Доклад на тему: Развитие двигательных качеств у детей на уроках физической культуры


Государственное бюджетное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
города Нижний Ломов


















Подготовила:
учитель физической культуры
Тюрина Светлана Константиновна





Процесс развития двигательных качеств – существенная сторона физического воспитания. Главная задача учителя – научить детей качественному проявлению двигательных задатков, которыми они наделены от рождения. Управление движениями становится возможным под воздействием нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью. Чем лучше обучены дети, тем успешнее развиваются у них и физические качества.
Научными исследованиями установлено, что у детей активно развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, скорость, сила. Обучение невозможно без учета этих анатомо-физиологических психических особенностей. Главными особенностями считаются:
- Большая пластичность организма, его органов и систем, легко поддающихся воздействию физических упражнений – положительному при правильном применении их и отрицательному при перегрузках и упражнениях, не соответствующих возрасту и подготовленности детей.
- Большой расход энергии. У детей учащенное дыхание, быстрый ритм сокращений и расслаблений сердечной мышцы, легко возбудимая нервная система. Дети быстро утомляются, поэтому им противопоказаны длительные физические усилия – без отдыха, снижения нагрузки, смены движений.
- Ускоренный обмен веществ и быстрое восстановление сил. Общий объем нагрузки (за день, например) может быть значительным: дети свободно пробегают в игре 2-3 км со значительной скоростью, но при этом чередуют бег с ходьбой, остановками для отдыха.
- Неприспособленность к длительной однообразной работе, торможение в работающих участках коры головного мозга.
- Повышенная потребность в кислороде, в связи с чем противопоказаны упражнения, сопровождающиеся задержкой дыхания.
- Незавершенность формирования скелета, особенно костей позвоночника, кисти и стопы. Требуется крайне внимательный подбор упражнений, сильно воздействующих на опорно-двигательный аппарат.
- Лучшее запоминание временных, затем пространственных и хуже силовых параметров движения.
- Развитость ощущений и восприятий как основных средств познания мира, но неумение выделять в воспринимаемых объектах основные признаки и особенности. Необходимо четкое объяснение задач урока, показ частей и элементов упражнений.
В развитии двигательных качеств нельзя механически намечать столько-то минут на разучивание техники, а столько-то на развитие качеств. Важно развивать их целенаправленно, во взаимодействии с конкретными двигательными действиями, что достигается многократным повторением специально намеченных общеразвивающих, подводящих и подготовительных упражнений, а также разучиванием двигательного действия в облегченных и усложненных условиях.
В процессе урока развитию двигательных качеств может отводиться разное место. Последовательность учебных заданий может быть следующей: ходьба, строевые упражнения, спокойный бег, общеразвивающие и подготовительные упражнения, развивающие преимущественно «медленную» силу и гибкость, упражнения, развивающие «быструю» силу, упражнения в равновесии, снижающие напряжение и направляющие внимание детей на точность движений; во второй половине основной части урока – подвижная игра или преодоление полосы препятствий; в заключительной – игра на внимание, снижение нагрузки. Таким образом, кривая нагрузки будет правильной, если интенсивность будет то повышаться, то понижаться.
В развитии каждого качества есть как свои особенности, так и общие закономерности.
Например, одни и те же упражнения воздействуют на развитие качеств, но только при условии изменения количества повторений, интенсивности, веса предметов, времени отдыха. Так, упражнение в перебрасывании мяча друг другу на расстоянии 2-3 м направлено на обучение детей правильному выполнению бросков и ловли мяча. Но если это упражнение усложнить, оно окажет преимущественное воздействие на развитие ловкости. Увеличение веса мяча (до 1 кг) придает этому же упражнению силовую направленность. Если же дать установку выполнить как можно больше бросков в течение 8-10 секунд, упражнение приобретает скоростной характер. При выполнении бросков в течение относительно длительного времени без перерыва развивается выносливость.
Лучшим средством для развития всех физических качеств у детей являются подвижные игры, ведь их содержание составляют разнообразные двигательные действия, выполняемые с различной интенсивностью и в разных сочетаниях. Поэтому игры необходимо широко использовать не только в педагогических целях, но и для целенаправленного двигательного качества.
Но не все физические упражнения, применяемые для развития одного качества, обладают свойством положительного переноса. Например, упражнения на развитие быстроты реакции не оказывают положительного воздействия на ускорение темпа движений. Незначительной степенью переноса обладают и упражнения на точность движений по пространственным, силовым и временным параметрам.
Большое значение приобретает постановка конкретных задач по развитию двигательных качеств, так например:
в подвижных играх – выработать специальную координацию движений.
Силовые качества необходимы не только для гармонического развития детей, но и для успешного овладения программным материалом.
Силовые упражнения направлены в основном на укрепление крупных мышечных групп – спины, живота, шеи, плечевого пояса и рук, нижних конечностей. Постепенно от класса к классу они усложняются.
Упражнения должны быть кратковременными, число повторений от 6 до 10. В подборе упражнений предпочтение надо отдать тем, которые развивают не только собственную силу, но и силу в сочетании с быстротой. Особенно полезны упражнения с мячом, укрепляющие мышцы рук и плечевого пояса. Нагрузка дозируется весом мяча, скоростью выполнения, расстоянием исходными положениями – стоя, сидя на полу, на гимнастической скамейке.
Скоростно-силовыми качествами являются так же лазание по гимнастической стенке, смешанные висы, упоры
Быстрота выражается в способности человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Качество это, сложное по своей структуре, имеет и второе название – скоростная способность. Основная направленность скоростных качеств у детей – в интенсивном развитии способности к выполнению быстрых движений отдельными звеньями тела.
Наиболее целесообразны упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленный сигнал (звуковой, зрительный, тактильный), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.
Скоростные качества хорошо проявляются при небольшой мышечной работе в мелких движениях, преимущественно рук, так как они не несут на себе веса тела. У детей движения рук достигают наибольшей быстроты в упражнениях с предметами.
Чтобы добиться быстрых движений ногами, надо разгрузить их полностью или частично. При полной же загрузке надо предлагать легкие движения с акцентом на быстроту, а не силу толчков.
Установлено, что наибольшая частота движений достигается в первые 3 секунды и держится на достаточно высоком уровне до 6 секунд. Поэтому продолжительность упражнений по развитию скоростных качеств должна ограничиваться этим временем.
В хорошо усвоенных подвижных играх с целью развития быстроты ставятся новые задачи. Например, в игре «Метко в цель» - поразить цель не только метко, но и быстро, при подведении итога подсчитывать число попаданий за определенное время или при передаче мяча учитывать и правильность действия, и быстроту.
Наибольший эффект достигается при выполнении действий на фоне оптимально «свежего» состояния центральной нервной системы. Поэтому упражнения на развитие скорости надо проводить в начале основной части урока.
Общую выносливость определяют как способность к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности, которые обеспечиваются преимущественно сердечно-сосудистой и дыхательной системами.
Основным средством развития общей выносливости являются подвижные игры, содержащие двигательные действия, повторяющиеся кратковременно, но интенсивно и чередующиеся с сюжетными паузами, а также игры большой интенсивности. Проводить эти игры на уроках физической культуры можно на протяжении всего учебного года, повторять в одном занятии – 2-4 раза.
Наиболее распространенным методом развития выносливости считается поточный. Подбираются несколько целевых упражнений, каждое из которых повторяется в обусловленном месте в течение 30 секунд, после чего ученики отдыхают – не более 60 секунд.
Развитию выносливости способствуют также различные эстафеты, преодоление полос препятствий. В полосу препятствий включают обычно упражнения умеренной трудности, хорошо знакомые детям. Вначале обращается внимание на хорошее исполнение, дети не должны бежать от одного препятствия к другому, а идти шагом. Упражнения в равновесии должны быть первыми в «полосе». Трудные упражнения должны чередоваться с легкими. Перед выходом на старт ученикам лучше стоять в шеренге вдоль стены, чтобы можно было наблюдать за ходом игры, хорошо слышать замечания учителя.
Гибкость, или степень подвижности в суставах – качество, позволяющее выполнять упражнения с большой амплитудой. У детей оно имеет хорошее естественное развитие, поэтому надо лишь поддерживать уровень. Увеличению подвижности в суставах в основном способствуют различные махи и движения с большой амплитудой – упражнения, выполняемые маятникообразно, пружинисто.
Учитель должен помнить, что упражнения на гибкость выполняются ежедневно после тщательной разминки. Используются не более 4-5 упражнений с количественным повторением 8-10 раз. Хорошо зарекомендовали себя предметные ориентиры, определяющие желаемых размах.
Критерием определения гибкости, подвижности считаются наклоны туловища вперед и назад из основной стойки. Подвижность позвоночника определяют поворотом туловища в стороны и наклонами туловища влево и вправо.
Ловкость – сложное комплексное двигательное качество. Основными составляющими его являются способность к освоению сложных в координационном отношении движений и к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Развитие первой способности возможно с помощью упражнений, в содержание которых включается элемент новизны, или специальных упражнений, требующих умения анализировать собственные действия, ориентироваться в пространстве, во времени и в степени мышечных напряжений, поддерживать равновесие при выполнении сложных в координационном плане упражнений.
Быстрая перестройка двигательной деятельности наблюдается в большей степени в спортивных играх; в нестандартных ситуациях (эстафеты, полосы препятствий); в измененных условиях (в зале, на площадке, на местности).
В развитии ловкости применяются следующие упражнения:
- общеразвивающие с изменением темпа и амплитуды движений по сигналам и самостоятельно.
- сохранение различных положений в течение заданного времени.
- ходьба коротким, средним и длинным шагом; в медленном, среднем, быстром темпе; по разметкам; под звуковые сигналы.
- подбрасывание малого мяча левой рукой, ловля правой, и наоборот.
- подвижные игры.
Эти упражнения требуют большой четкости мышечных ощущений, поэтому выполнять их целесообразно в первой половине урока, когда дети не утомлены.
Большое значение имеет т регулирование нагрузки. Интервалы отдыха между заданиями должны быть достаточными для относительно полного восстановления.
Развитие двигательных движений таких как быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости- составляют фундамент всестороннего физического развития. Изучение и выполнение этих движений требует проявления умственных, нравственных, эстетических и трудовых качеств учеников.
на тему:Times New Roman"Развитие двигательных качеств
у детей на уроках
физической культуры"Times New Roman