Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»


Разработка открытого урока по чтению в 5 классе: Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»
Цели урока:
Образовательная:
на примере данного произведения расширить представления детей о значении труда в жизни общества, в жизни разных народов через сравнительный анализ стихотворений русского и тувинского писателей.
Воспитательная:
воспитывать уважение и любовь к труду через использование игровых технологий.
способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
Коррекционно-развивающие:
Корригировать эмоционально-волевую сферу, образное мышление;
развивать навык выразительного чтения поэтического произведения.
Расширение словарного запаса учащихся через словарную работу на уроке.
побуждать детей к развитию своих трудовых навыков.
Оборудование:
презентация;
словарная работа;
текст речевых упражнений;
Тип урока: урок-повторение
Цели: Подготовительная работа:
План урока
Орг момент -Приветствие
Аутотренинг
Речевые упражнения
Рассказ «Два плуга
Сообщение темы урока «Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Я.Брюсова и Саая Таспая «Труд»
Стих-ие «Ажылдын кужу»
Физминутка для глаз
Просмотр фильма
Словарная работа
Игра «Ринг профессий»
Физминутка
Подведение итогов (рефлексия).
Домашнее задание
1.Орг момент -Приветствие
Скажем здравствуйте глазами,
Скажем здравствуйте руками,
Скажем здравствуйте мы ртом,
Станет весело кругом!
2.Аутотренинг
Я буду внимателен,
Я все замечу и запомню.
Я хочу узнать новое!
Я хочу работать!
Я готов!
3.Речевые упражнения
Учитель: - Подготовим свой речевой аппарат к работе.
а) чтение столбиков;
б) чтение слов;
рота во
кроста твоскроуста ствоскромный усталый довольство
4. Проблемная ситуация «Два Плуга»
Послушайте, пожалуйста, рассказ К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».
(Учитель читает рассказ)

Из одного  и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Через некоторое время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше. Чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечает тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2. Интерактивная беседа.
- Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего урока.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
в) чтение пословиц о труде.
Землю красит солнце, а человека труд.
Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.
Человека узнают не по речам, а по делам.
Человека узнают не по речам, а по делам.
5. Сообщение темы урока «Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Я.Брюсова, Саая Таспая «Труд».

Саая Таспай «Ажылдын кужу»
-Очур акый айбылааргаОон чуге дезип ундун?
-Ажыл кылыр хоннум чогул,
Агаарлаксаам келгилээр-дир.
-Ажыл болгаш бодуун чанчылАжылчынны каастаар болгай.
-Арыг костюм, кылан сапыкАжылчынны кааставас бе?
-Аъш-чем болгаш арыг хептиАжыл торуп турар болгай,
Кылыр иштен хоннун калза,
Хырнын аштаар, эктин элээр,
Ынчангаштын ажыл-ишкеЫнакшып чор, бодуун чору.
Словарная работа
Труженик – человек, который любит труд.
Труд-работа.
Довольство-богатство.
6. Физминутка для глаз
7. Просмотр фильма «Труд красит человека»

8.Физминутка «Я-колхозник»
4. Игра «Окончание пословицы».
Учитель. На Руси дети с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Деревья смотри в плодах,…. (а людей смотри в делах).
Терпение и труд ….(всё перетрут).
Под лежачий камень… (и вода не течет).
Маленькое дело…(лучше большого безделья).
Горька работа … (да сладок хлеб).
Ищи невесту не в хороводе, … (а в огороде).
 
5. Игра «Ринг профессий».
Классный руководитель. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Поиграем в игру «ринг профессий». В игре участвуют 2 команды. Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды.
(Дети выходят к доске.) 
Дети по очереди называют профессии. Игра продолжается 5 минут.
9. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель. Наш урок подошел к концу. Какие моменты остались в вашей памяти?
- Чему учит стихотворение «Труд» Брюсова?
- Удалось ли читающему передать голосом главную мысль всего стихотворения?
( учащиеся оценивают чтение стихотворения и выбирают лучшего чтеца).
Учитель. В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать своё счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд.
10. Домашнее задание (В. Брюсов "Труд") –выучить наизусть.