Рабочая программа по обществознанию (учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 6 класс)

Пояснительная записка
Предмет: обществознание
Курс: «обществознание»
Класс: 6 класс
Год обучения: 2013-2014 гг.
Количество часов: В год: 35ч, в неделю: 1ч

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала обучающихся. Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 35 учебных часов.
Программа: Авторская, Автор Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2012 год. Программа курсов для 6 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. Издание стереотипное. М., «Русское слово», 2012.
В состав УМК входят: учебник для 6 класса «Обществознания», рабочая тетрадь, поурочные разработки к учебнику, дидактические материалы.
Программа раскрывает содержание начального курса «Человек и общество». С одной стороны, содержание ее во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в 5 классе, с другой  вводит новые единицы содержания.
Логика программы в 6 классе предполагает использование принципа от частного к общему. Цели и задачи курса:
- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Обществознание» является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму историко-правовых знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Данная программа учитывает тот факт, что учащиеся к началу обучения в основной школе владеют пропедевтическими представлениями о Родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи, родословной, взаимоотношениях с природой, об образцах позитивного поведения.
      В 6 классах при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах, социальных институтах и процессах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков. Курс строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и отсутствии привычки просчитывать отдаленные последствия своих поступков.
       Первые темы «Человек в социальном измерении», «Человек среди людей» вводят ученика в проблематику, связанную с социальными проявлениями человека, раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. В теме освещаются особенности подросткового возраста, важного для становления личности, значение и назначение самопознания. Тема ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Она позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, раскрывает такие качества человека, как альтруизм  готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость, мягкость в обращении; доброжелательность к людям; отзывчивость на чужие горе и радость.               Тема «Нравственные основы жизни» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо, доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.        Каждая тема программы 6 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Принцип системности направлен на формирование у учащихся ценностных ориентиров и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях современной эпохи. Последовательность обеспечивается тематически выверенным подбором заявленных объектов изучения, дающих возможность учащимся ознакомиться с фактами, событиями и явлениями общественной жизни разных поколений, особенностями формирования ценностных представлений и ориентиров в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества.

Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Результаты обучения и освоения содержания курса «Обществознание» 6 класс
Личностны результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Метапредметные результаты:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках

Предметные результаты:
иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:

формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
      
Содержание учебного курса
6 класс (35 часов)
Тема 1. « Человек в социальном измерении» (12 ч)


Введение.
Человек – личность. Что такое личность. Индивидуальность  плохо или хорошо? Сильная личность  какая она?
Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Человек и его деятельность. Понятие деятельности.
Формы деятельности.
Потребности человека. Виды потребностей. Духовный мир. Мир мыслей. Мир чувств.
Мышление. Высшие чувства.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.
Практикум.
Тема 2 «Человек среди людей» (13 ч)
Межличностные отношения. Какие отношения называют межличностными.
Чувства – основа межличностных отношений.
Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем
Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.
Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты и межличностные отношения. Как возникает межличностный конфликт. Семь раз отмерь Как не проиграть в конфликте.
Практикум.
Тема 3 «Нравственные основы жизни» (9 ч)
Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит, хорошее. Главное правило доброго человека.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.
Практикум









Планируемые результаты изучения курса обществознание


По окончанию изучения курса «Обществознания» ученик должен знать:
- основные обществоведческие понятия: Общество, авторитет, герб, наследственность, государство, деятельность, добро, добродетель, кодекс, конституция, нравственность, образование, общение, патриотизм, познание, референдум, самооценка, федерация, флаг, хобби, товар, труд, сознание, семья, субъект РФ, чувство, экономика, эмоция, эрудиция.
- общее и особенное в политической жизни современной России;
- основные задачи и исторические формы образования;
- основы конституционного строя Российской Федерации;
- сущность и строение культуры;
-.особенности подросткового возраста, важного для становления личности;
- значение и назначение самопознания.

Ученик должен уметь:
- давать определения основным обществоведческим понятиям, выделяя их характерные признаки;
- объяснять сущность человека;
- уметь объяснить сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;
- объяснять сущность семьи как основной ячейки общества;
- объяснять роль и значение школы;
- объяснять труд как основу жизни;
- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.

Ученик должен владеть навыками:
- конспектирования текстовой информации и выделения главного;
- использования дополнительных источников социальной информации (газет, журналов,
Интернет сети);
- схематизации материала, либо анализа предложенной схемы;
- правильного применения специальных терминов и объяснения понятий;
- монологического связного воспроизведения информации;
- выявления сходных и отличительных черт в общественных явлениях;
- презентации собственных суждений, сообщений.
















Учебно-методическое обеспечение

Классы
Учебная программа
Учебники
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля

6
Авторская
Автор Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2012 год. Программа курсов для 6 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. Издание стереотипное. М., «Русское слово», 2012.

Боголюбов Л.Н., Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая Обществознание 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»., - М., Просвещение, 2012. – 111 с.
Биянова Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 160 с.
Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотененкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2013.

Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы, конференции, тестовые работа по темам и разделам.













Учебно-тематический план курса обществознания 6 класса


Название раздела, тема
Кол-во часов
Дата
Основные вопросы при изучении темы
Тип урока
Характеристика основных видов учебной деятельности
Дом. зад.




план
Факт





Глава 1 «Человек в социальном измерении» (12 часов)








1.
Вводный урок
1


Различные значения слова «общество»; высказывать суждения о причинах вхождения человека в какое-нибудь сообщество; называть сферы жизни общества.
Урок повторения
Мотивация изучения обществознания.
Составление плана
Стр. 4-6

2.
Человек - личность
1


Что такое личность. Индивидуальность  плохо или хорошо? Сильная личность  какая она?
Комбинированный урок
Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы..
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.
Работать с учебной и внешкольной информацией
П.1

3.
Человек познает мир
1


Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Комбинированный урок
Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
Осознание себя.
П.2

4.
Учимся узнавать и оценивать себя
1


Оценивание своих возможностей, способностей, достоинств в современном обществе.
Практическое занятие
Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.
Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.
Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
Зад. Стр. 24-25

5.
Человек и его деятельность
1


Понятие деятельности.
Формы деятельности.

Комбинированный урок
Осознание себя как части общества
Раскрытие на примерах основ деятельности человека
П.3

6.
Учимся правильно организовывать свою деятельность
1


Правило организации занятий
Практическое занятие
Работа в группах: высказывание своего мнения
Оценка своей деятельности и других
Зад. Стр.33

7.
Потребности человека
1


Виды потребностей.
Духовный мир.
Урок изучения нового материала
Составление плана работы. Анализ текста.
П.4, стр. 33-36

8.
Что человек чувствует, о чем размышляет
1


Мир мыслей. Мир чувств.
Мышление.
Высшие чувства.
Комбинированный урок
Утверждение своей точки зрения. Осознание свое роли в мире. Усвоение понятий
П.4 стр.36-39

9.
Учимся размышлять
1



Основные правила умения размышлять.
Практическое занятие
Анализировать проблему, делать выводы. Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.

Зад. Стр. 40

10.
На пути к жизненному успеху
1


Слагаемые жизненного успеха.
Привычка к труду помогает успеху.

Урок изучения нового материала
Понимание значения труда для будущей жизни. Групповое обсуждение.
П.5

11
Готовимся выбирать профессию
1


Выбор жизненного пути
Практическое занятие
Развитие способностей к самооценке. Осознание себя. Оценивание своих способностей
Тест «Моя будущая профессия»

12
Практикум по главе
1


Что человеку нужно
Повторительно-обобщающий урок
Коллективная работа. Исследование и оценка
Проведение социологического опроса среди обучающихся 5-9 классов

Глава 2 «Человек среди людей»(13 часов)








13
Межличностные отношения
1


Какие отношения называют межличностными
Чувства – основа межличностных отношений
Урок изучения нового материала
Знакомство с новыми понятиями. Раскрытие на примерах значения чувств в общении
П.6, вопр.

14
Учимся взаимодействовать с окружающими
1


Виды межличностных отношений
Практическое занятие
Работа в группах: учимся общаться
Зад. Стр. 58

15
Человек в группе
1


Какие бывают группы
Группы, которые мы выбираем
Кто может быть лидером

Комбинированный урок
Работа с текстом. Отбор главного. Оценка своих лидерских качеств .Работа над понятием социализация.
П.7, стр. 58-61

16
Поощрения и наказания
1


Групповые нормы
Санкции
Встреча с инспектором ОДН
Умение вести беседу, правильно формулировать вопросы. Прогнозирование последствий противоправных действий
Презентация «Мои права и ответственность»

17
Учимся совместно всей группой делать полезные дела
1


Взаимопомощь, полезные дела
Практическое занятие
Раскрытие на примерах ценностей жизни. Работа в коллективе
Зад. Стр. 66 (по выбору)

18.
Общение
1


Что такое общение
Каковы цели общения
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Урок изучения нового материала
Работа в группах, высказывание своего мнения, обмен информацией, развитие коммуникативных навыков
П. 8, стр. 67-68, 71-72

19
Как люди общаются
1


Средства общения
«Слово – серебро, молчание – золото»
Комбинированный урок
Усвоение информации. Работа с различными видами источников. Работа в группах: игра «Пойми меня»
Зад. Стр.74

20.
Учимся общаться
1


Правила поведения в классе.
Практическое занятие
Составление правил поведение в классе. Высказывать и отстаивать свою точку зрения. Находить общее для всей группы.
Составить схему «Люди, с которыми я общаюсь»

21.
Конфликты в межличностных отношениях
1


Как возникает межличностный конфликт
Варианты поведения в конфликтной ситуации
Исход конфликта
Урок изучения нового материала
Освоение новых понятий. Оценивание собственных умений вести себя в конфликтных ситуациях. Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.
П.9, вопр.

22-23
Учимся вести себя в ситуациях конфликта
2


Алгоритмы анализа конфликта
Практическое занятие
Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. Выделение нравственного аспекта при решении конфликтных ситуаций.
Зад. Стр. 82-84

24
Правила успешного общения
1


Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации
Занятие с психологом
Умение вести беседу, правильно формулировать вопросы, выслушивать собеседника. Делать правильные выводы
Составить памятку переговорщика

25
Практикум по главе
1


Человек среди людей
Повторительно-обобщающий урок
Строить логическую цепь рассуждений. Осуществлять поиск информации в разных источниках.
Кроссворд «Конфликты в межличностных отношениях»

Глава 3. «Нравственные основы жизни»(10 часов)






26.
Человек славен добрыми делами
1


Что такое добро.
Кого называют добрым. Доброе  значит хорошее.
Комбинированный урок
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, Приводить примеры по теме
П.10, стр. 86-88

27.
Главное правило доброго человека.
1


Мораль. Золотое правило морали
Комбинированный урок
Работа с различными источниками информации. Иллюстрация примерами значимости морали в обществе. Анализ полученной информации.
П.10, стр. 88-91, вопр.

28
Учимся делать добро
1


С чего начинается доброта.
Практическое занятие
Осознание значимости доброты. Оценка своей деятельности. Умение делать выводы.
Презентация «Человек славен добрыми делами»

29.
Учимся быть терпимыми
1


Понятия терпеть, терпеливый.
Правила терпеливости.
Практическое занятие
Работа в группах. Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы.
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Зад. Стр. 91

30.
Будь смелым
1


Что такое страх.
Смелость города берет.
Имей смелость сказать злу «нет».
Комбинированный урок
Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.
Мотивация деятельности: зачем быть смелым
П.11











Кроссворд «Смелость города берет»




П.12










Подготовить рассказ о своих бабушке и дедушке.





Повторение тем.

31
Учимся побеждать страх
1


Способы справиться со своими страхами
Практическое занятие
Работа с Интернет-ресурсами. Самооценка. Обучение анализу


32.
Человек и человечность
1


Гуманизм  уважение и любовь к людям.

Урок изучения нового материала
Работа с новыми понятиями. Поиск информации о примерах проявления гуманизма. Нравственно-этическое оценивание поступков.


33
Прояви внимание к старикам.
1


День пожилого человека
Встреча со старшим поколением
Умение вести беседу, правильно и корректно формулировать вопросы, выслушивать собеседника.


34
Практикум по главе
1



Повторительно-обобщающий урок.
Оценка, осознание результатов работы. Обобщение, систематизация, способность делать выводы.


35.
Контрольно-обобщающий урок: «Обществознание» (1 ч.)







15