Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры при изучении спортивных игр


Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры при изучении спортивных игр
Содержание
Введение
1. Спортивные игры в системе физического воспитания
2. Социально-биологические факторы, обуславливающие развитие физических качеств школьников
2.1 Особенности возрастного развития физических качеств
2.2 Сенситивные периоды развития физических качеств
2.3 Роль двигательных качеств в физической подготовке школьников
3. Общие организационно-методические основы воспитания физических качеств у школьников
3.1 Планирование процесса воспитания физических качеств на уроке физической культуры
3.3 Оценка уровня развития физических качеств
4. Методика воспитания физических качеств на уроках спортивных игр
4.1 Воспитание скоростных качеств
4.2 Воспитание ловкости
4.3 Воспитание гибкости
4.4 Воспитание силы
4.5 Воспитание выносливости
5. Практическая часть
5.1 Общая характеристика организации практической работы
Вывод
Введение
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
Направленность работы по воспитанию физических качеств у детей школьного возраста определена государственной программой по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы, которая в каждом разделе, посвященном формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусматривает материал для воспитания физических качеств. Учителю физической культуры рекомендуется ориентироваться на него и, исходя из имеющихся в школе условий, выделять на каждом уроке в 5-11 классах от 8 до 20 минут времени на данную работу. Этим подчеркивается не только значимость общей физической подготовки учащихся, но и необходимость специального воспитания физических качеств применительно к тем умениям и навыкам, которые подлежат усвоению на уроке.
Физическая подготовка-это педагогический процесс, объединяющий систему организованных или самостоятельных занятий физическими упражнениями с целью формирования двигательных умений, навыков и воспитания физических качеств, необходимых для полноценного осуществления человеком жизненно важных функций, отправлений, высокопроизводительной трудовой деятельности и защиты Родины. Воспитание физических качеств занимает важное место в физической подготовке школьника.
Практика показывает, что многие учащиеся не могут выполнить контрольные тесты, добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании, играх не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом из-за недостаточного развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Уровень общей физической подготовленности школьников определяется тем, в какой мере у них развиты основные двигательные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость.
Учитель физического воспитания должен не только обучать учащихся двигательным действиям, то есть формировать умения и навыки, но и целенаправленно, систематически совершенствовать их. С этой целью в уроки включают специальные упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Материал для развития двигательных качеств должен несколько предшествовать изучению тех двигательных действий, для облегчения усвоения которых он предназначен.
Актуальность данной проблемы побудила меня изучить этот вопрос для исследования полученного материала в своей дальнейшей работе.
Цель: повысить качество обучения двигательным действиям на уроках спортивных игр.
Задачи:
- подбор средств физического воспитания, повышающих уровень физических качеств;
Объект: учебно-тренировочный процесс.
Предмет: урок физической культуры, раздел "спортивные игры".
Методы исследования: диагностика.
Спортивные игры в системе физического воспитания
В системе физического воспитания отводится одно из важнейших мест. Игровые упражнения, технические приемы, состоящие из естественных видов двигательных действий (бегов, прыжков, метаний), выполняемые в различных вариантах сочетаниях в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией при повышенном эмоциональном настроения ребенка, способствуют развитию у него высокой координации, ловкости, выносливости и других качеств. Вот почему элементы подвижных и спортивных игр включены в комплексную программу по физической культуре общеобразовательной школы , начиная с младших классов. В раздел программы «Спортивные игры» для 5-7 классов введены элементы четырех наиболее популярных спортивных игр: волейбола, футбола, баскетбола. Ручного мяча, из которых школа выбирает для изучения не менее двух игр, а начиная с 8 класса - одну спортивную игру.
Разнообразные игровые приемы выполняются участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, в благоприятных гигиенических условиях и имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшение обмена веществ, служат средством активного отдыха трудящихся, особенно лиц , занятых умственной деятельностью. Занятие играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного и других анализаторов.
Сложные коллективные тактические взаимодействия способствуют развитию взаимопонимания, выручки, умения подчинять личные интересы интересам коллектива, уважения к сопернику, чувства ответственности и патриотизма. В процессе занятий спортивными играми происходит совершенствование физических и психических функций учащихся

2. Социально-биологические факторы, обуславливающие развитие физических качеств школьников
Развитие физических качеств - это непрерывный, охватывающий всю жизнь и изменяющийся от поколения к поколения процесс, вызванный тесным взаимодействием двух начал - биологического и социального. С одной стороны, индивидуальное развитие физических качеств происходит под воздействием наследственных механизмов, лежащих в основе биологических программ развития человека, его природных задатков и способностей. Но сами по себе физические способности, не реализованные в физические качества, свойства, не играют решающей роли для окончательного формирования физического статуса человека, не определяют уровень его физической подготовленности. Для того, чтобы претворить наследственно обусловленные способности в физические качества, необходима собственная активная деятельность ребенка и разнообразные формы воспитания. Внешние условия жизнедеятельности, воздействуя на физические способности, ведут к тому, что они последовательно переходят в качества, свойства организма, конкретно проявляясь в двигательной деятельности.
Таким образом, развитие физических качеств представляет собой такую форму процесса взаимодействия внутренней природы организма и внешних условий жизнедеятельности, при которой наследственно обусловленные физические способности в зависимости от этапов возрастного развития и действия различных социально-экологических факторов, реализуются в физические качества ребенка, определяя тем самым его физическую подготовленность к жизни, трудовой деятельности.
2.1 Особенности возрастного развития физических качеств
Развитие физических качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета в процессе физической подготовки школьников.
Степень проявления физических качеств зависит от функционального состояния мышц (их возбудимости, сократимости, лабильности), характера нервной регуляции и уровня деятельности вегетативных функций.
Каждое из физических качеств развивается в тесной взаимосвязи с другими. Например, развитие быстроты происходит одновременно с развитием силы.
Раньше всех других достигают практически предельных величин скоростные качества. Быстрота движений зависит от скорости протекания физиологических процессов в центральной нервной системе и в месте нервно-мышечной передачи. Наиболее значительно быстрота движений повышается от 4-5 до 13-14 лет. Затем темп ее увеличения замедляется. Быстрота произвольного движения неодинакова в различных суставах: в дистальных она выше, чем в проксимальных.Быстрота движений у учащихся за первые три года обучения в школе увеличивается на 60-85 %, в то время как в последующие семь лет она возрастает лишь на 15-40%. Объясняется это тем, что к семи годам ядро двигательного анализатора по степени зрелости приближается к мозгу взрослого человека. Значительно возрастает также подвижность нервных процессов, электрическая активность мозга. Таким образом, к семи годам организм ребенка оказывается достаточно подготовленным и морфологически, и функционально к реализации скоростных способностей в качества, обеспечивающие достаточно высокую быстроту реакции, скорость и темп движений.
Одновременно со скоростными качествами развивается силовая выносливость к работе динамического характера. Общая и статическая выносливость достигает предельных величин к 13-15 годам независимо от пола учащихся. Физиологическим механизмом является возрастное повышение способности нервной системы длительно поддерживать состояния непрерывного возбуждения нервных центров без наступления запредельного торможения. Выносливость к статическим усилиям мышц предплечья, туловища и икроножной мышцы наиболее значительно повышается у детей младшего школьного возраста. В 8-11 лет наименьшая выносливость к статическим усилиям наблюдается в разгибателях туловища, а наибольшая - в сгибателях и разгибателях предплечья.
Скоростная выносливость характеризуется способностью поддерживать высокий темп движений. Ее физиологической основой является развитие функциональной устойчивости нервных клеток к высоким ритмам оказываемых на них воздействий. Скоростная выносливость требует увеличения как аэробных, так и анаэробных возможностей организма.
Мышечная сила с возрастом увеличивается, что связано с увеличением поперечного сечения мышц, которое начинает интенсивно расти с семи лет. Для большинства групп мышц максимальная сила отмечается в возрасте 20-30 лет. К концу обучения в начальной школе доля мышц в массе тела составляет до 23%, в среднем школьном возрасте увеличивается до 33 %, к концу обучения она достигает 43-45 %.
Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости, имеющая четкую возрастную картину: у младших школьников она умеренно улучшается, в среднем школьном возрасте (к 14-15 годам) становится наилучшей (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет и до окончания школы темпы развития гибкости понижаются.
Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70 %), и продолжается в основном до 13-14 лет. У мальчиков высокие темпы роста наблюдаются от 9 до 15 лет периодически.
В разные возрастные периоды естественное, обусловленное созреванием организма развитие двигательных качеств различно. Очень плодотворными в этом отношении являются начальные годы обучения в школе, но в наибольшей мере двигательные способности проявляются в 4-8 классах. Напротив, в старших классах наблюдается снижение прироста результатов.
2.2 Сенситивные периоды развития физических качеств
На различных этапах своего развития организм ребенка по-разному реагирует на воздействие внешней среды. Периоды, отличающиеся повышенной чувствительностью к влиянию некоторых внешних факторов, к определенным условиям жизнедеятельности, издавна получили название критических периодов развития.
Так, период отнятия ребенка от груди матери рассматривают как критический, так как преждевременное, искусственное завершение этого периода неблагоприятно сказывается на последующем развитии ребенка.
Дети, росшие до 11-13 лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и лучше передвигаются на четвереньках. Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеде легче всего в возрасте 6-8 лет (в эти годы активно развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы. Для того, чтобы стать хорошим танцором, следует приступать к обучению не позднее 10 лет. Обучение плаванию значительно успешнее осуществляется в 10 лет, чем в более раннем возрасте.
Дети младшего возраста, особенно в период с 8 до12 лет, могут обучиться почти всем движениям, даже с очень сложной координацией, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и скоростно-силовых качеств. Данные факты свидетельствуют о том, что для развития различных органов и функциональных систем организма существуют свои оптимальные периоды. Именно тогда наиболее легко и эффективно вырабатываются определенные функции, умения, навыки, и наоборот, они формируются с трудом, если время упущено. Поэтому не случайно в практике сложились оптимальные сроки начала обучения музыке, балету, плаванию и т.п.
На школьных уроках физической культуры целесообразно особое внимание уделять физическим качествам, которые в том или ином конкретном возрасте находятся в фазе интенсивного роста.
Важно также и то, что в последующие годы наблюдается отдаленный положительный эффект оптимального построения процесса физической подготовки школьников, и дети, у которых осуществлялось избирательно - направленное воспитание физических качеств в критические периоды, по уровню своего развития устойчиво опережают сверстников.
В течение учебного года, когда приходится осуществлять избирательно-направленное воспитание ряда физических качеств в соответствии с критическими периодами развития, целесообразно уделять внимание тем качествам, для которых представляются наиболее благоприятные условия.
Таким образом, критические периоды развития физических качеств позволяют не только конкретизировать задачи в области физической подготовки школьников различного пола и возраста, но и создают благоприятные предпосылки для своевременной оценки уровня физической подготовленности учащихся.
2.3 Роль двигательных качеств в физической подготовке школьников
Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие утомлении и делает работу школьников более продуктивной.
Основное рабочее положение учащихся - длительное сидение за партой или столом. Правильная осанка, прямая поза на уроках присущи, как правило, тем учащимся, у которых в достаточной мере развита сила и выносливость соответствующих мышечных групп.
Процесс освоения любых движений: спортивных, трудовых, выразительных - идет значительно успешнее, если занимающийся в определенной мере подготовлен к физической работе. Это значит, что ученик с крепкими и выносливыми мышцами, гибким и ловким телом может быстрее освоить новые движения как в силу большего двигательного опыта, так и потому, что он просто в состоянии повторять изучаемое движение, прежде чем наступит утомление.
Уровень общей физической подготовленности школьника определяется тем, в какой мере у них развиты основные двигательные качества: сила, ловкость, быстрота, гибкость и выносливость.
Направленность развития двигательных качеств у школьников обусловливается разделами программы физического воспитания. Даже в рамках одного раздела учитель при подборе специальных упражнений должен учитывать те конкретные двигательные действия, которым необходимо обучить учащихся.
3. Общие организационно-методические основы воспитания физических качеств у школьников
3.1 Планирование процесса воспитания физических качеств на уроке физической культуры
Одно из главных требований, позволяющих добиваться высокой эффективности учебного процесса, - правильное планирование материала. В программе по физической культуре материал для развития физических качеств расположен по разделам: "гимнастика", " легкая атлетика" и т.д. Этим подчеркивается направленность программы на необходимость развития физических качеств не вообще, а применительно к изучаемым двигательным умениям и навыкам. Поэтому при планировании материала следует учитывать, что разучивание техники движений и развитие физических качеств - это лишь две стороны единого процесса формирования двигательных действий.
Планирование учебно-воспитательного процесса начинается с подготовки годового плана-графика прохождения учебного материала программы.
Наряду с сезонным планированием возможен и другой вариант, когда развитие физических качеств школьников осуществляется с некоторым опережением работы, связанной с формированием тех или иных двигательных умений и навыков.
Планировать учебный процесс с опережением сложнее, чем параллельно, так как учителю приходится заранее продумывать, какие умения и навыки будут изучаться на последующих уроках и развития каких физических качеств они требуют.
Правильно разработанные годовые планы - залог успешной разработки других документов планирования уроков, например, поурочных планов.
Распределение материала по урокам может быть представлено в виде конкретных учебно-воспитательных задач или совместно с основными,
подводящими, общеразвивающими и подготовительными упражнениями.
План-конспект урока - наиболее детализированный документ планирования. Составляется он на основе поурочного плана. Разрабатывая план-конспект конкретного урока, учитель каждый раз определяет задачи урока и подбирает упражнения, позволяющие наиболее успешно их решить, намечает дозировку этих упражнений и продумывает организационно-методические указания. Упражнения для развития физических качеств в плане-конспекте могут быть представлены как в виде отдельных упражнений, так и в виде комплексов.
В конспекте урока указывается также дозировка упражнений и все необходимые организационно-методические указания, связанные с реализацией комплекса.
Запись комплексов или отдельных упражнений для развития физических качеств можно производить как в конспекте урока, так и на отдельных карточках, которые прикладываются к конспекту.
3.2 Подбор упражнений для воспитания физических качеств и способы регулирования нагрузки
Подбирая упражнения для воспитания физических качеств, необходимо, прежде всего соотнести их с основными упражнениями, изучаемыми на занятиях, а затем определить их направленность на воспитание того или иного физического качества (метод сопряженного воздействия). Подобранное таким образом упражнение будет способствовать совершенствованию техники основного движения, а также воспитывать качество или качества, без которых изучаемое движение не может быть полноценно освоено.
Метод сопряженного воздействия используется при подборе подготовительных упражнений, а также для станционных занятий, собственно " Крайстренинга ". Здесь подбор упражнений осуществляется в связи с основным упражнением, изучаемым на занятии, путем его варьирования, расчленения на части, применения различных отягощений и т.д.
Подбор упражнений осуществляется также по методу направленных мышечных нагрузок. Суть этого метода в том, что выбираются упражнения, позволяющие длительно и направленно воздействовать на одну - две мышечные группы при минимальной занятости остальных мышечных групп. Используя его, можно достичь вполне удовлетворительных результатов в воспитании физических качеств даже при двухразовых занятиях в неделю, так как нагрузка на избранные мышечные группы увеличивается.
Направленный отбор упражнений для комплексов определяется задачами физической подготовки школьников. С целью поддержания интереса к выполнению комплекса следует периодически одни упражнения заменять другими.
В процессе воспитания физических качеств следует учитывать не только влияние физических упражнений на развитие тех или иных физических способностей, но и то, как эти упражнения воспринимаются учащимися.
Особенности взаимодействия физических упражнений и восприятия школьниками упражнений также следует учитывать при подборе упражнений в комплексы для воспитания физических качеств.
При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое всем процессом урока и физическими упражнениями.
Дозировка нагрузки при воспитании физических качеств зависит от поставленной задачи, возраст, пола, состояния здоровья и степени физической подготовленности учащихся.
Учет этих особенностей определяет не только содержание упражнений, но и методику, посредством которой упражнения будут реализованы на занятиях.
При воспитании физических качеств учащихся, организованном в форме круговых занятий, интенсивность упражнений, количество их повторений, а также продолжительность выполнения и отдыха между упражнениями строго дозируется.
В комплексах дозировка нагрузки может быть общей, то есть устанавливаться одинаковой по величине для всех учащихся класса, и индивидуальной. Общая дозировка нагрузки используется при выполнении общеразвивающих и подготовительных упражнений, при круговых занятиях в уроке физической культуры, а индивидуальная - в процессе применения собственно круговой тренировки на занятиях в школьной спортивной секции.
Постоянный учет нагрузки позволяет учителю систематически следить за ростом физической подготовленности, учит более точно дозировать последующие упражнения, а контроль пульса - судить о том, насколько успешно организм детей приспосабливается к нагрузке. Выполнение упражнений с индивидуальной нагрузкой дает возможность даже слабым детям испытывать радость успеха при выполнении упражнений.
3.3 Оценка уровня развития физических качеств
Учитель физической культуры систематически осуществляет педагогический контроль за уровнем развития физических качеств учащихся, учитывая данные медицинских осмотров и результаты педагогических наблюдений. По мере прохождения учебного материала программы он организует проверочные испытания по технике освоения различных двигательных действий. Кроме того, для оценки уровня развития физических качеств учащихся необходимо два раза в учебном году проводить измерения по экспресс - тестам.
Сила кисти определяется путем максимального сжатия динамометра на вытянутой вниз - в сторону руке. Измерение максимальной силы кисти производится три раза подряд каждой рукой. Записывается лучший результат.
При отсутствии в школе динамометра уровень развития собственно-силовых качеств учащихся можно измерить с помощью упражнения "сгибание и разгибание рук в упоре лежа". Этот тест проводится из исходного положения
упор на гимнастической скамейке продольно, плечи над кистями, тело, ноги и голова составляют прямую линию, носки не оттянуты. Сгибание рук выполняется до касания грудью скамейки и разгибание их до исходного положения. Темп произвольный. Дается одна попытка. Результат фиксируется при условии правильного выполнении теста.
Бросок набивного мяча (1 кг) проводится для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств учащихся (мышцы верхних конечностей и туловища). Выполняется обеими руками из-за головы из исходного положения, сидя на полу, ноги врозь. Ученики выполняют подряд шесть бросков. Фиксируется лучший результат, измеренный от стартовой линии до места падения мяча. На расстоянии 1,5 м перед учеником натягивается шнур или ставится другое препятствие такой высоты, которая обусловливала бы траекторию вылета мяча под углом 40-45*, так как от нее зависит результат броска.
По Абалакову - это прыжок в высоту. На одной из стен спортивного зала делается разметка. Учащийся с двух шагов разбега выполняет прыжок в высоту, а учитель фиксирует результат. Дается три попытки, записывается лучший результат.
Бег 100 м. Выявляет уровень развития скоростных качеств учащегося. На расстоянии располагаются 5 набивных мячей, "елочкой".
Учащемуся необходимо на время добежать до мяча, вернуться к линии старта, а затем добежать до следующего мяча, и так пока учащийся не выполнит бег до каждого из пяти мячей
Перед тестированием учитель должен правильно показать упражнение, дать учащимся опробовать упражнение.
После проведения измерений учитель проверяет состояние всех протоколов тестирования. В случае пропусков проводит дополнительные измерения. Вписывает результаты в классный журнал.
Для того, чтобы оценить уровень развития физических качеств школьников, необходимо результаты экспресс-тестов каждого ученика сопоставить с соответствующим его возрасту и полу нормативом для оценки того или иного результата. Нормативы позволяют осуществить индивидуальную оценку физической подготовленности ученика на пяти уровнях: очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий уровень физической подготовленности.
Систематическая оценка уровня развития физических качеств детей позволяет вести планомерную работу с физически слабыми учениками, а физически хорошо подготовленных школьников направлять для занятий в секции по видам спорта.
4. Методика воспитания физических качеств на уроках спортивных игр
Подчиняясь общим организационно-методическим требованиям, методика воспитания отдельных физических качеств имеет свои специфические особенности. Они обусловливаются, с одной стороны, биологическими (морфофункциональными) компонентами того или иного двигательного качества, а с другой, - возрастом, полом, подготовленностью и другими отличительными чертами контингента, с которым осуществляется направленное развитие
физических качеств. Поэтому задачи, средства и типичные черты методики целесообразно рассматривать не вообще, в аспекте физической подготовки школьников, а конкретно, применительно к каждому физическому качеству в отдельности. Кроме того, известная структурная сложность большинства основных физических качеств требует конкретных методических указаний, касающихся избирательно-направленного воспитания всех типичных форм проявления того или иного двигательного качества.
Процесс развития физических качеств должен осуществляться в строгом соответствии с функциональными возможностями растущего организма.
Развитие двигательных качеств происходит в процессе овладения двигательными действиями. Но эффективность их воздействия не всегда бывает высокой. В связи с этим на уроке предусматривается выполнение специальных упражнений для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
4.1 Воспитание скоростных качеств
Скоростные качества - это свойство организма быстро и эффективно решать различные по сложности двигательные задачи. В быстрых движениях принято выделять сенсорный компонент (скрытый период двигательной реакции) и моторный компонент (время выполнения одного, нескольких различных или серии однотипных движений). Эти компоненты быстрых движений мало связаны друг с другом, так как в основе их проявления лежат различия морфофункционального образования. Поэтому методика, направленная на улучшение времени двигательной реакции и быстроты движения, имеет существенные особенности. К специальным методам, позволяющим уменьшить время двигательной реакции, относятся:
- метод повторного реагирования на внезапно появляющийся сигнал (изменение окружающей обстановки) известным или соответствующим обстановке движением (старт, ловля мяча, подвижные игры на внимание и т.п.).
- метод повторного выполнения отдельных (или серии) движений с максимальной скоростью.
- метод повторного различения микроинтервалов времени (сенсорный метод).
Для развития быстроты движений наиболее широкое распространение в физической подготовке школьника получили следующие методы.
Повторное, многократное выполнение скоростных упражнений при условии, что максимальная скорость достигается уже с самого начала упражнения. Продолжительность устанавливается такая, чтобы ученик в конце не чувствовал усталости и мог продолжать движение с максимальной скоростью.
Повторное выполнение скоростных упражнений в облегченных условиях, позволяющих превысить максимальную скорость, показанную в обычной обстановке.
Условия можно облегчить за счет правильного использования внешних сил, действующих на ученика в процессе выполнения упражнения (бег по ветру, бег под уклон, бег с помощью тяги и т.п.).
Упражнения для развития быстроты двигательной реакции проводятся, как правило, во вводной или в начале основной части урока после того, как закончена разминка, и организм детей находится в неутомленном состоянии. Так как по продолжительности они носят характер мгновенного действия, то паузы между повторениями могут быть очень короткими, а количество повторений большое.
Упражнения на быстроту двигательной реакции удобно проводить во время изучения строевых упражнений (команд, поворотов, построений, перестроений, ходьбы по залу). Степень сложности упражнений и заданий, используемых для развития быстроты двигательной реакции, будет зависеть от возраста учащихся и того учебного материала, который осваивается школьниками на уроках физической культуры.
Наряду с методом повторного упражнения для развития качества быстроты применяется также игровой метод. Школьная программа рекомендует широкоеиспользование подвижных игр: "успей подхватить", "защищай раненого", "бег за брошенным мячом", "гонка за трофеями".
При проведении игр, эстафет, полос препятствий следует правильно регламентировать задания, связанные с проявлением быстроты. Это замечание в первую очередь относится к количеству и продолжительности выполнения упражнений в беге, лазанье, ведении мяча, то есть к тем упражнениям, где учащимся приходится проявлять быстроту, преодолевая силу тяжести собственного веса тела.
Для совершенствования быстроты необходимо в первую очередь использовать скоростно-силовые упражнения, так как в большинстве видов спорта быстрота связана с мышечной "взрывной" силой (В.П. Филин).
От уровня развития скоростно-силовых способностей зависит прыгучесть - одно из важных для игроков качеств. В основе прыгучести лежит сила мышц, скорость сокращения этих мышц и координация всего движения. Важным моментом в методике развития прыгучести является обучение технике отталкивания, совершенствование координации движений в фазе полета и в момент приземления.
Развитие быстроты, особенно на начальном этапе, у детей младшего школьного возраста происходит успешнее, если параллельно осуществляется работа по совершенствованию техники скоростных упражнений.
4.2 Воспитание ловкости
Ловкость-это комплекс свойств организма, определяющих возможность быстро и правильно решать двигательные задачи, особенно те, которые возникают неожиданно и требуют немедленного решения. Сюда входит способность к быстрому освоению новых движений и действий и степень их совершенствования, рациональность применения сложных действий и движений и их перестройка в связи с меняющимися условиями окружающей обстановки. Основа ловкости - подвижность двигательного навыка, поэтому
хорошая ловкость может быть важной предпосылкой успешного изучения и совершенствования новых движений и двигательных действий. Автоматизированные движения, протекающие в стандартных условиях, перестают способствовать развитию ловкости.
Для развития ловкости привлекаются упражнения, отличающиеся известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении, и выполнять их нужно в изменяющихся условиях (подвижные игры, бег с препятствиями).
Общие требования к упражнениям для развития ловкости состоят в том, что они должны способствовать совершенствованию умения своевременно и достаточно полно расслаблять мышцы, сохранять устойчивое положение в условиях разнообразных положений и поз.
Упражнения, направленные на развитие ловкости, быстро ведут к утомлению, поэтому их лучше всего проводить в начале основной части урока. Интервалы между упражнениями следует планировать достаточно длительными для относительно полного восстановления организма. Объем упражнений в рамках одного урока должен быть незначительным, в то время как проводить их нужно по возможности на каждом уроке.
Очень важно в процессе развития ловкости вести измерения и оценивать уровень данного качества у школьников.
Для развития игровой ловкости в уроки следует включать подвижные игры: "пионербол", "летучий мяч", "мяч через сетку", "броски в кольцо", "добей мяч", "живая цель", "вызов номеров".
4.3 Воспитание гибкости
В среднем школьном возрасте естественное улучшение подвижности в суставах достигает наибольшей величины. К этому времени организм школьника подготовлен, чтобы выполнять движения с максимальной амплитудой. Максимальная амплитуда движений служит мерой определения гибкости. Гибкость зависит от эластичности мышц и связочного аппарата, анатомических особенностей суставных поверхностей, характера их соединений, эластичности тканей, окружающих суставы, а также от функционального состояния центральной нервной системы и двигательного аппарата.
Недостаточно развитая подвижность в суставах является причиной того, что приобретение определенных двигательных навыков становится невозможным или темп их усвоения и совершенствования - медленным, у школьников легко возникают повреждения. Так, при недостаточной подвижности в лучезапястном суставе невозможно добиться высокого уровня техники в бросках в корзину (баскетбол), нападающих ударах (волейбол).
Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость-это максимальная амплитуда движений, которую человек может проявить самостоятельно, используя только силу своих мышц, а пассивная гибкость проявляется с помощью внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением и т.п.
Воспитание гибкости осуществляется методом повторного выполнения разнообразных растягивающих динамических и статистических упражнений Динамические: без отягощения (с опорой, без опоры, для сохранения равновесия); с отягощением (масса снаряда, партнер).
Статистические: с само захватами, с партнером, на снарядах, с отягощением.
Нагрузка в упражнениях на гибкость определяется числом повторений, необходимым для достижения в данном занятии предельной амплитуды движений. Количество повторений лимитируется возрастом учащихся. При малой подвижности предпочтение следует отдавать динамическим упражнениям, так как они наряду с растягиванием "тормозящих" мышц способствуют развитию силы их антагонистов. Если у школьников недостаточно развита пассивная подвижность, то полезно давать им больше статистических упражнений, которые в наибольшей степени повышают растяжимость мышц, ограничивающих размах движений.
Упражнения на гибкость следует проводить в конце основной или заключительной части занятия. Комплекс упражнений на гибкость лучше начинать с упражнений для развития активной гибкости или очень осторожных пассивных упражнений на гибкость.
Оптимум развития гибкости определяется величиной, которая должна несколько превосходить максимальную амплитуду движений в изучаемых двигательных умениях и навыках. После получения необходимой величины гибкости количество упражнений на гибкость следует уменьшить, сохранив при этом достигнутую амплитуду движений.
Гибкость легче поддается воспитанию в детском и подростковом возрасте, в последующие годы надо только поддерживать гибкость на достигнутом уровне.
4.4 Воспитание силы
В программе по физической культуре для школ, начиная с младших классов, предусматривается силовая подготовка детей.
Сила-способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему путем мышечных усилий.
Для развития собственно-силовых способностей используются упражнения с отягощениями (внешними и собственной массой тела), выполняемых в трех режимах напряжения мышц: динамическом (преодолевающем, уступающем), статическом и смешанном.
Существует несколько методических приемов, позволяющих путем варьирования величины отягощения и количества повторений добиваться лучших результатов.
Метод стандартно-повторяющегося отягощения - повторное выполнение силовых упражнений с обусловленной стандартной величиной отягощения (средней, "до утомления", "до отказа" и предельной).
Суть метода состоит в том, что от урока к уроку, по мере роста силовых возможностей учащихся, количество повторений заданного упражнения постепенно увеличивается.
На начальном этапе развития силовых возможностей в среднем школьном возрасте предпочтение следует отдавать упражнениям с малым и средним отягощением.
Метод прогрессивно изменяющегося отягощения состоит в том, что учащимся на уроке предлагается последовательно выполнить несколько силовых упражнений с различным отягощением, например, сначала с малым, затем со средним и в заключение-с большим.
Осуществляя подбор упражнений для развития силы, следует отдавать преимущество упражнениям, способствующим развитию более слабых мышечных групп-мышц плечевого пояса, сгибателей туловища, бедра, голени.
При этом наибольший эффект в быстром наращивании мышечной массы достигается применением локальных упражнений, путем воздействия на одну мышечную группу. Поэтому в течение ряда недель в комплексы следует планировать одни и те же упражнения на 3-4 группы мышц.
Динамические упражнения с отягощением следует выполнять с большой амплитудой, в среднем темпе. На начальном периоде занятий лучший эффект дает пассивный отдых. В дальнейшем отдых можно заменять упражнениями на расслабление, на гибкость
После комплексов силовых упражнений следует включать в уроки подвижные игры: "борьба в квадратах", "бой петухов", "перетягивание через черту", "серые гуси" и другие.
По мере повышения тренированности происходит адаптация спортсмена к силовым нагрузкам; поэтому следует менять программу силовой работы, иначе результаты расти не будут.
Продолжительность силовой подготовки на уроках физкультуры в школе может достигать 10-12 минут, в условиях занятий дома-20-30 минут.
4.5 Воспитание выносливости
Выполнение продолжительной физической работы невозможно без достаточного развития выносливости. Выносливостью называется совокупность функциональных свойств организма, обеспечивающих длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Различают два вида выносливости - общую и специальную. Выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности называют специальной, а общая выносливость характеризуется способностью к длительному выполнению работы умеренной интенсивности.
Целенаправленную работу по воспитанию выносливости рекомендуется начинать с развития общей, а потом уже - специальной выносливости.
Ведущий метод развития общей выносливости у школьников-метод непрерывного упражнения, которое может выполняться в равномерном и переменном темпах. Средством воспитания общей выносливости являются также упражнения, позволяющие достигнуть высоких величин сердечной и дыхательной производительности организма. Нагрузка в упражнениях по развитию общей выносливости регулируется изменением продолжительности и интенсивности их выполнения, а также продолжительностью и характером отдыха при повторных заданиях.
На начальном этапе развития общей выносливости интенсивность выполнения упражнения составляет около 50%.
Параллельно с методом непрерывного упражнения для развития общей выносливости используется и интервальный метод.
Наряду с универсальными упражнениями для развития общей выносливости, как бег, ходьба на лыжах, прыжки со скакалкой, широко используются подвижные игры: "два мороза", "волк во рву", "охотники и утки", "мяч капитану" и другие.
В школьном возрасте выделяют и в дальнейшем осуществляют развитие в основном двух видов специальной выносливости - скоростной и силовой.
Для развития скоростной выносливости рекомендуется интервальное пробегание основных (30,60,100 м) или незначительно удлиненных (на 5-50м) дистанций с максимальной скоростью.
Упражнения для развития скоростной выносливости следует включать в конец подготовительной или начало основной части урока.
Для развития силовой выносливости используется метод многократного, продолжительного выполнения упражнения со средними отягощениями. Нагрузка подбирается так, чтобы до выраженных признаков утомления ученик смог повторить упражнение не менее 15-30 раз.
Упражнения для развития силовой выносливости проводятся, как правило, во второй половине основной части уроков гимнастики.
5. Практическая часть
5.1 Общая характеристика организации практической работы
Работа по проектированию началась в сентябре 2014 года. На первом этапе практической работы изучались и анализировались литературные источники, подбирались специальные упражнений для повышения уровня развития физических качеств.
На следующем этапе планируется внедрение в учебно-тренировочный процесс школьников 10-в класса специальных комплексов упражнений по развитию физических качеств на уроках спортивных игр, способствующих также гармоническому развитию ребенка, укреплению здоровья.
В практической работе будет принимать участие 10-в класс. Занятия планируется проводить 3 раза в неделю продолжительностью 45 минут.
Исследуемый класс будет заниматься с включением в программу по урокам физического воспитания специально разработанных комплексов, направленных на развитие двигательных качеств.
Разработанные комплексы планируется применять на каждом уроке спортивных игр.
Для решения задач теоретического и методического плана будут подобраны специальные комплексы упражнений по развитию физических качеств. Разработанные комплексы предоставлены в приложении.
На основании первичной диагностики эти комплексы предполагается внедрить в уроки спортивных игр.
На заключительном этапе предполагается провести математическую обработку материала, полученного в практической работе, сопоставить и проанализировать исходные и конечные результаты экспериментального класса, просмотреть динамику развития показателей физической подготовленности учащихся.
Вывод
Из основания изученного материала следует, что физическая подготовленность школьников обусловливается комплексным влиянием разнообразных природных и социальных факторов. Поэтому физическая подготовка школьников в рамках обязательного курса школьного физического воспитания должна строиться на основе учета закономерностей физического развития ребенка, в частности, с учетом критических периодов развития их физических качеств.
При воспитании двигательных качеств необходимо:
- опираться на общие методические принципы физического воспитания, добиваясь сознательного и активного отношения учащихся к занятиям;
- постепенно и систематически повышать требования к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей и условий проведения занятий;
- учитывать, что на начальных этапах физической подготовки избирательно-направленное воспитание одних двигательных качеств ведет к одновременному развитию других;
- чтобы добиться существенного прироста в уровне развития какого-либо качества, использовать в занятиях избирательно-направленный подбор специальных упражнений, специфические методы воспитания физических качеств, строго учитывать дозировку физических упражнений, направленных на развитие определенных качеств двигательной деятельности;
- учитывать индивидуальные возрастно-половые особенности учащихся.
Основная и дополнительная литература
Основная литература
Блеер, А.Н. Терминология спорта: толковый слов.- справ.: более 10000 терминов. – М.: Академия, 2010. – 459 с. ч.з.N2(1)
Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика. - 2-е изд., доп.. – М.: ЛИБРОКОМ. ч.з.N2(1)
Булгакова, Н.Ж. Теория и методика плавания: учеб. для высш. проф. образования. – М.: Академия, 2014. – 318 с. ч.з.N2(1)
Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Советский спорт, 2008. – 204 с. ч.з.N2(1).
Губа, В.П. Интегральная подготовка футболистов: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Совет. спорт, 2010. – 208 с. ч.з.N2(1)
Губа, В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования. Морфобиомеханический подход : научно-метод. пособие. – М.: Сов. спорт, 2012. – 382 с.: ч.з.N2(1)
Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для высш. проф. образования. – М.: Академия, 2013. ч.з.N1(1), Сетевой ресурс(1)
Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки. – М.: Сов. спорт, 2010. – 282 с. ч.з.N2(1)
Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. для высш. проф. образования. – М.: Академия, 2012. – 410 с: ч.з.N2(1), ч.з.N1(1), Сетевой ресурс(1)
Лях, В.И. Координационная тренировка в футболе. – М.: Сов. спорт, 2010. ч.з.N2(1)
Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства: учеб. для вузов / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 5-е изд., стер.. – М.: Академия, 2012. ч.з.N1(1), Сетевой ресурс(1)
Тютюков, В.Г. Теоретические основания управления профессионально-образовательной подготовкой преподавателя-тренера: учеб. пособие; М-во образования и науки РФ, Дальневост. гос. ун-т, Ин-т физ. культуры и спорта. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. - 170 с. ч.з.N2(1)
Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник. – М.: Сов. спорт, 2010. – 391 с. ч.з.N2(1)
Физическая культура: учеб. для вузов. – М.: Юрайт, 2013. – 424 с. ч.з.N2(1)
Якуш, Е.М. Основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании: учеб. пособие; Мин-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - 2-е изд., стер.. – Минск: БГУФК, 2012. ч.з.N2(1)
Дополнительная литература
Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006. – 526 с. ч.з.N2(1)
Визитей, Н.Н. Социология спорта: курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов. – Киев: Олимп. лит., 2005. – 246 с. ч.з.N2(2)
Гилев, Г.А. Физическое воспитание в вузе: учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. образования. – М.: МГИУ, 2007. – 375 с. ч.з.N2(1)
Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика: учебник для студ. вузов, осущ. образоват. деятельность по направл. 521900 - Физ. культура и спец. 022300 - Физ. культура и спорт. – М.: Сов. спорт, 2005. – 597 с. ч.з.N2(1)
Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: практ. рук. для тренера. – М.: Сов. спорт, 2007. – 402 с. ч.з.N2(1)
Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для завершающего уровня высшего физкультурн. образования. - 4-е изд., испр. и доп.. – СПб.; Москва; Краснодар: Лань, 2005. – 378 с. ч.з.N2(1)
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.Введение в предмет: Учебник для высш.спец.физкульт.учеб.завед. - 3-е изд.. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2003. – 159 с. ч.з.N2(1)
Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 863 с. ч.з.N2(1)
Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России. – М.: Сов. спорт, 2006. – 215 с. ч.з.N2(1)
Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник для студ. вузов физ. воспитания и спорта. – Киев: Олимп. лит., 2004. – 807 с. ч.з.N2(1)
Сергеев, Г.В. Футбол (техника, обучение, тренировка): учеб.-метод. пособие. - 2-е изд., стер.. – М.: МГИУ, 2007. – 116 с. ч.з.N2(1)
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы) / авт.-сост. О.В. Белоножкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 173 с.: ч.з.N2(1)
Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Сов. спорт, 2007. – 463 с. ч.з.N2(1)
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вузов. - 6-е изд., стер.. – М.: Академия, 2008. – 479 с. ч.з.N2(2)
Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033100 - "Физ. культура". – М.: Сов. спорт, 2005. – 270 с.: схемы. ч.з.N2(1)