Нить поколений в рассказе Ю.Яковлева «Баваклава»


XVII региональная конференция молодежи и школьников
Наука. Творчество. Развитие.
Нить поколений
в рассказе Ю.Яковлева «Баваклава»
Авторы: Вахмистрова Дарья, Корюкаев Михаил
ученики 7класса МБОУ «СОШ № 13»
Научный руководитель:
Петрова Надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 13»г. Новочебоксарск
г. Новочебоксарск 2014
Содержание
I. Введение…………………………………………………………………………................стр.3-4
II. Основная часть………………………………………………………………… ………...стр.5-10
II.1 Проблемы нравственного воспитания детей в семье…………………………………стр.5-6
II.2 Роль бабушки в нравственном развитии внука. (На примере рассказа Ю.Яковлева «Баваклава»)…………………………………………………………………………………... стр.6-8
II.3 Эмпирическое исследование роли старшего поколения в жизни современных
подростков…………………………………………………………………………………... стр.9-10
III. Заключение………………………………………………………………………………..стр.11
IV.Список литературы………………………………………………………………………..стр.12
V. Приложения
ВведениеИспокон веков дедушки и бабушки воспитывали подрастающее поколение, дарили нежность и учили внуков великой науке — быть людьми.
Анализ семейного воспитания в российских семьях показывает, что попытки воспитания родителями детей совместно со старшим поколением семьи недостаточно эффективны, т.к. накопленный старшим поколением ценный опыт игнорируется или упрощается. Участие представителей старшего поколения семьи в воспитании школьников остается стихийным, плохо управляемым процессом. В связи с этим возникает необходимость повышения воспитательного потенциала многопоколенной семьи, что и обусловило актуальность нашей работы.
Проблема исследования: роль бабушки в нравственном воспитании внуков (на примере рассказа Ю.Яковлева «Баваклава»)
Цель исследования: определить роль бабушки в нравственном воспитании внуков (на примере рассказа Ю.Яковлева «Баваклава»), извлечь нравственные уроки из рассказа.
Задачи исследования:
- проанализировать проблему нравственного воспитания в литературе;
- охарактеризовать процесс нравственного взросления внуков (на примере рассказа Ю.Яковлева «Баваклава»).
- эмпирически исследовать роль старшего поколения в жизни школьников МБОУ «СОШ №13» и студентов I курса НОУ СПО «Новочебоксарский техникум прикладной биотехнологии» г. Новочебоксарск
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
Объект исследования: процесс нравственного воспитания внуков (на примере рассказа Ю.Яковлева «Баваклава»).
Предмет исследования: условия взаимодействия бабушки (старшего поколения семьи) с внуками (на примере рассказа Ю.Яковлева «Баваклава»).
В исследовании мы исходили из гипотезы о том, что воспитательное взаимодействие бабушки (старшего поколения семьи) с детьми становится эффективным в воспитании ребенка при следующих условиях:
• формирования ценностных ориентиров;
• обогащения эмоционального опыта детей в общении с представителями старшего поколения семьи.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- эмпирические: беседа, анкетирование;
База исследования: рассказ Ю.Яковлева «Баваклава». Ответы на вопросы анкеты школьников 11-12 лет МБОУ «СОШ №13» и студентов I курса НОУ СПО «Новочебоксарский техникум прикладной биотехнологии» г. Новочебоксарск
Новизна исследования заключается в том, что на примере рассказа Ю.Яковлева «Баваклава» раскрыто значение взаимодействия старшего поколения семьи с детьми, определено его содержание.
Работа носит практико-ориентированный характер, так как конечный продукт проекта может быть использован в качестве методического пособия на уроках литературы, материала для обсуждения на классных часах.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье
По детям и старикам определяют нравственное состояние общества и благосостояние государства. В этом определении взяты два полярных возраста человека, но оба беспомощны в мире без поддержки. Пестование стариками детей было неписаным законом. Не поэтому ли
не было «ничьих» детей даже в тяжелые военные годы?  В наше же время количество беспризорных « ненужных» детей растет с ужасающей быстротой. А сколько детей в детских домах при живых родителях?! Почему так происходит? Где выход из этой ситуации?  А что если попытаться восстановить связь поколений? Снова старики будут со своими внуками ходить в церковь, читать сказки, петь колыбельные, прощать и любить своих сорванцов, передавать им мудрость жизни. Но этому в наше время нужно учиться. И в этом может помочь литература, конкретные произведения литературы, в которых созданы незабываемые образы великих бабушек, как будто сошедшие на страницы из жизни.
Образ бабушки в литературе был всегда. Его можно найти и в древнерусской литературе, и в литературе XX века. Такие писатели ХХ века как М. Горький, В.Астафьев, Е.Носов, А.Алексин, А. Ким, а также наши современники - А. Костюнин, Б.Екимов, П.Санаев обращались к этому  образу. И у каждого из них был светоч и утешитель, взыскательный глас и ободряющий приют — бабушка, словно вместившая в себе весь мыслимый мир любви. Этим светом озарена судьба писателей.
Становление человека начинается с первых лет его жизни. Но самый ответственный возраст - подростковый, когда закладываются и укрепляются качества, которые могут стать основой поведения на всю жизнь. Поэтому для эмпирического исследования роли старшего поколения в жизни детей были выбраны школьники МБОУ «СОШ №13» и студенты I курса НОУ СПО «Новочебоксарский техникум прикладной биотехнологии» г. Новочебоксарск
Нравственная основа - тот стержень, на который нанизывается любое проявление человеческой жизнедеятельности. Но, по замечанию А.Солженицына, произошел слом психологии подростка, разрушение нравственных основ, нравственные ростки заглушаются прагматическими. Отрицательно влияет на внутренний мир подростка окружающая действительность: угнетают негатив и неразбериха; недуг бесчувствия, которым охвачено общество, особо тяжко поражает молодое поколение [9]. И не всегда пример взрослого для него убедителен.
Всегда ли взрослый является для подростка носителем общественного идеала? Какова роль взрослого в формировании нравственного идеала, жизненных представлений? Эти и целый ряд других, не менее важных вопросов, поставлены в творчестве ведущих детских писателей.  Постоянный интерес к судьбе детей, к изучению обстоятельств, влияющих на формирование их жизненных убеждений, забота о нравственном здоровье подрастающего поколения характерны для творчества Юрия Яковлевича Яковлева, (1923—1996) — советского писателя и сценариста, автора книг для подростков и юношества. 
Роль бабушки в нравственном воспитании детей. (На примере рассказа Ю.Яковлева «Баваклава»).
Проблемы, поставленные в рассказе Ю.Яковлева «Баваклава, учат связывать размышления о художественном произведении с собственным жизненным опытом: ведь это рассказ о том, как в минуту взросления к герою приходит понимание своей роли в жизни людей, как рождается способность к самоанализу, критическому отношению к себе. Автор писал: «Прочти эту книгу, и, может быть, ты станешь немного иначе относить к своей бабушке да и к другим людям, которые живут рядом с тобой».
Главный герой рассказа уже не ребёнок, но и не взрослый. Автор называет его юный Шаров. Мальчик не знает никаких материальных трудностей, живёт в благополучной семье, его все любят. Он привык, что о нём постоянно заботится бабушка. Но вдруг все стало иначе…Бабушка не встретила его. Она умерла… Юный Шаров недоволен, рассержен и никак не реагирует на слова отца о смерти бабушки, они до него просто не доходят. Он смотрит на бабушку не с жалостью, а с любопытством, ведь он никогда не видел её спящей.
Бабушка всегда была рядом, всегда старалась помочь ему, услужить. Ее имя -"Баваклава" он произносил, как волшебное "Сезам, откройся!" Стоило сказать "Баваклава" - на столе появлялся обед, убирались брошенные посреди комнаты ботинки, гладились брюки, решалась задача. Она делала множество полезных, нужных для его жизни дел, освобождала его от забот. Поэтому он вспоминал о бабушке, только когда хотел есть, гулять, когда требовалась помощь или защита. Она была чем-то насущным и вечным, как воздух, вода, хлеб. Она была тем вечным двигателем, который приводил в движение жизнь дома. Отец и мама целый день были на работе, юный Шаров - в школе. А дом жил: в нем варился обед, стиралось белье, выметался мусор, гладились брюки, чтобы не было пузырей на коленках. Делалось множество больших и малых дел. И все это руками бабушки.
В ходе чтения и анализа рассказа Ю. Яковлева «Баваклава» нами были поставлены задачи:
Проанализировать рассказ и определить, что делала для Лени Шарова Бабаклава? Какие жизненные ценности прививались внуку.
Свести анализ цитат в таблицу (Приложение 2).
Вывод: Бабаклава делала еще и незаметную работу – старалась, чтобы Леня Шаров стал лучше, воспитывала в нем человека:
учила внука любить и понимать природу, бережно к ней относиться.
учила внука заботиться о людях, приносить посильную пользу.
учила внука, что отдавать приятнее, чем брать.
своим примером учила внука делать добро, быть нужным близким, заботиться о них.
«В тот вечер что-то сдвинулось в сознании юного Шарова, перешло на другой путь и покатилось, покатилось…». Когда ее не стало, он «с опозданием начал смутно догадываться, что Баваклава не только кормила, будила, обстирывала его, но и делала еще незаметную, очень важную для него работу. Это открытие удивило его. Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву темной и отсталой…». [10 ]Опрос школьников МБОУ «СОШ №13» показал, что бабушки и дедушки учат их готовить, выполнять хозяйственные дела; передают свой жизненный опыт, свою мудрость.
Студенты I курса НОУ СПО «НТПБ» г. Новочебоксарск отмечают, что бабушки и дедушки учат их мудрости, терпимости, доброте, правильной жизни.
“Всю жизнь Леня обвинял других: родителей, учителей, товарищей… Но больше всего доставалось Баваклаве. Прикрикивая на нее, грубил. Надувался, ходил недовольным. Он был холодным и огорчал бабушку иногда умышленно, из-за какого- то необъяснимого злорадства. Знал, как сделать ей больно, и делал. Сегодня он впервые взглянул на себя со стороны, другими глазами. Какой он, оказывается, черствый, грубый, невнимательный”.[10] Пусть поздно, но герой смог посмотреть на себя со стороны, смог осознать в себе те качества, с которыми боролась его Баваклава.
Качества которые прививала Шарову бабушка Качества, которые обнаружил в себе Шаров после смерти бабушки
Альтруизм (жизнь для людей) Эгоизм
Внимание к людям Невнимательность
Любовь к ближнемуЖестокость
Уважение Равнодушие
Доброта Чёрствость
Бабушка показалась Лене человеком важным и нужным. Он понял, что Баваклава была тем человеком, который по-настоящему его понимал и любил. И пусть она несовременна – не знала о тайнах Вселенной, но теперь мальчик понял, что она дорога ему, а он никогда не говорил ей об этом. Как важно успеть сказать самые главные, самые важные слова признательности любящим тебя людям, ведь может быть слишком поздно.
Наши респонденты, отвечая на вопрос «Что вы могли сказать своим бабушкам, может быть, за что-то попросить прощения?» тоже просят извинения за то, что так мало времени проводят со своими бабушками и дедушками.
Студенты просят прощения за редкие встречи, нежелание общаться, за свои грубость и эгоизм. Школьники – за то, что повышали голос, не помогали, не слушались (плохо себя вели) и плохие оценки.
В памяти мальчика неожиданно всплыли слова: «Она умрёт, когда её забудут, но пока хоть одно сердце помнит её, она жива». Память бросила их ему, как спасательный круг. Она жива! Её жизнь зависит от него, от его сердца. Он должен жить не только для того, чтобы ходить в школу, гонять на коньках, смотреть по «телеку» хоккей. Он должен жить, чтобы не пропустить самого главного – заводить часы в бабушкиной комнате и хранить лоскуток полкового знамени. Он должен жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно научила Баваклава. Жить для людей.
Поэтому Леня Шаров идёт в аптеку за каплями для бабушки, которая уже умерла. Он запоздало выполнял свой маленький долг перед Баваклавой. Хотя долг его был куда больше.
Мы построили цепочку, отражающую состояние мальчика на протяжении всего рассказа: Равнодушие («горе запаздывало») – «гнетущая тяжесть» - воспоминания о лучших минутах жизни (а связаны-то они с бабушкой!) – тревожные мысли – горько–горько на сердце - «захотелось закричать, но он задохнулся от своего отчаяния» - осознание, что «нужно жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно научила Баваклава – жить для людей».
Вывод: Лёня Шаров меняется. Горе - смерть бабушки - пробудило в нём настоящего человека. Это очень важно. Ведь заботиться и любить нужно тогда, когда бабушки и дедушки рядом, еще живы.
Роль старшего поколения в жизни современных подростков
Для того, чтобы выяснить роль старшего поколения в жизни современных подростков, мы подготовили и провели социологический опрос. Нами была составлена анкета (Приложение 1), на вопросы которой мы попросили ответить школьников 11-12 лет МБОУ «СОШ №13» и студентов I курса НОУ СПО «Новочебоксарский техникум прикладной биотехнологии» г. Новочебоксарск. Всего в опросе приняли участие 105 человек. Опрос мог помочь проследить, как проблемы рассказа Ю. Яковлева « Баваклава» находят отклик в жизни школьников и студентов, меняется ли с возрастом отношение к старшему поколению
1.Четких представлений о возрастных границах старости не выявлено (выделены возрастные границы от 45 до 75 и более лет). По мнению ребят, старость наступает, когда человек начинает чувствовать себя старым, а также при выходе на пенсию и после появления внуков. На диаграмме мы видим, что большинство опрошенных подростков назвали возраст, с которого, по их мнению, начинается старость – 55-60 лет. Достаточно большое количество опрошенных называли 45 и 55 лет. Многие считают, что старость наступает с 65-70 лет. Причем (Приложение 3)
3) На вопрос «С чем у вас ассоциируется пожилой возраст?» получен широкий диапазон ответов, но все они могут быть классифицированы как у школьников, так и у студентов в две группы: отрицательное восприятие (одиночество, беспомощность, болезни); среди основных преимуществ старости отмечаются жизненный опыт, мудрость, счастье в семье
Кроме того, опрос дал возможность определить, что наряду с негативными характеристиками (придирчивость, критичное отношение к молодежи, занудство, ворчливость) присутствуют и позитивные (забота о семье, доброта, наличие большого опыта, мудрость). Таким образом, наличие «негативного имиджа» у пожилых не обнаружено. Но пожилой возраст у наших подростков ассоциируется с социальной изоляцией (одиночеством), низким материальным уровнем, плохим здоровьем. (Приложение 4)
4)На вопрос «К чьему мнению Вы прислушаетесь больше: к мнению современного молодого человека или к мнению пожилого человека?» большинство школьников (96 %) и студентов (64%) ответили, что прислушаются к мнению пожилого человека. 25% студентов - прислушаются к мнению современного молодого человека. Мнение современного молодого человека интересно только 4% школьников. (Приложение 5)
5) Анкета, показала, что подростки часто находят общий язык с пожилыми людьми -20 % респондентов сказали, что могут назвать пожилых своими наставниками. Своих бабушек и дедушек многие считают значимыми членами семьи, знакомят их со своими друзьями, Анализ результатов данного опроса показал, что хотя отношения не идеальные, но и не столь тревожные.
6) 70% студентов и 62% школьников отмечают, что пожилые люди проживают свою старость отдельно от своих детей, самостоятельно в своём доме семье, 21% студентов и 36% школьников - в кругу родных и близких.
8) Общение с пожилыми у большинства опрошенных (85%) в целом складывается положительно (легко - 35%; иногда ладим, иногда спорим - около 50%). Однако около 15% опрошенных (24 респондента) общаются со своими бабушками и дедушками по необходимости, не имеют с ними общих тем.
В том, что между подростками и пожилыми возникают конфликты в большей степени ответственна молодежь (60% респондентов). В решении физических и моральных проблем молодёжь готова оказывать пожилым людям помощь (более 60% опрошенных).
Проведенное исследование дает основание полагать, что к пожилым людям как школьники, так и студенты не всегда относятся негативно. Более того, для ребят оказались значимыми представления о том, что «старших нужно уважать», «пожилые вызывают жалость и сострадание», «необходима социальная защита для пожилых». Оказались незначимыми или вообще не встретились такие негативные мнения, как: пожилые все одинаковы, подвержены депрессии, не могут функционировать в обществе, становятся слабоумными.
На вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка»?» были получены ответы: доброта, забота, любовь, мудрость вкусная еда, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, вязание, сказки. Резюмируя результаты, можно сделать вывод, что отношение подавляющего большинства опрошенных школьников и студентов к пожилым людям как личностям, представителям социальной группы, носителям нравственных ценностей положительное, уважительное; подростки проявляют готовность поддерживать стариков, заботиться о них.

Заключение
Сегодня перед большинством цивилизованных стран стоит задача повышения статуса и уровня жизни пожилых людей, оптимизации отношений поколений, формирование положительного восприятия старости и стариков. Связь поколений может помочь восстановить произведения литературы, в которых созданы незабываемые образы великих бабушек, как будто сошедшие на страницы из жизни. Подростковый возраст – время, когда закладываются и укрепляются качества ребенка, которые могут стать основой его поведения на всю жизнь. Но по замечанию А.Солженицына, произошел слом психологии подростка, разрушение нравственных основ, нравственные ростки заглушаются прагматическими. Роль взрослого в формировании нравственного идеала, жизненных представлений подростка велика. Но не всегда взрослый является для подростка носителем общественного идеала и не всегда пример взрослого убедителен для него.
Рассказ Ю. Яковлева «Баваклава» можно назвать своеобразным учебным пособием для детей и врослых. Автор писал: «Прочти эту книгу, и, может быть, ты станешь немного иначе относить к своей бабушке, да и к другим людям, которые живут рядом с тобой». Прочитав ее, мамы и папы по-новому посмотрят на то, как они воспитывают своих чад. Нас, подростков, этот рассказ научит ценить своих близких, даст возможность взглянуть на себя со стороны, научит жизни. А современные бабушки и дедушки найдут в книге ответ на вечный вопрос, в чем же все-таки смысл человеческой жизни. Может, в том, чтобы открыть своим внукам мудрость бытия, согреть всепрощающей и бескорыстной любовью. На такую любовь способны только старики, потому что родители в своих детях видят часто только предмет воплощения своих желаний, не всегда задумываясь о душе ребенка. А старики любят просто так и своей нежностью учат внучат искусству терпимости и прошению, учат Жизни.
Проведенный социологический опрос школьников 11-12 лет МБОУ «СОШ №13» и студентов I курса НОУ СПО «НТПБ» г. Новочебоксарск помог проследить, как проблемы рассказа Ю. Яковлева « Баваклава» находят отклик в жизни школьников и студентов, и какова роль старшего поколения в жизни современных подростков. Анкета, показала, что подростки часто находят общий язык с пожилыми людьми. Своих бабушек и дедушек многие считают значимыми членами семьи, знакомят их со своими друзьями, Анализ результатов данного опроса показал, что хотя отношения не идеальные, но и не столь тревожные. Общение с пожилыми у большинства опрошенных (85%) в целом складывается положительно (легко - 35%; иногда ладим, иногда спорим - около 50%). Однако около 15% опрошенных (24 респондента) общаются со своими бабушками и дедушками по необходимости, не имеют с ними общих тем.В том, что между подростками и пожилыми возникают конфликты в большей степени ответственна молодежь (60% респондентов). В решении физических и моральных проблем молодёжь готова оказывать пожилым людям помощь (более 60% опрошенных).
Резюмируя результаты, можно сделать вывод, что отношение подавляющего большинства опрошенных школьников и студентов к пожилым людям как личностям, представителям социальной группы, носителям нравственных ценностей положительное, уважительное; подростки проявляют готовность поддерживать стариков, заботиться о них.
Юрий Яковлевич Яковлев хочет, чтобы его рассказ учил нас думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом с тобой. Общество наше небезнадежно. Нить поколений восстановится, дети вновь смогут наполнить души светом мудрости своих бабушек и дедушек. 
На наш взгляд, для преодоления негативных стереотипов старости и налаживания позитивных отношений между поколениями, необходимо разрабатывать социально-образовательные, социально-профилактические, коммуникативные программы и проекты.      
Использованная литература
Игуменова Г.В., Радецкая Л. В. Урок доброты (по рассказу Ю.Я. Яковлева "Баваклава") [электронный ресурс] — Режим доступа. —  http://festival.1september.ru(дата обращения 18. 11.13)
Кокорина С. В."Юрий Яковлевич Яковлев 1922–1995 гг. Рассказ "Баваклава" [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://rus.1september.ru(дата обращения 27. 10.13)
Краснова О. В. Стереотипы пожилых и отношение к ним   [электронный ресурс] — Режим доступа. http://vsesochineniy ru (дата обращения 22. 11.13)
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat   [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.dissercat.com (дата обращения 25. 11.13)
Михалева Т.И., Дети и родители (к проблеме взаимоотношений в семье) [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://schoollibrary.ioso.ru (дата обращения 25. 10.13)
Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М.: МГУ, 1981
Роль бабушки в семье Read more: [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://active-long-life.ru (дата обращения 18. 11.13)
Савкина И. «У нас никогда уже не будет этих бабушек?» [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://magazines.russ.ru(дата обращения 28. 11.13)
Солженицын А.И. Евгений Носов: Из “Литературной коллекции // Новый мир.- 2000. - №7
Яковлев Ю.Я. «Баваклава» Бесплатная электронная библиотека http:// RoyalLib.ru [электронный ресурс] — Режим доступа. — (дата обращения 17. 10.13)