Повышение мотивации учащихся на уроках физики с использованием информационно-коммуникационных технологий.


Итоговая работа.
Методическая разработка уроков (2 спаренных) по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Цели урока:
1. Знакомство с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".
2. Выявление жанровых и композиционных особенностей повести  "Барышня-крестьянка".
3. Формирование умения анализа художественного текста, в том числе с помощью других видов искусства.
4. Выявление роли эпизода в тексте.
Задачи урока:
Развивающая - развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
Обучающая - развивать умение анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
Воспитывающая - воспитывать уважение к творчеству Пушкина, нравственные качества у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания, воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, произведений изобразительного искусства, музыкальных произведений, внимание к художественному слову.
Оборудование урока: 
компьютер,  слайд-презентация, портрет Александра Сергеевича Пушкина, тексты произведения, репродукции В. Д. Поленова, Л. Серебренниковой, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, К. Я. Крыжицкого, С. Басова, музыкальные произведения А. Широченко, А. Архиповского, Г. Шендерева, элементы декораций для инсценировки отрывков произведения.
Предварительная работа: задание по группам – 1)подготовить небольшой тест из 6-8 вопросов на знание сюжета повести; 2) инсценировка эпизодов повести (рассказ Насти о знакомстве ее с молодым Берестовым и «случайное» знакомство Лизы-Акулины с Алексеем).
Словарная работа над литературными понятиями: цикл повестей, сюжет, пейзаж, композиция, завязка, кульминация, развязка.
Ход урока.
Организационный момент. (Я бы предложила молча поприветствовать учеников и предложить им занять свои места, и в это время включить музыку – такое начало позволит окунуться в атмосферу урока)
Вступление урока.
Звучит песня Анны Широченко «Тихая моя родина» (1 куплет), как бы помогая учащимся окунуться в изучаемую эпоху, уводя из городской суеты в сельский быт. На презентации – слайд с репродукцией картины Сергея Басова «За околицей».
Далее вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами обратимся  к повести Александра Сергеевича Пушкина “Барышня-крестьянка”, перечитаем с вами страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, которую иногда называют пушкинская. Следует отметить, что «Барышня-крестьянка» - это последняя повесть из цикла повестей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». (краткий рассказ о цикле повестей Белкина)
- Что вы знаете о первой половине 19 века?
( Звучат ответы детей, учитель должен натолкнуть их на мысль, что в то время существовало крепостное право, были классовые различия: дворянство и крестьяне)
- Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское и Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. Так и семьи Берестовых и Муромских предпочитали столичной суетливой жизни деревенское спокойствие. (По ходу рассказа учителя с помощью презентации слайдов демонстрируем репродукции картин:
К.Я. Крыжицкий «Хутор в Малороссии»,
В. Д. Поленов «Пруд в Абрамцеве»,
«Бабушкин сад»
И.И. Шишкин «Мельница в поле»,
А.К. Саврасов «Домик в провинции»)
О художниках, чьи репродукции мы представили, говорили и писали многие, ведь их работы вызывают самые глубокие светлые чувства. Вот, например, для знакомства учащимся предлагается стихотворение Марины Малхасян о Константине Яковлевиче Крыжицком.
Гармония жива в минутном вдохновенье...
Ковыль среди камней, и склон горы высокой,Прозрачность синевы ласкающих небес,И стаи облаков, несущих мысль к истокамРождения мечты, и тихий моря плеск...Гармония жива в минутном вдохновеньеПриродного тепла и строгой красоты.Так жизнь, даруя нам всех чувств переплетенье,Зовет познать себя, избегнув пустоты.
(Данное стихотворение уместно прочитать на уроке с озвученной темой – во-первых, оно содержит элементы сюжета, созвучные сюжету представленных репродукций картин и описанию природы в повести А.С. Пушкина. В первом четверостишии мы видим описание природы, оно, как и в изучаемом тексте и репродукциях, помогает представить образ героев, передает необходимую атмосферу, как бы окуная читателя - или зрителя – в произведение. Второе же четверостишие показывает нам появление произведения искусства – через вдохновение, не давая прожить жизнь впустую, волнуя и переплетая все чувства. И подобное описание рождения произведения искусства в равной степени подходит и для литературного произведения, и для произведения изобразительного искусства, и для музыкального, и для искусства лицедейства. Также стоит обратить внимание школьников и на художественные средства, с помощью которых создается необходимый образ и соответствующая атмосфера – эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.)
После слова учителя и показа презентации стоит предложить учащимся ответить на вопросы: Как вы думаете, почему поместное дворянство предпочитало столичной жизни жизнь уездную? Нравилось ли им там и почему? Как в ответе на этот вопрос нам могут помочь представленные репродукции?
3. Беседа на восприятие произведения с элементами анализа (ответы учащихся должны подтверждаться текстом).
- Где происходят события данной повести? (В поместьях Тугилово и Прилучино)
- Что вы можете сказать о жизни поместного дворянства, их быте, привычках? (обеды, охота, встречи, поездки к соседям в гости и т.д.)
- Главные герои повести. Кто они? Как Пушкин знакомит читателей с ними? (первоначальная беседа – портрет, особенности характера, поведения - о Муромском Григории Ивановиче, Берестове Иване Петровиче, Алексее, Лизе. Оформление записей в рабочей тетради – таблица с краткой характеристикой героев). Кто из героев повести понравился вам больше всего и почему?
- Какой эпизод вам понравился больше всего и почему?
Завершить работу на знание сюжета можно проверкой домашнего задания – проведением учениками заранее подготовленного теста на знание текста (работа в парах).
Особенности композиции повести. (учитель демонстрирует слайды, дети строят схему композиции в тетради).
Сначала вспоминаем с учениками строение композиции: экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен). Размышляем с учениками над элементами композиции, выделяем ее части.
Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.
Завязка: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.
Далее развитие сюжета – и
кульминация: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме.
Развязка: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…» Мы додумываем сами развязку и радуемся за главных героев повести Пушкина.
Художественные особенности произведения, анализ эпизодов.
Переходим к анализу эпизодов повести, где учителю важно подчеркнуть роль пейзажа, описания природы (в эти моменты урока мы попытаемся усилить впечатление мастерства слова Пушкина с помощью репродукций известных художников и музыкальных произведений, также учителю следует акцентировать внимание на использование этих видов искусства на уроке, вместе с учениками ответить на вопросы, близки ли живопись, музыка, театр слову Пушкина, помогают ли они понять нам замысел писателя).
Эпизод первый. Роль случая в развитии сюжета этой повести играет большую роль. От Насти Лиза, а следом за ней и читатели, узнают о ее знакомстве с молодым Берестовым.
3834765-662940Ученики инсценируют эпизод, где Настя рассказывает о встрече с молодым барином (по ходу инсценировки на слайде – картинка из фильма с изображением Насти и Лизы, фоном музыка квартета «Московская балалайка» «Выйду ль я на реченьку» - на эпизод, когда Настя рассказывает, как прислуга в доме Берестовых с гостями играли в горелки). После инсценировки учащимися можно познакомить школьников со стихотворением о балалайке.
Галина КУКУШКИНА.
Поиграй-ка, пострадай-ка,Символ русской старины,Балалайка, балалайка —Немудреных три струны!Разудала, бесшабашна,Не даёт она скучать.С балалаечкой не страшноГоре-горькое встречать.Широка и непонятна,Словно русская душа.С балалаечкой приятноРадоваться, грусть круша.С балалаечкой не стыдноИ в концертах выступать.И порой ей так обидно«Иностранцам» уступать!… Вот опять смеётся, плачет,Перебором душу рвет,В удали кручину прячет,А как за сердце берет!… Светит месяц круторогий,Тройка мчится, даль бледна.
Три струны —как три дороги,И судьба —на всех одна.
(Это стихотворение стоит прочитать школьникам при анализе данного эпизода. Оно подчеркивает атмосферу той эпохи, раскрывает русский характер. Балалайка символизирует русскую душу: «разудала», «бесшабашна», «широка», «непонятна». В стихотворении, как и в повести, показаны герои, которые так близки Пушкину. Это герои, которые умеют сталкиваться с горем – «не страшно горе-горькое встречать» -, искренне веселиться – «с балалаечкой приятно радоваться…» -, которые умеют сочувствовать – «перебором душу рвет…», «за душу берет» и т.д. Это стихотворение создает образ того русского человека, которым искренне восхищался Пушкин, которого он показывал в повести «Барышня-крестьянка». Обязательно при анализе следует обратить внимание на тропы: метафоры, сравнения, эпитеты и т.д. И стоит обратить внимание школьников на то, как это стихотворение помогает при анализе повести А.С. Пушкина)
Далее учитель задает вопросы о впечатлении от эпизода, о том, как характеризует Алексея игры с прислугой (легкий в общении, веселый, непринужденный и т.д.), как характеризует Лизу ее интерес к происходящему, ее решение переодеться крестьянкой (непринужденная в общении, любопытная, интересная, яркая и т.д.) Какая атмосфера царила на празднике для прислуги в доме Берестовых? (живая, доброжелательная, непринужденная, радостная и т.п.) Все ответы учеников необходимо подтверждать цитатами из текста. Как музыка влияет на наше восприятие этого эпизода? (помогает слушателям окунуться в атмосферу «деревенского праздника»,
3834765-184785Эпизод второй. Встреча Лизы-Акулины с молодым Берестовым. Инсценировка учениками этого эпизода. (По ходу инсценировки демонстрируем слайд – изображение из фильма встречи Лизы и Алексея, а также музыкальное сопровождение – сначала звук рожка пастуха (момент - по тексту), далее Алексей Архиповский «Золушка»). После инсценировки учитель предлагает работу по тексту – найти описание утра, природы в день встречи Лизы и Алексея. Какие краски использует автор в этом описании? А как вы думаете, почему именно эти?

- Что добавляет повествованию это описание? Какова роль природы? а) Создает лирический фон для романтической сцены свидания; б) автор описывает весну, утро, весенний лес – это ассоциируется с зарождающимся чувством героев; в) помогает передать настроение героини, настроение «младенческой веселости»; г) создать образ героини.
Далее ученикам предлагается презентация слайдов – репродукций художников (под ту же музыку)
А.К. Саврасов «Дорога в лесу».
И.И. Шишкин «Лесные дали»
«Сосновый бор»
С. Басов «Лиственный лес. Туман»
«Березовая роща»
В.Д. Поленов «Осень в Абрамцеве»
Л. Серебренникова «Топкая дорога»
«Перелесок»
После демонстрации слайдов учитель может задать вопросы: «Как вы думаете, картина какого художника близка к пушкинскому описанию леса?» Обучающиеся отвечают, учителю следует предложить школьникам доказать свою точку зрения. Какими красками вы бы раскрасили картину, если бы рисовали пейзаж этого утра? А как вы думаете, помогают ли нам эти картины понять описание пейзажа Пушкина?
Далее учитель предлагает кратко пересказать дальнейшие события повести. Как произошло так, что враги Муромский и Берестов вдруг стали друзьями и, более того, решили породниться? (ученики с помощью цитат из текста пересказывают эпизод падения Муромского с лошади). Почему Лиза не была рада этому неожиданному перемирию, чем ей это грозило? Как она вышла из ситуации, когда Берестовы решили приехать с неожиданным для нее визитом? (ученики пересказывают эпизод визита Берестовых). Далее учитель предлагает провести характеристику поведения героев повести в данном эпизоде. (ученики характеризируют героев и продолжают заполнять таблицу с характеристикой героев)
Развитие сюжета. Берестов настаивает на свадьбе, заставляет сына согласиться с решением отцов семейства. Учитель предлагает зачитать этот отрывок, поразмышлять, как поведение героев характеризует их. (Алексей привык не перечить отцу, но в данном случае никак не может согласиться с ним). Какие варианты выхода из данной ситуации вы могли бы предложить, но при этом ученики должны помнить, что черты характера героев повести не могут противоречить их действиям. (ученики фантазируют). Этап урока, когда идет обсуждение душевных метаний Алексея, предлагаю провести под музыку, которая звучит фоном (Алексей Архиповский «Дождик». Она поможет приблизиться к переживаниям героя).
Кульминация повести. (Этот этап урока предлагаю провести под музыку Георгия Шендерева «Хоровод из сюиты «Узоры луговые» Эта музыка наиболее созвучна с настроением Алексея: сначала тревожна, стремительна, а к концу течет спокойно, кажется светлой). Какой выход для себя нашел Алексей из ситуации, в которую он попал? (решил договориться с Муромским или Лизой, объяснить им, что никак не может жениться на Муромской и что он любит «Акулину». Он надеялся, что Лиза откажется от брака с ним, тем самым Алексей не ранит отца своим непослушанием).
На данном этапе урока учитель должен обратить внимание на конец произведения. Как мы уже подчеркивали ранее, развязки в повести нет, сам автор говорит: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Но мы искренне радуемся за героев повести. В тетради, где ранее учащиеся писали краткую характеристику и схему композиции, необходимо закончить данный вид работы.
Итоговое слово учителя.
Несмотря на то, что данный этап урока называется «итоговое слово учителя», предлагаю формулировать выводы урока, основываясь на диалоге с учащимися.
Вопрос учителя:
Как вами была воспринята повесть, легко ли она читалась?
Повесть «Барышня-крестьянка» легка в восприятии, нам кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Но так ли это? (учитель задает ученикам вопросы и, отталкиваясь от их ответов, формулирует выводы по анализу произведения)
- Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья, праздника).
- Почему автор одаривает своих героев счастьем?
- Почему они этого заслуживают?
- Что ценит автор в человеке?
Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Но Пушкин их не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкину нравилась такая простота и искренность в отношениях, он звал к этому. Значит, глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями в человеке простоту, ум, живость, способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем. А Лиза – привлекательная, артистичная девушка, представшая и в образе крестьянки, и в образе дворянки - символ этого. Да и незатейливость повествования – кажущаяся: автор продумал и сюжет, и композицию, и поэтические описания природы, это и делает произведение легким, жизнерадостным и удивительно гармоничным. А привлечение на уроке смежных видов искусства помогает ученикам понять замысел Пушкина, проникнуться им.
Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-характеристику «Мой любимый герой повести «Барышня-крестьянка», в котором нужно обязательно указать, почему именно этот герой любимый.
 Рефлексия. Учитель раздает карточки, на которых ученики подчеркивают то, что подходит для их ощущения.
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересным / неинтересным
После того, как ученики заполнили карточки, можно провести небольшое обсуждение, почему они довольны или не довольны своей работой, поменялось ли в течение урока их настроение, насколько интересен, понятен и близок был им материал, интересно ли им кажется домашнее задание.
Выставление отметок за урок.
Выставление следует сопровождать обязательным комментарием, похвалой.
При соблюдении всех рекомендаций считаю, что уроки должны пройти ярко, в хорошем темпе, продуктивно. И привлечение смежных видов искусства поможет учащимся при восприятии и анализе произведения.