Интегрированный урок литературы и экономики с использованием ИКТ в 4 классе.Тема: С. Михалков «Как старик корову продавал». Реклама.


-3810381000Учитель: Герасимова О. Ю.
Республика Казахстан
Костанайская область
Костанайский район
П. ЗатобольскЗатобольская школа-гимназия
Интегрированный урок литературы и экономики с использованием ИКТ в 4 классе.
Тема: С. Михалков «Как старик корову продавал». Реклама.
Технология: социоигровая, ИКТ.
Вид урока: мета предметный, интегрированный.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Цель: формирование понятия о рекламе как инструменте маркетинга, с помощью работы над произведением С. Михалкова.
Задачи:
Предметные:
•       Понять авторское отношение к сказочным героям и свое отношение к героям С. Михалкова.
Формирование знаний о рекламе как основном способе стимулирования сбыта товаров, о правовом регулировании рекламы.
Системно-деятельностные:
•       Формировать познавательный интерес к изучению творчества С. Михалкова
через  установление связи изучаемого материала с жизнью;
•       Формировать умственные учебные действия: умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
Формирование ценностно – нравственного отношения к рекламе, как общественному явлению.
Формирование знаний о рекламе как основном способе стимулирования сбыта товаров.
•       Развивать интеллектуальные умения: доказывать, опровергать, ставить и разрешать проблемы.
•       Развивать воображение, память, внимание.
•       Развивать действия контроля и самоконтроля при закреплении изученной темы.
Личностные:
•       Вырабатывать требовательность к себе, ответственность, товарищество, вежливость, радости сопереживание успехам товарищей.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Деление на группы «Кольца».
3 хлопка – собираются в группы по 3-е, обнимая за плечи, 4-по 4-ро, 5-по 5-ро, 6- по 6-ро учеников в группе – сели в группы.
Девиз урока:
- Активность, уверенность, командный дух – вот залог успеха на этом уроке!
2.Вызов. Актуализация знаний. Игра «Продажа». (ТРКМ)
Учитель:
- Сейчас в класс войдут ваши одноклассники, они будут предлагать вам «купить» некоторые предметы. Ваша задача: прежде чем что-то взять, хорошо подумайте, нужно ли это вам в настоящий момент, не забывайте где вы находитесь, зачем это вам нужно, и вообще, что вы с этим будете делать дальше, ведь у вас впереди еще несколько уроков.
- Ребята, входите!
Учащиеся предлагают товары: коробка от пластилина, прищепка бельевая, надувные шарики. Перед учащимися заранее была поставлена задача: постараться убедить учащихся «купить» как можно больше различных товаров, пуская вход различные приемы: описание преимуществ предмета, пуская в ход личное обаяние, подключая творчество и т.д.
Время торгов- 1 минута.
Итоги торговли:
- Ребята, посмотрите у … (называю имя обучающегося) остался один фломастер , а у … (называю имя) осталось два шарика.
3. Осмысление. Проблемный вопрос.
- Скажите, пожалуйста, почему (называю имя) «продала», больше предметов, чем (называю имя)?Учащиеся аргументируют свои предположения: мило улыбалась, приветливо говорила, была настойчива, хорошо рекламировала свой предмет и т.п.)4. Раскрытие понятия «реклама» в сопровождении иллюстративного ряда.
- Древний Рим. Гладиаторские бои. Специально обученные рабы обходили весь город, выкрикивая имена гладиаторов и время, когда состоится битва. (reclamare – выкрикивать).
5. Инсценировка эпизода произведения С. Михалкова (ИКТ – информационный характер)
а) Инсценировка - диалог старика и парня играют учащиеся.
б) Просмотр отрывка из м/ф «Как старик корову продавал» 1980г.
(отрывок - слова автора, читает артист В. Невинный)
- Какое произведение мы сейчас «прорекламировали»?

6. Анализ произведения по вопросам. Игра «Спрятанный вопрос». Работа в группе. (вопрос спрятан под одним из стульев в группе, учащимся необходимо встать и изучить свой стул чтобы найти вопрос )
Предлагаемые вопросы:
1 группа - Почему старик не мог найти покупателя?
2 группа - Почему у парня это получилось?
3 группа - Что попытался изменить паренек?
4 группа - Почему старик не продал корову?
7. Определение основной мысли сказки. Работа с пословицами. Работа в группах.
Задание: Выбрать пословицу, отражающую основную мысль произведения.
Под лежачий камень вода не течет.
Поленился – хлеба лишился.
Купить-то и дитя купит, а продать – и дед намается.
Не похвалишь, не продашь.
(Учащиеся в группах определяют соответствие, объясняют классу, крепят на доску пословицы)
8. Повторение и знакомство с новыми основными экономическими терминами «рынок, продавец, покупатель, товар, промоутер».
а) Упражнение «Кто есть кто?». (ИКТ – сопоставительный характер)
На экране картинки – используется инструмент «Шторка»:
понятие открывается по ходу
- Где происходило событие? – рынок
- Чем занимался на рынке старик? – продавец
- Кем был на рынке мужик? -покупатель
- Кем оказалась корова на рынке? –товар
- Кто выступил в роли промоутера? - парень
б) Работа в паре.
Выбор пары учащихся с помощью приема «Встать «по пальцам».
Задание: найти определение понятия «промоутер» через поисковик «Google» - Википедия. Работа с планшетом.
Вторая пара учащихся.
Задание: найти значение слова в англо-русском словаре. Работа с англо-русским словарем.
Объяснение учащихся:
Англ. «Рromote» - продвигать. Промоутер – рекламный агент. Промо акция – рекламная акция, цель - обратить внимание, показать преимущества.
9. Физ. минутка «Промо акция» - чтение сказки с движениями. (на интерактивной доске текст сказки С. Михалкова).
Условия «Промо акции» - на всех знаках препинания выполнять следующие движения:
Тире - руку правую вперед
Точка – хлопок в ладоши
Двоеточие - 2 хлопка в ладоши
Многоточие - 3 хлопка в ладоши
Запятая - обнять соседа
Восклицательный знак – встать, руки в стороны, как в русском танце
Вопросительный знак – встать, руки в бок – вопросительно
Учащиеся читают хором сказку и выполняют движения.
Учащиеся оценивают акцию.
- Как вы считаете, в такой акции обратили бы внимание покупатели на товар?
(высказывания учащихся)
10. Определение роли рекламы в нашей жизни. Прием «За +, против-, согласен=».
Учащиеся читают выражения на экране, оценивают достоверность информации и выбирают соответствующие собственные позиции «+», «-», или «=».
Высказывания на экране:
1. Реклама зародилась в древности, в то время, когда большинство людей не умели ни читать, ни писать.
2. Реклама будет существовать всегда!
3. Основными носителями рекламы являются средства массовой информации (СМИ)
Смена мизансцены урока – учащиеся группируются возле выбранного знака:
«+» - у окна, «-» - у стены, «=» - у доски. Таким образом получаются группы единомышленников. «Лидеры» групп - поясняют свой выбор, в доказательство приводят аргументы.
10. Разработка критериев оценивания и оценивание рекламы.
А) Упражнение «Доскажи словечко».
Учитель:
- Если внимательно слушать и смотреть рекламу, то можно понять, что именно «благодаря» рекламе, мы узнали… ...что самый вкусный обед для всей семьи … (лапша Роллтон). ...что у хорошей хозяйки… (всегда грязный кафель в ванной, ржавые краны и кухонные плиты.) …что наша главная проблема…(перхоть). …что каждая девушка в ярком платье носит с собой в сумочке… (двухлитровый Vanish).
- Похоже, что вы очень любите смотреть рекламные ролики.

Б) Составление кластера. Работа в группах.
- Какой должна быть реклама?
(Листы А-3, стикеры – стрелки, на стикерах написаны требования к рекламе: запоминающаяся, оригинальная, информативная, наглядная, актуальная, краткая; Задание: выбрать нужное и вклеить в кластер.Самооценка.
На экране образец:
Девиз рекламного агентства «Радуга»: «Меньше слов – больше информации!»
Критерии: запоминающаяся, информативная, краткая.
13. Оценивание эффективности отечественной рекламы (видео, печатной). (ИКТ – аналитический характер)
1,3 группы – работают с планшетами, видео просмотр казахстанской рекламы «Цесна» (оценивают видео рекламу по критериям кластера)
2, 4 группы – работают с газетой «Костанайские новости» (оценивают печатную рекламу по выбранным критериям кластера)
Учащиеся поясняют свою оценку.
14. Творческая рефлексия - синквейн. Работа в группе по алгоритму.
«Реклама рекламы».
Алгоритм составления синквейна.
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

1. Реклама.
2. Краткая, запоминающаяся.
3. Привлекает, показывает, повышает.
4. Не похвалишь, не продашь.
5. Двигатель.
Д/з(на выбор) Придумать продолжение сказки. Придумать рекламу любому школьному
предмету по критериям.