Рейтинговая система оценок на уроках физической культуры по разделу спортивные игры (волейбол)


Рейтинговая система оценокна уроках физической культуры
по разделу спортивные игры (волейбол)
Габибова В.И.,
МОШ I-IIIcт. №22 им. Маршала Сергеева
Из моей многолетней практики видно, что оценивая учеников только по контрольным нормативам, мы не добьемся высоких результатов по своему предмету. Методом внушения, знанием своего предмета, знанием психологии детей, методом убеждения, что физкультура и спорт — это верные друзья в жизни человека, человека труда, в целеустремленности достижения победы, преодолении трудностей и т.д., заинтересовываю учащихся своим предметом, прививаю любовь к спорту и физическим упражнениям.
«Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его среды в нашу, а самим переселяться в его духовный мир»- писал Н.И. Пирогов, и я с ним солидарна.
Физическая культура личности характеризуется как качественное свойство человека, проявляющееся в единстве его физического, психического и нравственного состояния, в знаниях и умениях организовать индивидуальные и коллективные формы занятий физическими упражнениями, активно вести здоровый образ жизни.
Можно применить систему рейтинговых оценок. Многолетние наблюдения убедили меня, что мы неправильно оцениваем достижения детей. Посмотрите, как поступают учителя математики, химии и другие предметники. Школьник выучил урок – учитель исходя из этого, как он сделал, выставляет ему оценку. Может ли двоечник получить на конкретном уроке хорошую оценку? Теоретически может, если хорошо освоит материал. Мы же оцениваем своих воспитанников в большинстве случаев по уровню их физической подготовленности. Может ли ребенок физически слабый, мало координированный и т.д. получить 10 балов на уроке физической культуры? Теоретически и практически не может. Ему будет не под силу большинство, учебных нормативов. Я так думаю, и многие учителя, физической культуры поддержат меня в этом. И поэтому я предлагаю новую систему выставления оценок (пока в порядке эксперимента): по разделу «Спортивные игры» -волейбол .
Прав Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, готовым к труду и жизни, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
При формировании рейтинговой системы методически нужно оценивать каждое упражнение соответствующим числом баллов, и устанавливать рейтинг, соответствующий тому или иному уровню выполнения упражнения. Применительно к традиционной системе эти баллы рейтинга переводятся в привычные десятибалльные оценки «10», «9», «8», «7», «6» и т.д. При подведении итогов, учитывается вся «история» получения этой оценки. Эта процедура позволяет отойти от использования субъективно – экспертного оценивания знаний, умений, навыков учеников. Я пришла к выводу: моментом рейтинговой системы является то, что дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности учащегося определенным числом баллов, я оказываю мотивационное влияние на необходимую сторону работы учащегося.
Рейтинг изменяет темп учебного процесса и избавляет нас от авральной формы работы накануне и в период всего учебного года. Но, в первую очередь, успех рейтинговой технологии обучения зависит от преподавателя, от его готовности организовать и управлять учебным процессом, вести дополнительную «учетную» работу, быть требовательным и соблюдать правила «игры».
Правильная установка нормативного рейтинга позволило эффективно применять всю систему оценивания учащихся.
Учащийся не набравший 20 баллов, за все уроки спортивных игр (волейбол) за курс обучения получает оценку «2».
Самое главное, как идет оценивание, за что учащийся получает баллы. В основе системы лежит получение баллов (жетонов) на каждом уроке спортивных игр (волейбол) за правильное выполнение двигательных действий (упражнений) в форме зачета:
*правильно выполненное действие – 3 балла(жетона);
*одна ошибка – 2 балла (жетона);
*нечетко выполненное действие – 1 балл(жетон).
Критерии представляют особый интерес у учащихся. При введении оценивания по этому критерию учащиеся стараются выполнять упражнения, полностью реализуя весь свой потенциал. Причем решение о выставлении того или иного количества баллов принимается не субъективно, а на основании предложенного описания, с которым также учащиеся знакомятся заранее. За какие виды деятельности учащиеся получают дополнительные баллы?
* Активность учащихся оценивается дополнительно 2 баллами;
* За пассивность при выполнении задания вычитывается 2 балла;
* За отработку пропущенного занятия начисляется 2 балла;
* Выполнение норматива или данного упражнения в целом в течение недели оцениваю 10 баллами;
* После двух недель 5 баллами;
* Участие в школьных соревнованиях по волейболу: 1 место – 10 баллов, 2 место – 8 баллов, 3 место – 5 баллов;
* Участие на районных соревнованиях по волейболу: 1 место – 15 баллов, 2 место – 10 баллов, 3 место – 8 баллов;
*Участие в городских соревнованиях: 1 место – 20 баллов, 2 место – 15 баллов, 3 место – 10 баллов.
Сколько баллов может набрать учащийся за один урок? Все зависит от того, сколько задач мы решаем на одном уроке, а также от сложности выполнения упражнения. Ученик может получить дополнительный балл даже за правильность выполнения подводящего упражнения. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что применение рейтинга оживило уроки физкультуры и значительно улучшило все показатели.
В заключение хочу отметить, что опыт применения рейтинговой системы показывает, что указанная методика повышает активность учащихся, стимулирует ритмичную работу в течение всего учебного года, способствует применению системного подхода.