Труд и творчество урок обществознания


Конспект урока по теме:
«Труд и творчество»
Предмет Обществознание
Класс 6
Уровень Базовый
Учебник Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф. Обществознание. 6 класс. Просвещение, М., 2009.
Место урока по программе в курсе Тема «Труд и творчество», урок № 14
Цель урока Введение учащихся в понимание сущности процесса творчества.
Задачи урока Создать собственный продукт творческой деятельности.
Образовательные:
Познакомить с видами творчества.
Научить пользоваться имеющейся терминологией темы (творчество, мастерство, продукт творчества и т.п.).

Развивающие:
Научиться защищать и оценивать продукт своей деятельности;
Развить творческие способности, фантазию и воображение;
Способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
Научить обобщать полученные знания по теме;
Способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
Сформировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ, давать конструктивную критику.
Воспитательные:
Воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;
Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
Выработать активную жизненную позицию;
Тип урока Комбинированный урок.
Форма урока Интегрированный урок (Обществознание+МХК+Технология)
Основные понятия Творчество, воображение, мастерство, ремесло.
Оборудование урока Мультимедийная доска, презентация Microsoft PowerPoint «Труд и творчество».
Литература Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф. Обществознание. 6 класс. Просвещение, М., 2009; Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая «Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей»;
Ход урока:
Этап урока Время Формируемые умения Деятельность учителя Результат совместной деятельности
Организационный момент
Актуализация знаний по теме «Труд» 2 минуты
3 минуты Предметные: умение работать с имеющейся информацией (терминами, понятийным аппаратом);
Метапредметные:
Регулятивные: умение принять учебную задачу;
Коммуникатив-ные: умение аргументировать свою точку зрения;
Интеллектуаль-ные: умение анализировать, выстраивать логические цепочки. Звучит плавная медитативная музыка (букв.30 сек.). По её окончании Учитель – «Давайте выпрямим спины, сделаем глубокий вдох, услышим тишину. Я бы хотела увидеть ваши глаза. Присаживайтесь».
- Добрый день, ребята. Мы начинаем наш урок. Перед вами три картинки. Они станут не большой интригой нашего урока. Ниже вы видите вопрос. «Как можно связать три этих изображения?»
Теперь давайте вернемся и вспомним, о чем мы говорили на прошлых занятиях.
Об-ся. Мы говорили, что такое деятельность.
Уч-ль. Мне бы хотелось, чтобы вы мне напомнили суть нашего разговора.
Ученик(и)- Деятельность – это форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Далее блиц-опрос
Что же такое труд?
Какой бывает труд?
Бывает ли труд бесцельным?
Повторение пройденного материала, готовность к дальнейшей совместной деятельности
Введение темы урока, постановка цели и задач 5 минут Умение сформулировать и принять учебную задачу.
Умение вычленить главное Учитель - «Вы большие молодцы и мы смело можем переходить к следующей нашей теме. Мы поговорили о трудовой деятельности, но, как известно это не единственный вид деятельности человека. Я прошу вас обратить внимание на слайд. Что вы видите? (на слайдах картины кисти Сальвадора Дали)»
Ученики (предположительные ответы) – картины, люди, изображения.
Учитель – «Как вы думаете, продуктом какой деятельности они являются?» (задача учителя подвести обучающихся к ответу – творческой деятельности)
«Как вы думаете, о какой деятельности человека мы будем говорить сегодня?»
Об-ся – Мы будем говорить о творческой деятельности человека.
Уч-ль «Запишите, пожалуйста, тему урока «Труд и творчество» Что вы хотели бы узнать о творческой деятельности?» Обучающиеся выдвигают предложения, на их основе формулируются цели и задачи, записываются в тетрадь.
Пр-р. Цель - понять суть творческого процесса.
Задачи – включиться в творческий процесс;
- познакомиться с примерами творческой деятельности;
-создать выставку из получившихся продуктов творческой деятельности.
Осознание цели и задач урока, готовность к дальнейшей совместной деятельности
Изучение новой темы 23 минуты Личностные: Эмоциональный отклик, эстетика восприятия обыденности, уважение к творческому изысканию;
Предметные: умение работать с фактами, событиями; знание терминов, умение работать с понятиями.
Метапредметные:
Информационные: умение работать с печатными источниками информации, умение извлекать необходимые знания из художественных образов, умение слушать устную речь учителя;
Регулятивные: умение принять учебную задачу;
Коммуникатив-ные: умение работать в группах, договариваться, умение выполнять учебную задачу в отведенное время, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, умение принимать точку зрения своего собеседника, умение задавать вопросы на уточнение;
Интеллектуальные: умение анализировать и делать выводы.
Уч-ль.
Перед вами три картинки. Они станут не большой интригой нашего урока. Ниже вы видите вопрос. «Как можно связать три этих изображения?» Давайте для начала подробнее рассмотрим изображения.
Ребята, посмотрите на слайд? Что вы видите, какие особенности заметили?
Ответы об-ся. (например).
-Не похожи на обычные рисунки; с первого раза не понятно, что изображено; похожи на обман.
Уч-ль. «Перед нами яркий пример (я хотела бы подчеркнуть, что один из множества) творческой деятельности. Но ведь помимо художников, кто-то еще занимается творчеством? Можете привести примеры?»
Об-ся. музыканты; писатели; и проч.
Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую.
Уч-ль. Мне кажется, что вы уже можете дать мне ответ, что такое творчество?
Об-ся. – создание, чего-то нового (напр-р)
Уч-ль. Давайте обобщим ваши ответы и запишем в тетрадь определение, а так же, какие виды творчества существуют.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
Виды творчества. Музыкальное, художественное, изобретательное и т.д.
Знаете после ваших слов у меня возник вопрос. Получается есть профессии творческие, а есть не творческие. Скажите, профессия врача творческая?
(слайд изображение врача)
Об-ся. Разные мнения.
Уч-ль. Хорошо, что ваши мнения разделились. Слайд с изображением д.Адамса Патча. Скажите ребята, перед нами творческий человек?
Об-ся. Да.
Уч.ль. Как вы думаете, кем он работает.
Об-ся. Разные предположения.
Уч-ль. На самом деле этот человек очень хороший врач, который в своей стране полностью перевернул представление о медицине. Видеофрагмент.
Какой вывод мы можем сделать?
Об-ся. К любой профессии можно подойти творчески.
Уч-ль. Помните слайд в самом начале нашего занятия. Предлагаю к нему вернуться. Мы с вами выяснили, что эти картины очень необычны, что их автор Сальвадор Дали, что к любой профессии можно подойти творчески. Ваши предположения, какая связь.
Об-ся. Высказывают свои самые неожиданные предположения.
Уч-ль. На самом деле в 1958 году в Испании появилась карамель на палочке, она стала столь популярна, что появилась необходимость наделить её отличительным знаком. Менее, чем за час известный художник сюрреалист Сальвадор Дали придумал ей логотип. Что дает нам понять, что даже самые привычные вещи, когда –то и кем-то были придуманы. И они настолько плотно входят в нашу жизнь, что автор забывается. Так произошло со многими привычными нам вещами. Вообще глядя на картины Сальвадора Дали, мы видим, что он был большой фантазер, не так ли? Он говорил, что техника, в которой он работает, является фантазией, которую можно увидеть.
Выдумка, фантазия, воображение неотделимы от творчества.
Мир фантазии огромен и многообразен. Не будь фантазии и воображения, у нас не развивалась наука, и мы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать понятиями.
Давайте и мы с вами пофантазируем?
Сейчас мы с вами попробуем пофантазировать, будем развивать свое воображение. Интересный способ ввести себя в состояние фантазии заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета. Попробуйте проделать что-то в таком роде:
Каков вкус радости?
Чем пахнет слово “участвовать”?
Каково на ощупь число семь?
Какой вкус у голубого цвета?
Уч-ль. Возникли затруднения?
Об-ся. Предлагают варианты.
Уч-ль. Давайте перейдем непосредственно к деятельности и почувствуем себя творцами. Перед нами еще одна картина Сальвадора Дали. На первый взгляд это обычный….? Может быть кто-то знает, как называются такие картины?
Ответ: натюрморт.
У вас на столе лежат предметы. Я предлагаю вам создать «шедевр за пять минут». Ваша задача подойти к ним творчески, а именно – создать из них «живую картину», посвятить им стишок, нарисовать натюрморт, сделать фото. В общем фантазируйте, как угодно.
(дается 5 минут)
Далее следует защита проекта.
Уч-ль. Даже, несмотря на то, что мы все были в одинаковых условиях поглядите, какие разные у нас получились результаты. Как вы думаете, о чем это говорит?
Ответ: не бывает двух абсолютно одинаковых продуктов творческой деятельности. (Давайте это запишем).
А теперь давайте еще раз посмотрим на результат Сальвадора Дали (изображение переворачивается). И здесь он нас удивил.
Давайте подведем итоги.
Творчество – это способ самореализации человека. Творчество – это источник добра, истины и красоты. Это удивительный мир в котором возможно все.
Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните… И запомните самое главное, у каждого из нас есть фантазия, а значит возможность творчески подойти к любому делу.
. Изучение новой темы, получение опыта работы в парах с различными видами информации, приобретение умения выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Проверка и контроль знаний 5 минут Слово учителя.
- Сейчас мы вспомним то, о чем разговаривали на уроке и сделаем это в виде игры. Здесь нам с вами поможет стеклянный камушек! (камушек передается в произвольном порядке, у кого в руках оказался, тот и отвечает)
Любой ли труд является творческим?
Может ли человек научиться работать творчески?
3.Назови несколько представителей творческих профессий?
4. Что вам больше всего понравилось на уроке? Первичное закрепление и усвоение нового материала.
Рефлексия 1 минута Слово учителя.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы.
Анализ ситуации на уроке
Домашнее задание 1 минута § 11, выписать понятия ремесленник, мастер и творец, объяснить их отличия.
А напоследок я хотела бы сказать вам огромное спасибо за вашу работу на уроке и за вашу поддержку! Готовность к выполнению домашнего задания