Исследование формирования музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами организации предметно-развивающей среды

Л.В.Доронина,
педагог-организатор ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде:
Исследование формирования музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами организации предметно-развивающей среды

1. Характеристика условий исследования

Исследование формирования музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами организации предметно-развивающей среды проводилось в период с августа 2013 г. по апрель 2014 г. Программа исследования предполагала поэтапное выполнение работ:
На первом этапе (август 2013 года) состоялась подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включал в себя реализацию следующих направлений деятельности: разработку нормативно-правовых документов по реализации мероприятий исследования, создание модели предметно-пространственной среды интегрированного вида, отбор диагностических методик для выявления уровня освоения образовательно-воспитательных показателей, создание организационных, научно-методических условий для реализации педагогами развивающих технологий, отработку условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований исследования.
На втором этапе (сентябрь 2013 – апрель 2014) проводились опытно-экспериментальные мероприятий исследования: внедрение развивающих технологий музыкального воспитания в воспитательно-образовательный процесс, внедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы для развития ребенка, разработку эффективных форм работы с родителями по вопросам эстетического развития детей дошкольного возраста.
На третьем этапе (апрель 2014 года) проводился анализ и оценка результативности реализации мероприятий исследования формирования общей музыкальной культуры дошкольников: диагностика уровня музыкальной воспитанности дошкольников всех возрастных групп, обработка и анализ результатов, формулировка выводов об эффективности работы по формированию музыкальной культуры дошкольников.
Для получения достоверных результатов об эффективности работы по формированию музыкальной культуры дошкольников в качестве методики обследования применялись критерии, разработанные М.А. Васильевой (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Критерии оценки уровня сформированности музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Раздел
Критерии
Уровни усвоения

Младшие и средние группы

1
Восприятие музыки
- Предложить ребенку прослушать музыкальное произведение. Обратить внимание на заинтересованность ребенка, эмоциональный отклик.
- Предложить ребенку рассказать, о чем эта музыка, представить музыкальный образ
- Узнать музыкальное произведение по звучащему фрагменту, определить название.
- Предложить сравнить два разнохарактерных произведения.

Низкий уровень:
а) слушает музыку без интереса, часто отвлекается
б) затрудняется определить характер
в) не может вспомнить название
г) затрудняется в сравнении двух разнохарактерных музыкальных произведений.
Средний уровень:
а) слушает музыку, не выражая особых эмоций, иногда отвлекается
б) с помощью взрослого может определить характер музыкального произведения
в) определяет характер музыкального с незначительной подсказкой педагога
г) в целом способен к сравнительному анализу двух разнохарактерных произведений
Высокий уровень:
а) внимательно, увлеченно слушает
в) определяет характер музыкального произведения, ясно представляет музыкальный образ, его действия
г) может сравнивать два разнохарактерных музыкальных произведения, имеет достаточный словарный запас для сравнительной характеристики

2
Пение
- Предложит ребенку вспомнить песни, которые он знает
- Предложит ребенку исполнить программную песню с музыкальным сопровождением, обратить внимание на точность интонации, артикуляцию
- Предложить ребенку спеть а-капелла знакомую попевку, используя релятивную сольнизацию
Низкий уровень:
а) ребенок затрудняется назвать и исполнить любимые песни
б) поет не выразительно, равнодушно или вообще отказывается петь
в) затрудняется вспомнить задание
Средний уровень:
а) в наличии у ребенка 1-2 песни, которые он может назвать и исполнить
б) исполняет песню недостаточно выразительо, допускает интонационные и ритмические неточности
в) передает мелодию попевки с помощью музыкального руководителя, неуверенно показывает направление мелодической линии рукой
Высокий уровень:
а) в наличии у ребенка достаточно большой (для его возраста) песенный репертуар
б) исполняет песню выразительно, эмоционально откликаясь на содержание, характер музыки
в) точно передает мелодию попевки а-капелла, исполняет релятивную сольнизацию

3
Музыкально-ритмические движения
Предложить ребенку исполнить любой свободный танец, под звучащую музыку
- Предложить ребенку прослушать музыкальный момент и прохлопать его ритмический рисунок
Низкий уровень:
а) двигается не ритмично, скованно, однообразно
б) не может выполнить задание
Средний уровень:
а) двигается не всегда ритмично, движения маловыразительны
б) выполняет задание с помощью взрослого
Высокий уровень:
а) двигается под музыку ритмично, выразительно
б) самостоятельно воспроизводит ритмический рисунок (в хлопках)

4
Элементарное музицирование
Предложить ребенку поиграть на любом шумовом инструменте
- Предложить ребенку озвучить музыкальный фрагмент (поиграть под фонограмму или живое
исполнение)
Низкий уровень:
а) затрудняется в выборе инструмента, не владеет приёмами игры
б) затрудняется выполнить задание
Средний уровень:
а) ребёнок выполняет задание с интересом, но при помощи педагога
б) ребенок находит нужный инструмент, играет не всегда ритмично
Высокий уровень:
а) ребёнок эмоционально откликается на задание, владеет приемами игры на всех предложенных инструментах
б) играет ритмично, четко

Старшие и подготовительные группы

1
Восприятие музыки
- Предложить ребенку прослушать музыкальное произведение. Обратить внимание на эмоциональное сопереживание музыкальному образу.
- Предложить ребенку рассказать, о чем эта музыка или нарисоватьвоображаемую картину.
- Узнать музыкальное произведение по звучащему фрагменту, определить название.
- Предложить сравнить два произведения (по эмоциональному содержанию, форме, жанру, виду).
- Из трех портретов композиторов выбрать портрет заданного .
Низкий уровень:
а) слушает музыку без интереса, часто отвлекается;
б) не может представить картину музыкального произведения, определяет его одним словом (весело-грустно);
в) ошибается в названии прослушанного произведения или отказывается выполнить задание;
г) ошибается в определении жанра, формы, или отказывается выполнить задание;
д) ошибается в определении музыкальных инструментов или отказывается выполнить задание;
е) не может назвать имена композиторов и выбрать нужный портрет.

Средний уровень:
а) слушает музыку, иногда отвлекается, не выражает особых эмоций;
б) адекватно определяет характер музыкального произведения, но с помощью взрослого;
в) называет музыкальное произведение с незначительной подсказкой педагога;
г) в целом он способен к анализу музыкального произведения, но использует 1-2 определения;
д) называет только некоторые музыкальные инструменты, допуская ошибки и исправляя их вместе с педагогом;
е) из трех портретов узнает только наиболее известных композиторов.

Высокий уровень:
а) внимательно, увлеченно слушает музыку (определяется по выражению глаз, мимике);
в) адекватно определяет характер музыкального произведения, ясно представляет музыкальный образ, его действия;
г) называет музыкальное произведение (использует разнообразные определения, образную речь);
д) определяет жанр музыкального произведения (песня, танец, марш), форму (количество частей), вид (народное, классическое, современное, вокальное , инструментальное)
е) представления о различных музыкальных инструментах прочны;
ё) наличие прочных знаний о русских и зарубежных композиторах, чьё творчество ему доступно.

2
Пение
- Предложить ребенку вспомнить песни, которые он знает и любит.
- Предложить ребенку исполнить программную песню с музыкальным сопровождением, обратить внимание на точность интонации, артикуляцию, дикцию, дыхание.
- Предложить ребенку спеть а-капелла знакомую попевку, используя релятивную сольнизацию.
Низкий уровень:
а) ребенок затрудняется назвать и исполнить любимые песни;
б) поет не выразительно, равнодушно или вообще отказывается петь;
в) затрудняется вспомнить задание.
Средний уровень:
а) в наличии у ребенка 2-3 песни, которые он может назвать и исполнить;
б) исполняет песню недостаточно выразительно, допускает интонационные и ритмические неточности;
в) передает мелодию попевки с помощью музыкального руководителя, неуверенно показывает направление мелодической линии рукой.
Высокий уровень:
а) в наличии у ребенка достаточно большой (для его возраста) песенный репертуар;
б) исполняет песню выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности ;
в) точно передает мелодию попевки а-капелла, исполняет релятивную сольнизацию.

3
Музыкально-ритмические движения
- Предложить ребенку исполнить любой свободный танец, под звучащую музыку.
- Предложить ребенку прослушать внимательно музыкальный момент и прохлопать его ритмический рисунок.
Низкий уровень:
а) двигается не ритмично, движения не соответствуют характеру музыки или отказывается выполнить задание;
б) ребёнок воспроизводит в хлопках равномерную ритмическую пульсацию либо не может выполнить задание;
Средний уровень:
а) двигается не всегда точно в ритме музыки, движения маловыразительны;
б) ребёнок воспроизводит ритмический рисунок с помощью взрослого.
Высокий уровень:
а) ребёнок двигается под музыку ритмично, движения выразительные в соответствии с характером музыки;
б) самостоятельно воспроизводит ритмический рисунок (в хлопках).

4
Игра на детских музыкальных инструментах
- Предложить ребенку сыграть знакомую попевку на металлофоне
- Предложить ребенку прослушать на фортепиано направление «Мелодической лесенки», а затем воспроизвести это направление движения на металлофоне
Низкий уровень:
а) затрудняется в игре на металлофоне, либо отказывается выполнить задание;
б) не воспроизводит направление движения , либо отказывается выполнить задание.
Средний уровень:
а) исполняет знакомую попевку, но при помощи педагога, владеет навыком звукоизвлечения;
б) воспроизводит направление движения мелодии, но с помощью педагога.
Высокий уровень:
а) уверенно, ритмично, выразительно исполняет несложную знакомую попевку на металлофоне.
б) самостоятельно воспроизводит направление движения «Мелодической лесенки».

5
Детское музыкальное творчество
Песенное: предложить ребенку сочинить мелодию разного характера на данное стихотворение.
Высокий уровень: Эмоционально и выразительно пропевает мелодию.
Средний уровень: Справляется с заданием с помощью педагога.
Низкий уровень: Не справляется с заданием.



Танцевальное: предложить ребёнку потанцевать под музыкальный фрагмент, воплощая различные образы.
Высокий уровень: Ребенок танцует легко, разнообразно, проявляя эмоциональную отзывчивость на музыку и хорошее чувство ритма, используя атрибуты.
Средний уровень: Ребенок танцует с удовольствием, с помощью простых основных танцевальных движений, передает общее настроение музыки.
Низкий уровень: Ребенок отказывается выполнить задание, либо характер движений не соответствует музыки.



Игра на инструментах (импровизация): предложить ребёнку озвучить стихотворение различными музыкальными инструментами (много звуков в природе мы слышим:
Дождик на крыше -кап, кап. Ручейки в канавке -дзинь. Травки на лужайке – Шур, Шур. Росы на цветочках- , , лошадки на кочках - , ,ветерок под ивой - , ,
трели соловьиные- , .)
Высокий уровень: Ребенок эмоционально откликается на задание, использует весь набор музыкальных инструментов
Средний уровень: Ребенок с интересом выполняет задание, частично допуская неточности. С помощью педагога находит нужный вариант.
Низкий уровень: Отказывается выполнить задание, либо наугад озвучивает стихотворение.

2. Особенности организации предметно-развивающей среды для развития музыкального творчества дошкольников

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.
В нашем ОУ имеются различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке изготовлены "пирамидки» и «кубы». Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона и оклеены самоклеющейся цветной бумагой, на одной грани вырезано отверстие, внутри пирамидки находятся шумовые инструменты (маракасики, деревянные палочки и т.п.), а на гранях наклеены пластмассовые крючки, на которых держатся: маленький металлофон, колокольчики, бубенцы, бубен и т.п. Музыкальные кубы изготавливаются аналогично.
Для хранения шумового оркестра используются «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформлены в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).
Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С их помощью возможно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры разнообразны по содержанию и красочно оформлены, они привлекают внимание детей, вызываюи желание петь и слушать музыку. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, время от времени (1-2раза в месяц) мы обновляем пособия в музыкальном уголке, вносим новое оборудование.
Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.
Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.
При создании музыкальных зон в ДОУ мы учитываем:
- целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение,
- разнообразие оборудования,
- учет возрастных особенностей детей,
- эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там,
- возможность переноса оборудования в другие места.
Музыкальные зоны групп классифицируются по следующим показателям:
- материал для творческих сюжетно-ролевых игр мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами,
- детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.); с фиксированной мелодией (шарманки, органчики); с одним фиксированным звуком (дудки): шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.),
- музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).,
- аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).
Таблица 2. Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы)
куклы-неваляшки; образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.); игрушки-инструменты с фиксированным звуком органчики, шарманки; игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.); атрибуты к музыкальным подвижным играм; флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам); ширма настольная с перчаточными игрушками; магнитофон и набор программных аудиозаписей; поющие и двигающиеся игрушки; музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 45 лет (средней группы детского сада)
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно: металлофон; шумовые инструменты для детского оркестра; книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам); фланелеграф или магнитная доска; музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.; арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.; музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка; ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону; ширма настольная и набор игрушек; музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования: магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада)
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее: погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.; музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта); иллюстрации по теме «Времена года»; музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр); портреты композиторов; иллюстрации из «Музыкального букваря»; музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.; атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.); детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям; ширмы: настольная и ширма по росту детей; музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые озвученные; атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам; разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты; атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону листики, снежинки, цветы и т.д.): магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада)
музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.); портреты композиторов; иллюстрации по теме «Времена года»; картинки к пособию «Музыкальный букварь»; альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений; альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.; музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые озвученные); набор самодельных инструментов для шумового оркестра; музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.); атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций; магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Построение развивающей среды в нашем ОУ подчиняется следующим принципам:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередным условием личностно-ориентированной мотели является становление контакта. Часто, этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху», даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза», здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребенка. В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Пример: на стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов. Одна из стен – «стена творчества» – предоставлена в полное распоряжение детей.
3. Принцип стабильности, динамичности. В проекте пространственной развивающей среды должна бытъ заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, что особенно важно, может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности динамичности». Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям, в соответствии с интересами и желаниями, свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д. Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. Трансформация помещения может «быть обеспечена раздвижными легкими перегородками.
5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полуабстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.
7. Принцип открытости – закрытости. Может быть представлен в нескольких аспектах. Это открытость природе. Создание комнат природы, из зелёных зон в группах. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не формальный характер, а органически входить в дизайн интерьера. Это открытость обществу. Особом правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Построение среды с учётом половых различий, предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.

3. Анализ эффективности работы по формированию музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами организации предметно-развивающей среды

Качественные и количественные показатели эффективности проведенной работы по формированию музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами организации предметно-развивающей среды объективно оценивались при помощи проведения входной (сентябрь 2013 года) и заключительной диагностики (апрель 2014 года), а также при помощи проведенного сравнительного анализа данных диагностики (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Данные сравнительного анализа (входная-заключительная диагностика) результатов работы по формированию музыкальной культуры дошкольников (в % от количества детей в группе)
 
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная

 Уровни развития
Входная
Заключительная
Разница в показателях, %
Входная
Заключительная
Разница в показателях, %
Входная
Заключительная
Разница в показателях, %
Входная
Заключительная
Разница в показателях, %

Восприятие музыки

Высок.
33,3
47,6
42,9
26,0
52,1
100,4
27,8
42,1
51,4
23,8
50,0
110,1

Средн.
19
42,8
125,3
43,4
39,1
-9,9
35,0
47,3
35,1
42,8
39,0
-8,9

Низк.
47,6
9,5
-80,0
30,4
8,7
-71,4
40,2
10,5
-73,9
33,3
11,0
-67,0

Пение

Высок.
23,8
57,9
39,1
26,0
73,9
184,2
35,0
66,6
90,3
23,8
67,0
181,5

Средн.
38
47,3
43,4
43,4
21,7
-50,0
35,0
23,8
-32,0
42,8
28,0
-34,6

Низк.
38
5,2
17,3
30,4
4,3
-85,9
30,0
9,5
-68,3
33,3
11,0
-67,0

Музыкально-ритмические движения

Высок.
19,0
52,6
176,8
21,7
60,8
180,2
40,0
61,9
54,8
28,5
56,0
96,5

Средн.
57,1
42,1
-26,3
65,2
34,7
-46,8
45,0
23,8
-47,1
47,6
33,0
-30,7

Низк.
23,8
5,2
-78,2
13,0
4,3
-66,9
20,0
14,2
-29,0
23,8
11,0
-53,8

Элементарное музицирование

Высок.
23,8
52,6
121,0
34,7
60,8
75,2
35,0
61,9
76,9
33,3
72,0
116,2

Средн.
52,3
42,1
-19,5
47,8
34,7
-27,4
35,0
33,4
-4,6
57,1
22,0
-61,5

Низк.
23,8
5,2
-78,2
17,3
4,3
-75,1
30,0
4,7
-84,3
9,5
6,0
-36,8

Песенное творчество

Высок.
23,8
42,1
76,9
21,7
39,1
80,2
25,0
57,0
128,0
28,5
61,0
114,0

Средн.
47,6
42,1
-11,6
34,7
43,4
25,1
25,0
23,8
-4,8
23,8
33,0
38,7

Низк.
28,5
15,8
-44,6
43,4
17,4
-59,9
50,0
19,2
-61,6
47,6
6,0
-87,4

Танцевальное творчество

Высок.
19,0
52,6
176,8
13,0
52,1
300,8
30,0
71,4
138,0
23,8
33,0
38,7

Средн.
57,1
36,8
-35,6
39,1
34,7
-11,3
25,0
14,2
-43,2
19,0
55,0
189,5

Низк.
23,8
15,7
-34,0
47,8
13,0
-72,8
45,0
14,2
-68,4
57,1
12,0
-79,0

Игра на музыкальных инструментах

Высок.
14,2
68,4
381,7
17,3
56,5
226,6
30,0
76,1
153,7
14,2
44,0
209,9

Средн.
47,6
36,6
-23,1
43,4
34,7
-20,0
45,0
14,2
-68,4
57,1
44,0
-22,9

Низк.
38,0
5,2
-86,3
39,1
8,7
-77,7
25,0
9,5
-62,0
28,5
12,0
-57,9

Общий уровень развития

Высок.
22,0
52,0
136,4
26,0
56,0
115,4
32,0
63,0
96,9
28,0
55,0
96,4

Средн.
46,0
42,0
-8,7
45,0
35,0
-22,2
36,0
35,0
-2,8
32,0
36,0
12,5

Низк.
32,0
6,0
-81,3
29,0
9,0
-69,0
32,0
2,0
-93,8
40,0
9,0
-77,5


По итогам проведения сравнительного анализа данных входной и заключительной диагностик по показателю «Восприятие музыки» выявлено, что во всех возрастных группах детей произошли позитивные изменения – возросло количество детей с высоким и средним уровнем развития данного показателя, уменьшилось количество детей с низким уровнем (см. Диаграмму 1).
Наибольшие позитивные изменения произошли в средней и подготовительной к школе группам, менее выражен эффект в старшей группе. Следовательно, при построении дальнейшей работы с детьми необходимо особое внимание уделить репертуару и условиям проведения музыкальных занятий по восприятию музыкальных произведений именно в данной возрастной группе.

Диаграмма 1. Результаты сравнительного анализа результатов входной и заключительной диагностики по показателю «Восприятие музыки»
По показателю «Пение» наиболее эффективными оказались мероприятия программы по формированию музыкальной культуры у детей дошкольного возраста (см. Диаграмму 2). И, хотя данный факт связан с увеличением детей в группе к концу учебного года, тем не менее, более слабовыраженный рост количества детей со средним и высоким уровнем развития показателя свидетельствует о том, что при построении дальнейшей работы с детьми особое внимание необходимо уделить именно занятиям по пению.
По показателю «Музыкально-ритмические движения» наилучшие результаты показали дети из младшей и средней группы – рост количества детей, показавших высокие результаты составил более 150% (число детей с данным уровнем развития увеличилось втрое!). Менее выражены положительные результаты в старшей группе ДОУ, что указывает на необходимость увеличения внимания в дальнейщшем на данный показатель со старшими дошкольниками (см. Диаграмму 3).


Диаграмма 2. Результаты сравнительного анализа результатов входной и заключительной диагностики по показателю «Пение»

Диаграмма 3. Результаты сравнительного анализа результатов входной и заключительной диагностики по показателю «Музыкально-ритмические движения»
По итогам проведения сравнительного анализа данных входной и заключительной диагностик по показателю «Элементарное музицирование» выявлено, что во всех возрастных группах детей произошли позитивные изменения – возросло количество детей с высоким уровнем развития данного показателя, уменьшилось количество детей с низким уровнем (см. Диаграмму 4).
Наибольшие позитивные изменения произошли в младшей и подготовительной к школе группам, менее выражен эффект в средней и старшей группах. Следовательно, при построении дальнейшей работы с детьми необходимо особое внимание уделить условиям проведения музыкальных занятий по элементарному музицированию именно в данных возрастных группах.

Диаграмма 4. Результаты сравнительного анализа результатов входной и заключительной диагностики по показателю «Элементарное музицирование»
По показателю «Песенное творчество» наиболее эффективными оказались мероприятия программы по формированию музыкальной культуры у детей дошкольного возраста в подготовительной и старшей группах ДОУ (см. Диаграмму 5). Более слабовыраженный рост количества детей со средним и высоким уровнем развития показателя в младшей группе свидетельствует о том, что при построении дальнейшей работы с детьми особое внимание необходимо уделить именно занятиям по развитию песенного творчества.


Диаграмма 5. Результаты сравнительного анализа результатов входной и заключительной диагностики по показателю «Песенное творчество»
По показателю «Танцевальное творчество» наилучшие результаты показали дети из младшей и средней группы – рост количества детей, показавших высокие результаты составил более 150% (число детей с данным уровнем развития увеличилось втрое!). Менее выражены положительные результаты в подготовительное группе ДОУ, что указывает на необходимость увеличения внимания в дальнейщшем на данный показатель с дошкольниками данной возрастной группы (см. Диаграмму 6).
По итогам проведения сравнительного анализа данных входной и заключительной диагностик по показателю «Игра на музыкальных инструментах» выявлено, что во всех возрастных группах детей произошли позитивные изменения – возросло количество детей с высоким и средним уровнем развития данного показателя, уменьшилось количество детей с низким уровнем (см. Диаграмму 7). Наибольшие позитивные изменения произошли в младшей и средней группах, менее выражен эффект в старшей и подготовительной группах. Следовательно, при построении дальнейшей работы с детьми необходимо особое внимание уделить развитию танцевального творчества именно в данных возрастных группых.

Диаграмма 6. Результаты сравнительного анализа результатов входной и заключительной диагностики по показателю «Танцевальное творчество»

Диаграмма 7. Результаты сравнительного анализа результатов входной и заключительной диагностики по показателю «Игра на музыкальных инструментах»
При оценке общего уровня развития музыкальной культуры детей выявлено, что наблюдается некоторое снижение эффективности работы с увеличением возраста детей (см. Диаграмму 8).

Диаграмма 8. Результаты сравнительного анализа результатов входной и заключительной диагностики по показателю «Общий уровень развития»
В целом же, наибольшие позитивные изменения в младшей группе произошли по показателю «Игра на музыкальных инструментах» (увеличение числа детей, показавших высокий уровень развития на 381,7%), наименьшие (но также позитивные изменения) - по показателю «Пение» (увеличение числа детей, показавших высокий уровень развития на 39,1%). Для данной группы сделаны следующие рекомендации: необходимо развивать целостное восприятие музыки и движений, применять индивидуальные танцевальные упражнения, учить различать некоторые виды музыкально-ритмической деятельности, обращать внимание детей на согласование движений с характером музыки.
Наибольшие позитивные изменения в средней группе произошли по показателю «Танцевальное творчество» (увеличение числа детей, показавших высокий уровень развития на 300,8%), наименьшие (но также позитивные изменения) - по показателю «Элементарное музицирование» (увеличение числа детей, показавших высокий уровень развития на 75,2%). Для данной группы сделаны следующие рекомендации: учить выразительности движений, в музыкальной игры, танце смена движений должна соответствовать изменению частей музыкального произведения, учить чувствовать начало и окончание каждой из них, воспитывать эмоциональную отзывчивость на прослушанное произведение, исполненное на детских музыкальных инструментах.
Наибольшие позитивные изменения в старшей группе произошли по показателю «Игра на музыкальных инструментах» (увеличение числа детей, показавших высокий уровень развития на 153,7%), наименьшие (но также позитивные изменения) - по показателю «Восприятие музыки» (увеличение числа детей, показавших высокий уровень развития на 51,4%). Для данной группы сделаны следующие рекомендации: предлагать выражать свои впечатления и суждения о прослушанной музыке в элементарных суждениях, в исполнительской творческой деятельности - движении или рисунке, учить выразительно эмоционально передавать характер музыки.
Наибольшие позитивные изменения в подготовительной группе произошли по показателю «Игра на музыкальных инструментах» (увеличение числа детей, показавших высокий уровень развития на 209,9%), наименьшие (но также позитивные изменения) - по показателю «Танцевальное творчество» (увеличение числа детей, показавших высокий уровень развития на 38,7%). Для данной группы сделаны следующие рекомендации: побуждать заинтересованно воспринимать музыку, различать ее характер, способствовать запоминанию и разучиванию освоенного материала, активизировать слуховое восприятие предлагаемых произведений.
Таким образом, экспериментальным путем были определены педагогические условия для формирования музыкального творчества детей дошкольного возраста, доказана эффективность данной деятельности.
Заключение

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих зада невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование музыкальной культуры во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе музыкального воспитания ребенка, но главным здесь остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка и его музыкальной культуры, направить его таланты и способности в нужное русло. Чтобы осуществить эти цели, необходима качественная организация работы педагогов по музыкальному воспитанию детей. Правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности. Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального развития решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.
Таким образом, можно заключить, что правильно организованные действия педагогов и родителей позволили детям получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это открыло для детей мир творческого развития, способствовало его социализации и подготовило его к полноценной взрослой жизни. В дальнейшем важно, в процессе музыкального воспитания уделять внимание развитию творческих способностей детей, поощрять их инициативу, направлять ребенка в поиске им своего места в искусстве. Одной из главных задач дальнейшей деятельности по разработанному и апробированному проекту является четко скоординированная работа коллектива, оснащение инвентарем и привлечение родителей к этому важному для развития полноценной личности ребенка процессу.

Список использованных источников

Анисимова В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры / В.П. Анисимова // Музыкальная палитра, № 4. - 2004.
Боронина Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». – М.: «Владос», 1999.
Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» / А.И. Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2000.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
Воробьева Д. И. «Гармония развития». Программа интеллектуально-художественного и творческого развития. – СПб.: ЛГОУ, 1996,1997.
Гогоберидзе А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»: образовательная область «Музыка» / А.Гогоберидзе // Дошкольное воспитание, № 8. - 2011.
Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова и др. – М.: Детство-Пресс, 2010.
Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
Доронова Т.Н. Игра дошкольника [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов – М.: Детям XXI века, 2005. – 62 с.
Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. / Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2001.
Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. – М.: Карапуз, 1997.
Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7
Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
Коломийченко Л.В., Организация предметно-развивающей среды по «Программе социального развития» [Текст]: методическое пособие / Л.В. Коломийченко [и др.]. – Пермь, 2003. – 143 с.
Коренева Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М.: «Владос», 1999.
Коренева Т.Ф. Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Ф. Коренева - в 2 частях. – Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112 с.
Коренева, Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999.
Коренева, Т. Ф., «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002.
Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6
Ладушки. И. Каплунова, И. Новооскольцева. Праздник каждый день/ программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
Матяшина А. А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 1999.
Мерзлякова С. И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999.
Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование, - М.,1999.
Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. [Текст]: серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. - М.: Сфера. – 128 с.
Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры : пособие для практических работников дошкольных учреждений / В. М. Минаева. – М.: АРКТИ, 2000.
Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. [Текст]: принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 - 128 с.
Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст]: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Петрова В. А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998.
Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
Петрова, В. А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.
Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Программа «Детский сад – дом радости» / Н.М. Крылова, В.Т. Иванова. – Пермь, 1990; 1991.
Программа «Развитие» / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др. – М., 1994; 1995.
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений./ Сост. О. А. Соломенникова. – М.: АРКТИ, 2000. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.) ISBN 5-296-00136-2, ISBN 5-296-00007-2
Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 192 с.
Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. – 120 с.
Сорокина Н. Ф. , Миланович Л. Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.
Тарасова К. В. , Нестеренко Т. В. , Рубан Т. Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
Тарасова К. В. , Петрова М. Л. , Рубан Т. Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999.
Тарасова, К. В., Рубан, Т. Г., Дети слушают музыку/ методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки/. М.: Мозаика-синтез, 2001, - 128с.
Трубникова М. А. Играем в оркестре по слуху. – М.: Центр «Гармония», 1994.
Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей).
Хазова М. В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 1999
Циркова Н. П. «В мире бального танца». Программа развития творческих способностей детей средствами танцевального искусства. – М.: «Владос», 1999.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915



Диаграмма 2Диаграмма 8Диаграмма 4!ђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315