Обобщение опыта по проблеме: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через проектную деятельность


Обобщение опыта работы учителя начальных классов Саюкинского филиала МБОУ Платоновской СОШ Фризоргер Юлии Викторовны по теме: «Формирование коммуникативных УУД через проектную деятельность»
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).
Моя методическая проблема: «Формирование коммуникативных УУД через проектную деятельность»
Провела входную диагностику по методике Г. А. Цукермана «Рукавички».
Из нее следует, что из 12 первоклассников 2 детей (1 пара) находились на высоком уровне сформированности коммуникативных УУД.Это означает, что только 2 детей смогли осуществить партнерское сотрудничество. Они спланировали и согласованно выполнили свою работу, смогли выразить свои мысли, договориться. 2 детей (1 пара) на среднем уровне.Обучающиеся смогли выполнить работу, но не смогли проконтролировать друг друга, т.е. найди ошибки.6 детей (3 пары) на низком уровне. Они не смогли договориться, каждый имел свое мнение, при этом не слушая мнение другого. Они перебивали, кричали: «Нет! Неправильно!», даже толкались. 2 человека (1пара) нулевом уровне.Они работали вообще одни, молча, не соглашаясь на сотрудничество. Я задумалась над тем, что делать, как повысить уровень коммуникации?
Выделила пути формирования коммуникативных УУД школьников:через сотрудничество учителя и детей, через взаимодействие между всеми обучающимися в группе в процессе работы над проектом.
Взаимодействие учащихся с педагогом осуществляется по схеме: «Ученик- учитель», где учитель- помощник, наставник, партнер ученика.Он помогает успешно выполнить задания, оценивает характер общения между собой учеников, контролирует способы оказания ими необходимой помощи друг другу.Во время работы над проектом должна быть творческая атмосфера, где отсутствует строгий взгляд учителя, звучат осуждающие слова и смешки.
Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Совместно была выработана памятка.
Памятка: не бойся!!!
-высказываться, к твоему мнению обязательно прислушаются;
- предложить ошибочный ответ, ведь это не ошибка, а гипотеза, которая подтверждается или отвергается;
- оказать помощь сам и попросить помощи у другого ученика или учителя, это не будет считаться подсказкой;
-задавать любые вопросы, когда возникнет в этом необходимость, а не тогда, когда учитель спросит: «Есть ли у вас вопросы?»
Взаимодействие между всеми обучающимися осуществляется в группах.Формируя группы, нужно учитывать, что в них должны входить обучающиеся с разным темпераментом, степенью обученности, мышления, работоспособности, учебных возможностей. Одни из них выступают в роли лидера, а другие в роли помощника.
Дети совместно с учителем выработали «Правилами взаимодействия в группе», при этом они должны их соблюдать:
Помни слова Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»
Ели хочешь сказать, то подними руку;
Когда один говорит, то другие слушают;
Говори четко, эмоционально, аргументировано, смотри в глаза;
Нельзя критиковать, кричать: «НЕТ! НЕПРАВИЛЬНО!»;
Делай задание, помогая товарищу, если он не справляется;
Проверяй задание не только у себя, но исправляй ошибки другого.
Для знакомства младших школьников с методом проектов необходимо провести 3-5 тренировочных занятия. В ходе них дети учатся работать над проектом по этапам.
1 Сбор информации об исследуемом объекте из разных источников по методу Братановой Т.А.
Задача обучающихся составить небольшое сообщение об исследуемом объекте. Для этого надо собрать доступную информацию с помощью разных методов исследования и обработать ее.
На карточках выделены разные методы исследования: подумать, спросить у другого человека, получить информацию из книг, энциклопедий, посмотреть телевизор, провести эксперимент,понаблюдать, измерить, нарисовать или сфотографировать, провести анкетирование и д.р.
1 задание. Даны картинки животных: рак, щука, бобр. Составьте план, по которому можно описать рака.
Результат:
Составлен план:
Место обитания раков.
Внешний вид раков.
Как раки двигаются.
Чем раки питаются.
Где раки зимуют.
Как ловить раков.
2 задание.Подумайте и раскройте план описания рака, используя личные знания.
Результат:
Раки
План Личные наблюдения
1. Место обитания раков. 1. Раки живут в водоемах.
2. Внешний вид раков. 2. Рак зеленого окраса, состоит изтуловища, клещей, хвоста. Бывают
большие и маленькие ( рисунок).
3. Как раки двигаются. 3. Раки пятятся назад.
4. Чем раки питаются. 4. Едят мясо (рисунок).
5. Где раки зимуют. 5. ?????????????
6. Как ловить раков. 6. Раков ловят сетями.
3 задание.Соберите информацию для решения проблемы из энциклопедий, книг, атласа- определителя. Для этого найдите необходимый материал, прочитайте, с помощью карандаша сделайте пометки по интересующей проблеме.
Результат:Сведения дополняются.
Раки
Раки живут в чистой воде рек, озёр и прудов на разной глубине (от 1 до 3 метров). Под камнями, корягами или корнями деревьев роют узкие норы.
Твёрдый панцирь рака защищает мягкие части его тела. У рака мощные клешни, которыми животные быстро хватают добычу или защищаются. Длинные усы предупреждают о приближении врага, а выпученные «рачьи глаза» позволяют прекрасно видеть в тоще воды.
Обычно животные медленно передвигаются по дну, вытянув клешни вперёд, но, если их испугать, быстро плывут назад – пятятся – при помощи сильных ударов хвоста.
Раки поедают погибших водных животных, таким образом, обеспечивают очистку водоемов.
4 задание. На столе лежат все карточки с методами исследования.«А где еще можно получить информацию?» Домашнее задание.Почерпните информацию в сети Интернет, спросите у родителей, друзей, учителя, нарисуйте или сфотографируйте исследуемый объект и д.р., зафиксируйте на листочках, обсудите с ребятами на следующем занятии.
1. Посмотреть в Интернете: Где зимуют раки?
2. Откуда взялось выражение: «Я тебе покажу, где раки зимуют!»
3.Спросить у папы: Как ловят раков?
Результат:
С наступлением холодов раки перебираются вглубь водоёма, туда, где вода не замерзает, прячутся в норы. Найти места их спячки непросто. Не раз приходилось слышать выражение: «Я тебе покажу, где раки зимуют!». Оно произошло от наказания, которое часто применялось во времена крепостного права. Провинившегося человека барин отправлял среди зимы добывать раков, чтобы полакомиться вкусным нежным мясом. А ловили раков в то время самым примитивным и древним способом – руками.
Существуют и другие способы ловли раков: с помощью рачевни - сетки цилиндрической формы, натянутой на металлический круглый обруч, с помощью удочки, вместо крючка у которой приманка в виде мяса.
Таким образом, у обучающихся вырабатывается алгоритм поиска информации для решения проблемы проекта:
Внимательно прочитайте тему проекта;
Подумайте, какая информация нужна для решения проблемы;
Обсудите, где и как информацию можно найти (посмотреть в книгах, энциклопедиях или в сети Интернет, понаблюдать, спросить у взрослого, провести эксперимент);
Выслушайте все мнения, зафиксируйте на бумаге (словами, знаками, схемами, рисунками);
Зачитайте (кто-то один,остальные слушают)все варианты решения проблемы, придите к общему мнению.
2Определение последовательности и объяснение этапов проекта.
1 задание. На карточках вразброс написаны этапы проекта: тема, цель проекта, гипотеза, ход исследования, анализ результатов, выводы. Дети в группахдолжны попытаться определить правильную последовательность и объяснить смысл каждого этапа. Выслушиваются мнения всех и команды приходят к единой структуре проекта, педагог уточняет отдельные характеристики этапов проекта.
2задание.Развитие умения видеть проблемы.
2.1.«Посмотри на мир чужими глазами».Продолжи рассказ: представь себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем
грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.
Читаем детям неоконченный рассказ:
С утра небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...
2.2.«Составь рассказ, используя данную концовку». Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему все закончилось имен
но так.
а) ...нам так и не удалось выехать на дачу.
б) ...сидевший в соседнем вольереорангутанг не обратил на это никакого внимания.
в) ...прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.
2.3.«Сколько значений у предмета?» Найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета: карандаша, кирпича, мела, коробки и т.п.
3задание.Развитие умения выдвигать гипотезы.
3.1.«Давайте вместе подумаем». Выдвинете гипотезы: «Как птицы узнают дорогу на юг»?
Гипотезы:
а) Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.
б) Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), которые указывают им направление полета.
в) Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает
дорогу.
г) Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
д) А может быть, у них есть внутренний компас – такой, как в самолете
или на корабле.
е) А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса? (Провокационная идея.)
3.2.«Найди возможную причину события». Определи причину, выдвини гипотезу.
а) Трава во дворе пожелтела.
б) Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
в) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
4 задания.Развитие умения задавать вопросы.
4.1 Игра «Угадай, о чем спросили».
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами.
Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке,
громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите
спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться,
каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо предупредить отвечающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
5 задание. На листе бумаги написаны этапы проекта. Дети должны в группах попробовать не только определить их последовательность, но обдумать и предложить свои варианты.
Например, тема: Грибы: польза или вред?
Цель: узнать пользу или вред приносят грибы человеку.
Гипотеза: не все грибы полезны.
Ход исследования:
Просмотрели литературу,
Изучили разные грибы,
Выявили их пользу или вред для человека,
Просмотрели и сравнили данные из больницы по количеству отравлений грибами и вылеченных с помощью полезных грибков,
Выяснили болезни, которые можно вылечить грибками.
Сделали выводы.
Оформили информацию с помощью презентации, в виде буклетов, рисунков, кроссвордов и т.д.
Выводы: наша гипотеза подтвердилась: не все грибы полезны. Одни приносят вред, а другие пользу.
Выступление с результатами проекта
3Оформления результатов проекта в различных программах на компьютере.
1 задание.Оформление результатов проектов на бумажных носителях.
Позже, когда ученики будут посещать кружок и познакомятся с программами MicrosoftPowerPoint,MicrosoftOfficePublisher, Paint, то будут оформлять
презентации,буклеты, рисунки, схемы.
4 Составление анкет, планирование акций и мероприятий.
1 задание. Составьте анкету «Какой ты пешеход». Подумайте, какие вопросы вы бы хотели задать своим товарищам, что для этого нужно знать?
Результат:
1 вопрос. С какой стороны ты идешь в школу?
2 вопрос. Встречаются ли на твоём пути пешеходные переходы?
3 вопрос. Как ты проходишь перекрёстки?
4 вопрос. Какие знаки дорожного движения, светофоры ты встретил?
5 вопрос. Балуешься ли ты на дороге (толкаешься, перебегаешь улицу)?
6 вопрос. Играешь ли ты на дороге (рисовать, в классики, футбол)?
7 вопрос. Когда выходишь из транспорта, то… Продолжи фразу.
2 задание. Подумайте, как вы можете привлечь к проблеме других детей, родителей, учителей?
Результат:
Сделать рисунки, фотографии,
Выступить на общешкольной линейке, родительском собрании,
Провести акции, прочитать стихи, спеть, написать сочинения и д.р.
После подготовительных упражнений работа над проектом осуществляется по этапам:
Мотивационный этап (проблемная ситуация, статистические данные, занимательная история), который помогает осознать значимость проекта.
Мозговой штурм (дети думают над темой, целью, задачами, гипотезой проекта, предлагают этапы решения проблемы).
Формирование групп (команд) для выполнения проекта:
Информационная группа (осуществляет поиск, сбор, анализ информации),
Группа исследователей (измеряют, считают, фотографируют),
Агитаторы (проводят агитационную работу: выпускают плакаты, буклеты, выполняют рисунки, проводят беседы),
Команда «Активисты» (проводят разные акции, конкурсы).
Разделение обязанностей внутри команды.
Самостоятельная работа в каждой группе.
Анализ и обработка собранных материалов.
Подготовка учащимися докладов, презентаций, буклетов, поделок.
Защита результатов выполненной работы.
Рефлексия.
Вам представлены детские проекты
2013г.«Влияние образа жизни на самочувствие человека»,
2014г. «Моя семья в семейном гербе».
Они реализованы и заняли 1 места в районном конкурсе исследовательских работ «Грани творчества»
Работа над проектами позволила:
почувствовать детям значимость своей деятельности,
повысить их социальный статус в школе,
узнать способы взаимного сотрудничества:
- коллективного планирования,
- взаимодействия с любым партнёром,
- взаимопомощи в группе в решении общих задач,
- делового партнёрского общения.
Была проведена конечная диагностика по сформированности уровня коммуникативных УУД.
Использовались методики:
«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967),
«Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., 1992),
«Совместная сортировка» (Бурменская, 2007),
«Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).
Итоговая диагностика показала,что все дети не боятся и с удовольствием работают в группе. У 11 детей выработалосьумение слышать, слушать и понимать партнера. 7 человек не стесняются высказывать свое мнение, зная, что с ним будут считаться. Теперь никто не перебивает друг друга, не кричит, не толкается, все стараются внимательно слушать. Дети оказывают поддержку друг другу, контролируют выполнение заданий. У обучающихся складываются навыки устной и письменной речи.
Этому подтверждение - участие в конкурсах сочинений:
Всероссийский«Святые заступники Руси»:
2013 г. «Сергий Радонежский - пример для подражания»
2014г. «Жизнь преподобного Иосифа Волоцкого»
Всероссийский «Миллион добрых дел»
Областной«Письмо Губернатору»
2012г. Моя семья.
2013г. Год защиты окружающей среды.
2014г. В преддверии 70 - летия Великой Победы:
«Семья Блудовых – пример для подражания»
«Яблонька - символ жизни»
Всероссийский«Святые заступники Руси»:
2013 г. «Сергий Радонежский - пример для подражания»
2014г. «Жизнь преподобного Иосифа Волоцкого»
Областной «Дорога глазами детей»
Информационные источники:
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчановов под руководством А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.);
Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанова // Начальная школа. 2008. - № 5;
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3 класс.-М.:Баласс, 2014.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Серов И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- Москва, 2007;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).