Рабочая программа объединения дополнительного образования ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ для обучающихся 7 классов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 41 г. ИЖЕВСКА








Рабочая программа объединения дополнительного образования ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ
(название кружка, секции)
для обучающихся 7 класса


Составитель: Феклисова О.В.,
учитель химии высшей категории
Рецензент: Худякова Л.В.,
учитель биологии МБОУ лицей № 41 высшей категории





Пояснительная записка

Занятия кружка направлены на приобретение экологических знаний как теоретического, так и прикладного характера. Введение подобных занятий обусловлено несколькими причинами. В настоящее время проблема формирования экологического мировоззрения приобретает особое значение. Постепенно возникает понимание роли экологического образования как основы новой морали и опоры в решении многочисленных вопросов практической жизни человека. Человек изменяет среду своего обитания. Эти изменения влияют на самого человека. Показать это влияние – цель настоящего курса.
Необходимо вооружить будущего специалиста, независимо от профиля его деятельности, необходимыми знаниями, системным и прогностическим мышлением с целью предотвращать неудачное взаимодействие человека и природы и сокращать риск запаздывания в принятии природоохранных решений.
Экологические знания в XXI в. приобретают характер социально значимых. Чтобы избежать новых проблем, связанных с взаимодействием человека и окружающей среды, необходимо заложить основы экологической культуры, сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека.
Центральное место среди экологических проблем занимает проблема трансформации окружающей среды под влиянием производственной деятельности людей и возникающее при этом её загрязнение техногенными веществами. Загрязнение среды в настоящее время рассматривается как один из экологических факторов, снижающих уровень здоровья населения. Появляется целый специфический ряд заболеваний, вызванных влиянием техногенных факторов.
Основная цель данной программы: формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности
Основные задачи:
Сформировать умение вести наблюдения за объектами окружающего мира (природой, культурой, человеком), давать объяснения наблюдаемым явлениям.
Формирование исследовательских навыков, проектной деятельности.
Раскрыть взаимосвязь загрязнения среды и здоровья человека.
Обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.
Выработать через практические занятия умение проводить количественные и качественные опыты, работать с натуральными объектами.
Познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами, а также с экологическими проблемами нашего региона.
Вести пропаганду здорового образа жизни
Формирование умений публичных выступлений
Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности
В процессе изучения учебного материала по курсу обучающиеся через систему практических занятий должны ознакомится с методами оценки состояния окружающей среды и определения степени её благоприятности для жизни и различных видов деятельности населения.
Программа кружка «Введение в экологию» рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 7 классов: в рамках учебного года проходят занятия 2 раза в неделю по 1,5ч. Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется проектной работе, а также большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам.
Компетентности, приобретаемые учеником:
Учебные:
умение связывать воедино и использовать отдельные части знаний;
решать учебные и самообразовательные задачи;
извлекать пользу из образовательного опыта;
Исследовательские:
получение и обработка информации
обращение к различным источникам данных и их использование
представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных группах.
Социально-личностные:
оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой
Коммуникативные:
выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей.
выступать на публике - владение способами презентации себя и своей деятельности.
Информационные:
способствование развитию информационной компетентности учащихся через овладение системой дополнительных знаний в области современных ИКТ; формирование у них алгоритмического стиля мышления; развитие познавательной исследовательской деятельности, что будет способствовать подготовке учащихся к жизни в информационном обществе.
Формами обучения могут быть: индивидуальные (учебная цель общая для всех, но обучаются все самостоятельно), групповые (учитель работает сразу со всей группой), коллективные (цель общая только для одной группы), задачи для групп могут быть разные, так как возможно разделение деятельности).
По окончании обучения обучающиеся должны:
знать основные экологические понятия и термины;
находить в разных источниках информацию;
анализировать информацию, необходимую для изучения экологических объектов и явлений;
уметь приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, населяющих территорию своей области; формирования отраслей хозяйства;
уметь работать с графическими, мультимедийными программами для обработки информации;
уметь решать проблемы индивидуально и в коллективе.
Ожидаемый результат
Повышение уровня экологической грамотности;
Развитие творческих способностей учащихся;
Практические мероприятия: участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, акциях и пр.
В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося по определенным критериям:
выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.



Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов



Всего
лекция
практикум

1
Вводное занятие.
2
1
1

2
Природа и человек. Природоохранная деятельность человека. Основные экологические исследования
6
3
3

3
Окружающая среда и здоровье человека.
26
6
20

4
Гигиена питания. Экология жилища.
24
8
16

5
Мир природы в мире человека.
6
3
3

6
Город как среда обитания человека.
34
14
20

7
Наш край. Проблемы региона.
22
8
14

9
Природоохранные организации.
10
6
4

10
Фестиваль «Калейдоскоп проектов».
4
-
4

11
Итоговое занятие.
2
-
2


Итого:
136
50
86


Поурочное планирование (названия тем занятий)

Темы разделов. Содержание тем.



Вводное занятие

1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Понятие об экологии и роли экологических знаний в жизни современного человека.
2 ч


Ђ°Природа и человек. Природоохранная деятельность человека.
Основные экологические исследования

2
Природа и человек. Природоохранная деятельность человека. Природный комплекс и его компоненты.
2 ч

3
Что такое окружающая среда. Связь человека с окружающей средой. Антропогенная деятельность.
2

4
Основные экологические исследования. Экологический мониторинг. Методы исследования природной среды. Правила ведения дневников наблюдений.
1 ч

5
Итоговое занятие: деловая игра «Человек и природа».



Окружающая среда и здоровье человека

6
Окружающая среда и здоровье человека.
Действие загрязнения окружающей среды на здоровье человека.


7
Понятие о здоровье. Воспитание культуры здоровья.
2 ч

8
Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Закаливание и его роль в укреплении здоровья.
2 ч

9
Мини - проект: «Советы бывалого»
2 ч

10
Мини - проект: «Закаляйся как сталь»
2 ч

11
Мини - проект: «Движение – твоё лекарство»
2 ч

12
Мини - проект: «Движение – твоё лекарство»
2 ч

13
Мини - проект: «Обойдёмся без докторов»
2 ч

14
Мини - проект: «И глаза «скажут» спасибо»
2 ч

15
Практическая работа «Что можно узнать о своем здоровье»
2 ч

16
Практическая работа «Что можно узнать о своем здоровье»
2 ч

17
Защита проектов: «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра!».
2 ч

18
Защита проектов: «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра!».
2 ч


Гигиена питания. Экология жилища

19
Экология жилища. Экология жилого помещения и здоровье человека.
2 ч

20
Практическая работа «Изучение экологического состояния школьных помещений»
2 ч

21
Практическая работа «Изучение экологического состояния школьных помещений»
2 ч

22
Влияние визуальной среды на здоровье человека
2 ч

23
Комнатные растения и их роль в очистке воздуха в помещении. Фитонциды и их влияние на здоровье человека.
2 ч

24
Понятие «правильное питание». Роль витаминов в нашем организме. Анкетирование «Режим и правильное питание».
2 ч

25
Здоровое и безопасное питание. Ветеринарно-санитарный контроль продуктов питания. Информация о продукте питания.
2 ч

26
Практическая работа “Определение качества некоторых пищевых продуктов”


27
Практическая работа “Определение качества некоторых пищевых продуктов”


28
Практическая работа “Определение качества некоторых пищевых продуктов”


29
Защита проектов: «Учитесь быть здоровыми».
2 ч

30
Защита проектов: «Учитесь быть здоровыми».
2 ч


Мир природы в мире человека


31
Мир природы в мире человека. Экологическая этика. Понятие «природная среда», «мир природы», «общение с природой».
2 ч

32
Восприятие человеком красоты и гармонии природы. Историко-культурная ценность живой природы.
2 ч

33
Защита проектов: «И красотой природы дышим»
2 ч


Город как среда обитания человека



Город как среда обитания человека. Загрязнители среды и их классификация.
2 ч


Транспорт, его влияние на окружающую среду. Практическая работа: «Транспортная нагрузка в городе».
4 ч


Кислотные осадки.
Практическая работа “Определение степени запылённости листьев”. Практическая работа “Тест на диоксид серы по Гертелю”.
4 ч


Смог – как первичное загрязнение. Фотохимический смог как вторичное загрязнение. Экологическая обстановка в городе.
1 ч


Природа и источники радиации. Два типа биологических повреждений, вызываемых радиацией.
1 ч


Практическая работа «Определение уровня радиоактивного загрязнения помещения»
2 ч


Определение и виды информационного загрязнения среды
2 ч


Практическая работа «Определение уровня шума»
2 ч


Город и ТБО.
1 ч


Гидрологический цикл. Чистая и загрязнённая вода.
1 ч


Растения биоиндикаторы. Животные – биоиндикаторы.
1 ч


Практическая работа «Каково экологическое состояние воды, которую мы пьем»
1 ч


Практическая работа «Простейшие способы очистки воды из природных источников»
2 ч


Пути и виды загрязнения почвы.
2 ч


Практическая работа «Оценка экологического состояния почвы»



Город и здоровье человека. Экология и заболевания людей в городе
2 ч


Защита проектов: «Это мой город»
4 ч


Наш край. Проблемы региона


Наш край. Особенности географического положения и природы своего края.



История заселения.
2 ч


Проблемы региона. Изменение экосистем под влиянием деятельности человека.
2 ч


Практическая работа «Родники Удмуртии»
4 ч


Практическая работа «Проблемы питьевой воды»
4 ч


Практическая работа «Методы очистки воды промышленными фильтрами»
2 ч


Практическая работа «Влияние окружающей среды на растительность»
2 ч


Итоговое занятие: познавательная игра «Мой край любимый»
2 ч


Природоохранные организации



Природоохранные организации. Законодательные акты по охране природы в России. Право на экологическую информацию.
2 ч


Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС).
2 ч


Всемирная хартия охраны природы. ГРИНПИС.
2 ч


Изменения климата – следствия «парникового эффекта». Проблемы истощения «озонового слоя»
2 ч


Итоговое занятие: сюжетно – ролевая игра «Я – защитник природы».
2 ч


Фестиваль «Калейдоскоп проектов».
2 ч


Фестиваль «Калейдоскоп проектов».
2 ч


Итоговое занятие. Планирование на новый учебный год.
2 ч



Литература
Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005
Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2008.-203 с.
Мамедов Н.М. Экология: учеб. пособие для 9–11 кл./ Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина. – М., 1996.
Миронов А.В. Преподавание экологии в школе/ А.В.Миронов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование/ Н.Н.Моисеев. – М., 1995.
Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: Т.1,2/ Б.Небел. – М.:Мир, 1993
Школьный экологический мониторинг/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М., 2000
Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук» // Волгоград: Учитель, 2007.-154 с.
Савенков А.И.. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. -М.: Генезис, 2005.-203с.

Основная литература для обучающихся
Ануин М., Паркер Д., Хоукс Н. Энциклопедия экологии для детей. Мир вокруг тебя.- Махаон, 2005 / 2006
Бочкова О.А. Естествознание: учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, 2003
Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы. Пособие для младших школьников. – М.: Генезис, 2005
Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология: учебник для 7-9 классов. –М.: Дом педагогики, 1999.
Савенков А.И.. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. -М.: Генезис, 2005.-203с.
Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – Вентана-Граф, 2008.
ru.wikipedia.org/wiki Материал из Википедии свободной энциклопедии
Страницы в категории «Журналы по экологии»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заголовок 1§ђ Заголовок 215