СТАТЬЯ.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Статья.Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное развитие детей дошкольного возраста
С учетом полученных данных на констатирующем этапе эксперимента, а также анализа психолого-педагогической литературы по исследованию, было разработано содержание формирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента - повысить уровень сформирванности у детей нравственных качеств.
Задачи формирующего эксперимента:
1. подобрать и провести серию сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием;
2. обогатить содержание игр нравственной тематикой посредством чтения художественной литературы и выполнения специальных дидактических заданий.
Детям предлагались игры на сюжеты, предполагающие проявление заботы, внимания, доброты: «Больница», «Поликлиника», «Зоопарк».
При подборе и проведении игр, мы обращали внимание на два критерия:
а) отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить гуманное отношение к другому;
б) степень эмоциональной окрашенности игровых действий детей, в частности проявление сопереживания, сочувствия, приязненного отношения, а также оказание помощи.
Например: «врач» пришел на дом к «больному» и почти с порога спрашивает:«Что у вас болит?»,«Больная» назидательным тоном переспрашивает его: «А «здравствуйте», забыл сказать?». Лера, желая включиться в игру «Поликлиника», подходит к играющим с громким стоном: «Мне плохо,ой, ой!». На ее стоны сначала никто не обращает внимание, затем Настя (врач) строго и довольно равнодушно говорит: «Не мешай, видишь, я ставлю градусник!». Но Лера продолжает жалобно стонать: «Ой, ой, мне плохо!». И врач, наконец, сжалился: «Ну, ладно, подожди немного, полечим».
Как видим, взяв на себя роль, дети исправно исполняют обязанности, налагаемые ею, передают определенные взаимоотношения взрослых. Но при этом отсутствует эмоциональный компонент -- основа нравственного содержания игры. Даже там, где роль предполагает проявление гуманных чувств, например при общении врача с больным, дети обходятся скорее эскизными, чем подлинными эмоциями. Как правило, они ориентированы на воспроизведение необходимой совокупности действий.
Вот в больницу на «скорой помощи» привезли больную Алину. К ней подходит врач Оля с вопросом: «Что у тебя болит?». Алина: «Очень болит горло». «Сейчас я тебя послушаю». Внимательно слушает трубочкой. Обращается к «маме» (Ире): «У вашей дочки очень хриплый голос. Надо сделать укол. У нее воспаление горла». Услышав об уколе, Алина громко стонет: «Ой, я боюсь уколов!» (имитирует плач).
Ира и Оля совершенно не реагируют на это. Лишь когда Алина стала настойчиво и громко стонать и плакать, Оля прикрикнула на нее: «Тихо, я тебе сказала!»- и «сделала укол». Алина: «Ой, больно, больно!» Врач (строго): «Зато ты скоро выздоровеешь». Как видим, ребенок лишь выполняет обязанности, предписанные ролью врача. Видимая забота есть не что иное, как выполнение ролевых действий. В ней отсутствуют эмоциональные проявления: нежность, жалость, ласка-та основа, на которой у ребенка складывается гуманное отношение к людям.
Для формирования у дошкольников гуманных проявлений мы наметили следующие пути: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям. Решение этих задач осуществлялось посредством включения гуманных проявлений в основное содержание игр детей. Ориентация на воссоздание эмоционально-нравственных отношений людей достигалась за счет введения гуманных проявлений в атрибутивные признаки роли.
Видимо это объясняется тем, что пятилетним детям еще трудно самостоятельно вычленить заботливость, чуткость врача как компоненты производимых им действий и отношения к пациенту.
Мы прибегали к таким приемам обогащения сюжета и содержания детской игры:
- чтение художественных произведений (чтобы вызвать у детей, в частности у мальчиков, интерес к игре, создать у них образ врача-мужчины, мы решили дать им представление о труде и подвиге медицинских работников в военные годы, читали и обсуждали с детьми отрывки из повестей Е. Ильиной «Четвертая высота» и С. Алексеева «Госпиталь», из очерка Л. Овчинникова «Татьяна -- солдат милосердия».);
- проведение дидактических заданий -игр «Отгадай, кто это делает-врач или медсестра», «Что как лечить?»;
- проведение бесед о труде медицинских работников: хирурга, терапевта, окулиста, медицинской сестры.
Игре «Зоопарк» предшествовали чтение произведений о животных (белке, лисе, тигре, обезьяне и др.); рассматривание картинок; проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.
На следующем этапе акцентировалось внимание на гуманных проявлениях. При этом взрослый выступал в соответствующей роли, что позволяло дать детям представление о том, как ведут себя люди, проявляя чуткость, заботу, готовность поддержать другого в трудных ситуациях, желание выразить сочувствие, откликаясь на чужую радость.
Воссоздавая образы в игре, дети часто не могут передать сложность, логическую последовательность действий, отношений, переживаний взрослых и передают, как правило, только отдельные, наиболее им понятные и запомнившиеся ситуации и взаимоотношения.
Чтобы помочь ребенку вычленить в образе характерные для него особенности, черты, достойные подражания, мы старались раскрыть, показать подлинные мотивы поступков взрослых, учитывая, что для формирования у детей способов гуманных проявлений особенно важно, чтобы мотивация ролевого поведения соответствовала его нравственным образцам. Мотивация необходима в связи с тем, что на ее основе у ребенка возникает новая потребность- поступать гуманно.
Из наших рассказов дети узнавали, что добрый смотритель зоопарка, ухаживая за животными, не просто чистит, кормит их, убирает в клетках. Он всегда очень внимателен к своим подопечным, следит, чтобы они не заболели, обращается с ними ласково, нежно, никогда не обидит, не ударит. Добрый смотритель по-настоящему любит животных, свою работу. И, конечно, его питомцы относятся к нему по-особенному, не боятся его, доверяют ему.
Подобная мотивация помогала детям выделить эмоциональные гуманные проявления как типичные, характерные черты поведения доброго, внимательного смотрителя зоопарка и осознать их как необходимый атрибут данной роли. Благодаря этому приему ребенок не только узнавал, что по условиям игры ему положено быть добрым, у него готовность к этому.
Следует отметить позитивные моменты, характеризующие творческую сюжетно-ролевую игру старших дошкольников после проведенной работы: гуманные проявления для многих детей стали обязательным атрибутом сюжетно-ролевой игры. Игра наполняется для ребенка новым звучанием, что обеспечивает развитие, углубление ее гуманного содержания. Теперь основной смысл игры дошкольника заключается в проявлении гуманного отношения к окружающим его людям, животным.
Но нужно отметить и факты эмоциональной нечувствительности, зафиксированной у части детей. Видимо, эти дети не ориентированы на эмоциональное проявление как необходимый момент игры и поэтому сохраняют свойственное им ранее воспроизведение игровых действий без соответствующей эмоциональной окраски.
Также на этапе формирующего эксперимента для обогащения сюжетно – ролевых игр нравственным содержанием нами были использованы проблемные ситуации. Так, например, в игре «Дом» мы продумали три акцентных проблемных нравственных линии -«Семья», «Дом», «Дружба», «Я расту». При организации сюжетной линии «Семья» дошкольникам предлагались следующие проблемные сюжетные линии нравственной направленности:
-Оказание помощи: «Бабушка болеет»; «Дедушка плохо видит»; «Готовимся к празднику».
В этой же игре мы предлагали детям провести анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать»; «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю»; «Я — добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки» и оценить собственные желания: «Я хочу съесть апельсин»; «Я хочу гулять».
Также нами предлагалось сравнение двух норм поведения — драматизация русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица» и ситуации нравственного выбора: «У меня день рождения, но заболела мама»; «Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке».
Приведем примеры проблемных ситуаций, используемых нами при организации сюжетной лини «Дом».
-Оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде.
-Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник».
-Оценка желаний: «Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи»; «Хочу показать друзьям папину коллекцию марок».
-Сравнение двух норм поведения — драматизация русских народных сказок «Авось да Небось», «Ох да Ах».
-Нравственный выбор — обсуждение ситуаций, близких к поговорке «Делу время, а потехе час».
Сюжетная линия « Дружба».
-Оказание помощи друзьям и близким.
-Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Угощу конфетой только своего друга»; «Буду играть только со своим приятелем».
-Оценка желаний: «Хочу пригласить в гости друга на весь день»; «Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома».
-Сравнение двух норм поведения: «вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья» и «Волшебное слово».
-Ситуации нравственного выбора — чтение и драматизация сказки Е.Шварца «Два брата».
Сюжетная линия «Я расту».
-Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?
- Почему со мной не играют другие дети?
-Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Я люблю сам играть со своими игрушками»; «Мне нравится дежурить».
-Оценка желаний: «Я хочу поиграть с мячом в группе»; «Мне понравилась игрушка моего друга».
-Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).
В ходе формирующего эксперимента была проведена беседа с родителями по проблеме нравственного воспитания ребенка в условиях семьи.
Цель беседы - помочь родителям в возникающих трудностях в нравственном воспитании ребенка.
У большинства родителей возникали вопросы в преодолении детского своеволия: грубости, дерзости, непослушания.
Воспитатели и психолог объяснили родителям, что своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого поведения ребенка, его стремления самоутвердиться. Распространенной ошибкой родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям.
Родителям были даны советы по преодолению этих трудностей: больше общаться со своим ребенком, доверять ему,дать возможность проявлять в любой деятельности самостоятельность,уважать мнения ребенка,вместе решать проблемы.
Итак, основными направлениями формирующего эксперимента были определены в подборе сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием, чтение художественной литературы, дидактические задания,а также была проведена беседа с родителями по проблеме нравственного воспитания ребенка в условиях семьи.
В процессе формирующего эксперимента мы использовали технологию влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей при определенных педагогических условиях:
-целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;
- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием;
- взаимодействие педагога с семьей воспитанника.