ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ДУХОВНЫЙ МИР ВОИНА И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РОДИНЫ»


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ДУХОВНЫЙ МИР ВОИНА И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РОДИНЫ»
(По роману Ю.Бондарева «Горячий снег» и материалам сталинградской битвы)
Эпиграф к уроку (на плакате):
Память активна. Она не оставляет равнодушным, бездеятельным.
Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.
Д.С. Лихачев
Слово учителя литературы:
Одна из самых волнующих тем – это тема ратного подвига. Мы только что закончили разговор о подвиге русских солдат в Отечественной войне 1812 года, беседуя по роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». А сегодня нам предстоит разговор о книге Юрия Бондарева «Горячий снег». Каждая из этих книг по-своему, а стало быть, по-новому воссоздает важнейшие периоды в истории нашего народа, позволяет вновь пережить прошлое, приобщиться к истории сердцем.
Вопрос. – Так почему русская литература постоянно обращается к теме Великой Отечественной войны?
Продолжение слова учителя:
Главное, что определяет наше отношение к событиям и итогам второй мировой войны, можно выразить двумя словами: ПАМЯТЬ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет,
И тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Константин Симонов.
Память сжимает горло…
Какова же цель написания таких произведений, как «Горячий снег» Ю. Бондарева? А цель вполне определенная: сделать так, чтобы и через 30, и через 50 лет читающий ощущал и боль, и ожог, и холод, и голод других людей. Зачем?! А хотя бы затем, что, забывая вчерашнее, человек рискует встретиться с тем же завтра.
События в романе Ю. Бондарева «Горячий снег» происходят зимой 1942 года в степях под Сталинградом, когда танковые колонны Манштейна рвались на выручку окруженной трехсоттысячной группировки Паулюса.
Историческая справка
О сталинградской битве (учитель истории).
План контрнаступления (кодовое наименование «Уран») был разработан в ходе оборонительной операции. Большую роль в разработке этого плана и его осуществлении сыграли представители ставки генерала армии Г.К. Жуков, генерал-полковник А.М. Василевский.
План контрнаступления состоял в том, чтобы ударами с плацдармов на Дону в районах Серафимовича и Клетской и из района Сарпинских озер южнее Сталинграда разгромить войска, прикрывавшие фланги ударной группировки противника, и, развивая наступление по сходящимся направлениям на Калач, окружить и уничтожить его главные силы, действовавшие непосредственно под Сталинградом.
В результате контрнаступления русских войск под Сталинградом были разгромлены немецко-фашистская 6-я и 4-я армии, румынская 3-я и 4-я, итальянская 8-я армии. Вражеские войска были отброшены далеко на запад от Волги и Дона.
31 января прекратила сопротивление южная группа войск 6-й армии во главе с генералом –фельдмаршалом Ф. Паулюсом, а 2 февраля капитулировала северная группа.
Учитель литературы: - Романом «Горячий снег» писатель стремится исследовать взаимосвязь между нравственным миром человека и историей.
Вопросы:
– Какой приказ получает батарея Дроздовского от генерала Бессонова?
– Мир этой батареи включен автором в панораму битву всей армии. Что дает подобное совмещение двух планов изображения событий?
– Найдите в романе картины, рисующие жестокий лик войны. Каково идейно-художественное назначение этих картин?
Учитель истории:
Рассказ о героизме русских воинов в Сталинградской битве.
Прослушивание воспоминания Павлова (видеозапись)
Продолжение рассказа учителя о том, что люди разных национальностей принимали в Сталинградской битве, среди которых были и наши земляки.
Далее проводится соревнование: кто назовет больше имен наших земляков, принимавших участие в Сталинградской битве.
Слово учителя литературы:
На первом плане в «Горячем снеге» те, кто несет на своих плечах основную тяжесть войны, - бойцы и офицеры младшего и среднего звена – лейтенанты Кузнецов, Дроздовский, Давлатян, старший сержант Уханов, наводчики Нечаев и Евстигнеев, ездовые Рубин и Сергуненков, санинструктор Зоя Елагина и другие. У этих людей разные характеры и жизненные идеалы, но у всех одна беда – война, одна обязанность, и отныне одно святое дело – защищать Родину. И они чувствуют всеобщую объединенность, сопричастность своей жизни, жизни всего народа. Судьба каждого из воинов теперь стала общей судьбой. Писатель создает ряд выразительных образов солдат и офицеров, наделяя их индивидуальными особенностями, неповторимым образом.
И среди них – один из главных героев романа лейтенант Кузнецов.
Учитель дает задания учащимся:
Покажите с помощью текста романа, как в течение суток тяжелейших военных испытаний происходит формирование молодого командира, лейтенанта Кузнецова, какие изменения происходят и в душах его солдат.
Учитель:
Писатель сумел запечатлеть взлет духовных сил Кузнецова, преодолевшего страх смерти перед надвигающейся лавиной танков.
Духовное созревание Кузнецова становится особенно очевидным в сопоставлении с эволюцией, которую претерпевает в ходе боя характер его нравственного антагониста, лейтенанта Дроздовского.
– Что же происходит с Дроздовским?
(Нравственная ущербность становится причиной несостоятельности Дроздовского как командира и человека).
Учитель литературы:
Поиск нового, стремление вырваться за пределы познанного и освоенного – характерная черта Бондарева-художника. Об этом свидетельствует все его творчество. В данном же случае речь идет о создании характеров людей, которые по своему положению призваны решать крупные задачи, мыслить масштабно, брать на себя ответственность за многое.
Таков командующий полком Бессонов. Бессонов – характер сложный и многогранный.
Как это показано в романе?
Учитель истории дает историческую справку о командирах, осуществлявших руководство Сталинградской битвой.
Учитель литературы: Структура романа «Горячий снег», его внутренний строй создаются двумя – нередко пересекающимися – потоками повествования: в центре одного – рядовые участники сражения, их чувства, мысли, поступки, а второго – это представление высшего командования и их дела, взгляды, характеры. В небольшой по объему шестой главе Бондарев создает социально-психологический портрет Верховного Главнокомандующего. Сталин показан в тот период, когда уже начал обозначаться поворот в войне.
Авторитет Сталина в народе в этот период был велик как, может быть, никогда. Но с особой силой проявились и отрицательные качества его личности и среди них – вера в безошибочность собственных суждений, в особую роль в истории, подозрительность.
Вопрос: Как нам это показывает Ю. Бондарев?
Художник дает нам возможность почувствовать это через описание приемной Верховного, в которой царит гнетущая тишина: ни звука, ни движения.
Излишняя категоричность Верховного довольно отчетливо проявляется в его суждениях о тех, кто оказывается в немецком тылу.Без нажима, как бы раздумывая, всматриваясь в Верховного , Бондарев открывает в нем скрытую, тщательно замаскированную от посторонних глаз особенность – изрекать истины, предназначенные для истории, для вечности, что ли. И Верховный будто уменьшается в своих размерах.
Учитель истории: Историческое значение Сталинградской битвы.
Как наши историки оценивают значение Сталинградской битвы?
Учитель литературы:
Какова роль метафоры «Горячий снег» в общей концепции романа?
Вывод. Учитель литературы:
Победа стала следствием духовного богатства, раскрывшегося в русском человеке в годину тяжких испытаний, когда каждый почувствовал и осознал слитность своей жизни с жизнью всего народа, свою нравственную ответственность за историческую судьбу Родины.
Пройдут годы, протекут десятилетия, но не ослабнет в сознании нашем память о войне: слишком много горя и крови принесла она народу, слтшком большие надежды были связаны с победой.
Есть, есть он, двадцать пятый час,
Не в круглых сутках есть, а в нас.
Исаев.
Пусть этот урок наш будет 25 часом памяти, уроком Памяти.