ключ: Так это ведь вальс! Возможно, что Августин один их первых музыкантов мира, начавших сочинять вальсы.
Скрипичный Ключ: А теперь нет на земле композитора, который не хотел бы сочинить свой вальс (на сцене школьный оркестр, звучит вальс «Амурские волны»).

Вальс «Амурские волны»

Скрипичный Ключ: Мы видели, как танцуют вальс, услышали, как играют вальс, а теперь давайте все вместе споём вальс
Басовый ключ: Песню Д. Кабалевского «Наш край» (звучит песня, поют ведущие вместе с залом):

Песня «Наш край»

« Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы».
Д. Шостакович








13PAGE \* MERGEFORMAT14115