ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ ТРУД — ОСНОВА ЖИЗНИ

Технологическая карта урока обществознания 5 класс ФГОС
Тема урока: « Труд – основа жизни».
Учитель: Антонова Екатерина Владимировна
Дата урока
18 января 2017 г.

Цели урока:
Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.

Тип урока
Урок открытия нового знания.

План урока
1. Что такое труд? Каким он бывает?
2. Что создаётся в результате труда?
3. Как труд оценивается?

Образовательные ресурсы
Презентация «Труд основа жизни» [собственно-разработанный электронный ресурс].

Личностно значимая проблема
«Будешь упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться».

Опорные понятия, термины
Труд, товар, услуга.

Формы контроля

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Предметные
Поиск информации в источнике, понимание ключевых понятий, систематизация информации и умение предоставлять её в виде текста, схем способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), знать основные виды деятельности человека, значение данных видов деятельности для человека.

Метапредметные УУД
Регулятивные: Оценивание различных видов работ по критериям, умение соотносить свои действия с планируемым результатом, умение корректировать свою деятельность в рамках предложенных условий. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
Познавательные: Работа с текстом: умение анализировать, делать выводы, составление плана, установление логических связей. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, перерабатывать информацию.

Личностные УУД
Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Домашнее задание

1. Составить правила хорошего, результативного труда.
2. Читать стр.74 -77.
3. Ст. 80 упр. 3 письменно.


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)

1
2
3
4
5
6


I. Мотивация к учебной деятельно-сти





1.Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
2.Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Здравствуйте, ребята.
Садитесь. С каким настроением вы сегодня пришли на урок.
Сегодня у нас урок открытия нового знания.
Вы, наверное, знаете множество профессий, я предлагаю вам отгадать загадки?
Если отгадаете, то найдёте ключик к нашему уроку.
Трубы чистит день он каждый,
Потому не очень чист.
Руки, нос и щёки в саже -
Замарался (трубочист).
Поймал я рыбу на крючок
И вытащить едва ли смог.
Улов богатый! Я мастак!
Моя профессия(Рыбак)

В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет. (учитель)

Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.(доктор)( слайд 1)
Что объединяет этих людей? (Слайд 2) Какое ключевое слово у нас получилось. ( труд)
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.
Устные ответы.
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.
Фронтальная работа.

II. Актуализа-ция знаний






1.Организует беседу по вопросам:
Кто сможет предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какое определение будет ключевым в нашей теме? Ответы учащихся. (Слайд 3)
Перед вами рабочие листы. Запишите число, фамилию, имя и ключевое слово темы нашего урока «Труд ». Ваша задача внимательно меня слушать и выполнять задания в рабочем листе. Как вы заметили, за выполнение каждого задания вам будут даваться баллы, которые в конце урока вы должны будете сложить и определить оценку за урок. Давайте наметим план и подумаем, что нам нужно узнать о труде? (Например, каким бывает труд, подходящий вопрос для нашего урока? Нужно ли нам знать, что создаётся трудом и как этот труд оценивается?) ( слайд 4, 5). Вот на эти вопросы мы должны сегодня ответить.
Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют цели и план урока.
Устные ответы
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Фронтальная работа.

III. Изучение нового материала




1.Обратите внимание на ключевые понятия урока: труд, товар, услуга. Наша задача выяснить, что они обозначают.( 6 слайд)
А начнём мы с определения труд.
Как вы думаете, что мы называем трудом? Предположения учащихся.
- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)
Поработаем с различными источниками, определим какой для нас предпочтительней. (три ученика постараются найти нужную нам информацию)
Остальным ребятам я предлагаю поработать с 1 заданием рабочего листа. Перед вами перепутанное определение, дайте объяснение понятию «труд», используя слова: материальных, деятельность, и духовных, человека, ценностей, по созданию.
(Труд- деятельность человека, по созданию материальных и духовных ценностей.)
Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
Что общего между данными определениями? Какое определение вам более понятно. Объясните почему? (7 слайд) (понятие в рабочем листе более простое, содержит ёмкую информацию и понятно по содержанию)
2.Организует беседу по новому материалу.
А сейчас подумайте над вопросами: «Зачем человеку трудиться? Что даёт человеку труд?» А ответить на эти вопросы я вам предлагаю при помощи составления кластера. (раздать картинки) Выполняем задание 2 в рабочем листе, используйте предложенные картинки при заполнении схемы. (слайд 8)
Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. (слайд 9) давайте проверим как вы справились с заданием. Кто вписал данное слово в кластер, тот хлопнет в ладоши, у кого нет данного слова в рабочем листе, тот поднимает руки вверх и разводит в стороны.
Так что же для человека ТРУД? (основа жизни) заполняем вторую часть темы урока
3. Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.
4.Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. поработаем в паре, обратимся к таблице в рабочем листе:
В первой колонке запишите профессии, а во второй – цифрами отметьте характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.
Затем проверим таблицу. Начните характеризовать следующим образом:
«Я считаю, что для профессии подходят характеристики..»
Выполните задание. Проверка. ( проверим у всех ли так получилось?) ( слайд 11)
Народная мудрость гласит, «Золото познается в огне, человек - в труде.»
- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?
(Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Так как происходит действие, приносящее пользу другому. (слайд 12)
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.
1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.
2. Знакомятся с новым материалом, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

3. Работают самостоятельно, самопроверка.
4. Работают в тетради, со словарем.
Устные ответы.

Самостоятельная работа.

Устные ответы.


Задания в рабочем листе.


Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные:
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения;
предлагают помощь и сотрудничество.
1. Индивидуальная работа, фронтальная работа.



IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. Рассмотрите рисунки на стр. 76 из учебника, скажите, что является товаром, а что - услугой (слайд 13). Заполните таблицу товары и услуги в рабочих листах.
Выполняют задания на рабочих листах, устно с обсуждением.
Устные ответы, работа с текстом.
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: ориентируются в учебнике.
Групповая работа.

V. Итоги урока. Рефлексия
1.Проводит беседу по вопросам.
– Важно ли человеку знать, что его труд приносит пользу?
– А всякий ли труд приносит удовлетворение?
– Обучение в школе – это труд ученика, какую пользу приносит такой труд?
Прочитайте текст на с. 77. Заполните схему в рабочем листе.
Проверим: в оценке труда огромную роль играет количество и качество продукта.
Формой поощрения является: премия, благодарность, карьерный рост.
Формой наказания служит штраф или даже увольнение.
2.Наш урок подходит к концу.
Вспомним основные понятия урока:
Труд - деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.
Товар - это продукт, произведённый на продажу.
Услуга – это действие, приносящее пользу другому.
3. Молодцы. В рабочем листе лесенка из трех ступенек, нарисуйте смайлик на той ступеньке, где вы находитесь по степени пониманий пройденной темы: если поняли все - то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней ступеньке, если ничего не поняли - на последней ступеньке.
Поднимите руку, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой? На низкой?
4.Ребята, заполните лист самооценки, и положите на край стола.
Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности человека, был приятным занятием, а не обузой радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке и степень понимания пройденного материала.
Самоанализ и самооценивание.
Оценивание учащихся за работу на уроке.
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Фронтальная работа.

VI. Домашнее задание
Конкретизирует домашнее задание.
Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности человека, был приятным занятием, а не обузой радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.
Домашнее задание
1. Составить правила хорошего, результативного труда.
2. Читать стр.74-77,
3. Стр. 80 упр. 3 письменно.
Спасибо за урок. Желаю всем успехов.
Записывают домашнее задание.
Работа с дневником.
Личностные: понимают задания.

Индивидуальная работа


Используемый учебно-методический комплекс:
1. Обществознание 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой– 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 111 с.: ил., карт.- (Академический школьный учебник).
2. Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение 5 класс». – М.: Просвещение, 2014.
3. А.С.Митькин. Рабочая тетрадь по обществоведению. – М.: «Экзамен», 2016.
4. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. – «Издательство «Мир и Образование», 2013.

15