Статья на тему: Системно-деятельностный подход преподавания иностранным языкам


Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение № 93
г Санкт-Петербурга
Статья
Системно-деятельностный подход преподавания иностранных языков
Подготовила
Учитель английского языка
Филимонова О.А.
2016 г
Системно-деятельностный подход преподавания иностранных языков
Реализация нового федерального государственного стандарта предполагает использование деятельностного подхода в организации образовательного процесса. Обучение должно быть направлено на поддержку индивидуального развития личности.
Суть системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении и отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу учеников, процесс поиска и отбора необходимой информации, овладения новым знанием, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненно важных проблем. Если совсем недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, то теперь учитель должен сформировать в школьнике стремление к самообразованию и самоконтролю.
Таким образом, возникла необходимость применения в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления при решении проблем: выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов и применение на практике.
В связи с этим можно выделить следующие современные педагогические технологии обучения: метод проектов, интерактивные технологии, технология сотрудничества, технология развития критического мышления. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Интерактивные технологии.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивное обучение основано на сотрудничестве, диалоговом взаимодействии, включенности каждого ученика. Организация интерактивной учебной деятельности может осуществляться через различные формы: работа в парах, ротационные ( сменные) тройки, карусель, работа в малых группах, незаконченное предложение, дерево решений, ролевая игра и т.д.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки;
помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения;
решает информационную задачу;
развивает общие умения и навыки, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.
Технология сотрудничества.
Основная идея этой технологии в создании условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В каждом классе есть «сильные» и «слабые» дети, их обучение происходит в различном темпе. Если объединить их в небольшие группы по 3-4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Важным условием такой групповой работы является наличие в каждой группе «сильных» и «слабых» учеников. В процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение взаимобучение. Необходимо отметить тот факт, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.
Во время групповой работы учитель должен: контролировать, организовывать, оценивать работу, участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. При подготовке к групповой работе учитель должен учитывать уровень образовательных возможностей учащихся, учитывать особенности состава группы и составлять задания исключительно для совместного поиска решений.
Таким образом, в результате групповой работы решаются следующие задачи:
активизация познавательной деятельности;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
развитие умений успешного общения;
совершенствование межличностных отношений в классе.
Метод проектов.
Основной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. При использовании метода проектов создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся намечать ведущие и текущие цели и задачи, приобретают коммуникативные умения, развивают системное мышление, получают возможность для самовыражения и самооценку, совершенствуют навыки работы с телекоммуникационными технологиями, учатся ориентироваться в информационном пространстве.
Выделяют следующие этапы выполнения проекта:
выбор темы и задачи проекта;
выдвижение первоначальных целей и выбор лучшей идеи;
разработка собственного варианта решения проблемы;
планирование проектной деятельности;
реализация проекта;
оценка и самооценка проекта;
презентация проекта.
В зависимости от этапа выполнения проекта можно выделить следующие виды уроков:
Мотивационный – на нем учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, а ученики обсуждают проблему и предлагают собственные идеи.
Планирующий – на нем определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса.
Информационно-операционный – происходит сбор материала, работа с литературой и другими источниками. На таком уроке учащиеся непосредственно выполняют проект. Учителю отводится роль координатора, наблюдателя и информационного источника.
Рефлексивно-оценочный – ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы.
Таким образом, учебный проект для учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания.
Технология развития критического мышления
Целью применения этой технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учебы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Для данной технологии характерна трехфазовая структура урока:
стадия вызова
стадия осмысления
стадия реализации.
Рассмотрим каждую стадию подробно. Стадия вызова осуществляет мотивационную функцию (именно во время нее происходит пробуждение интереса к теме), информационную функцию (актуализация знаний и предыдущего опыта), коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Приемами этой стадии являются: «мозговой штурм», прогнозирование, альтернативный тест, формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте, корзина идей, кластер. Основным правилом этой стадии будет то, что любое мнение учащегося ценно.
Стадия осмысления носит информационную (получение новой информации по теме) и систематизационную (классификация полученной информации по категориям знания) функции. Среди приемов этой стадии можно выделить: чтение текста с маркировкой по методу insert, выделение ключевых слов подчеркиванием, таблица «З-Х-У».
Стадия рефлексии имеет функции: коммуникации (обмен мнениями о новой информации), информации (приобретение нового знания), мотивации (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля), оценки (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции и оценка процесса). Приемами этой стадии являются: творческая работа – синквейн, возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ведение дневника, письмо другу, достраивание кластера из ключевых слов, перепутанные логические цепи.
Таким образом, применение на уроках различных видов технологий помогают реализовывать дидактические принципы. Описанные выше приемы обучения дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность.
Список литературы
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически» -СПб 2003
Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать»- М 1995
Якиманская И.С. «Знания и мышление школьника» - М 1998