Доклад на тему Улучшение качества знаний по предмету. Личностно-ориентированный подход

Августовская конференция учителей географии
20014 г






Тема: Улучшение качества знаний по предмету.
Личностно-ориентированный подход»
(из опыта работы)







Доклад подготовила
Учитель географии Бекшентаева Г.М.





Проблемная тема:
«Улучшение качества знаний по предмету. Личностно-ориентированный подход»

Цель:
Повысить качество знаний по предмету. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, т.е. уметь применять, видеть, объяснять.

Задачи:
Повысить качество знаний по предмету
Прививать интерес к предмету через игровую форму обучения.
Научить самостоятельности.
Повысить профессиональную компетентность.

Технологии:
ИКТ
Игровая
Интегрированный
Критического мышления










Проблемная тема «Улучшение качества знаний по предмету. Лличностно- ориентированный подход»
Что пользы в том, что ты многое знаешь, раз ты не умеешь применять свои знания в твоей жизни.
Франческо Петрарка 

Для достижения цели я взяла пример образовательной технологии критического мышления школьников с применением функциональной грамотности»
Цель  данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, т.е. уметь применять, видеть, объяснять.
В своей педагогической деятельности я использую технологию саморазвивающего обучения (Селевко), игровые и другие технологии, способствующие формированию интеллектуального потенциала учащихся. Но сколько бы ни было таких технологий, рекомендаций по повышению эффективности урока, все равно каждый учитель этот вопрос решает по своему, апробируя, перерабатывая, дополняя, пропуская их через собственную призму взглядов, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся, родителей, школы.
Роль педагога в развитии критического мышления стоит на первом месте. Нужно найти такой подход, чтобы ребенок заинтересовался, и захотел получить знания, которые ему пригодятся в дальнейшем, и он их сможет использовать.
Ребенка нужно научить навыкам, добывать знания из текста: например -
читать быстро и с необходимыми смысловыми акцентами;
понимать текст (анализировать)
применять справочную, научно - популярную литературу, периодическую печать (например: в 9 классе анализируем статьи по экономике Казахстана и регионов, в 11 мировые события, в 8 экологические проблемы Казахстана);
выделять основные понятия;
определять понятия
устанавливать связи данных понятий с ранее изученными понятиями и где это можно применить;
устанавливать внутренние связи между понятиями и идеями параграфа, главы;
выделять главные идеи текста.
К параграфам учебников наиболее распространены вопросы, требующие простого воспроизведения знаний: Как называется? Где находится? Что такое? Это вопросы, формирующие мыслительные навыки низкого уровня: знание, понимание, применение. При формировании мыслительных операций высокого уровня (анализ, синтез, сравнение) предлагать учащимся синонимический ряд вопросительных слов.

Синонимический ряд вопросительных слов: (т.е. использовать стадию вызова):
Чем объяснить, что..
Как доказать, что...
Вследствие чего...
Каким образом...
В каком случае...
Почему..., когда...
При этом использовать приемы ПОПС: (стадия осмысления)
Позиция «Я считаю, что»
Обоснование: «Потому что»
Понятие: «Я понял что...
Следствие «Следовательно..»

Важно помнить, что КМ не формируется в результате передачи рецептов.  Для формирования КМ необходим ряд учебных условий: 
- Давать возможность учащимся размышлять; 
- принимать разумные идеи и мнения;
- активизировать мышление.
Сопоставлять с тем, где эти знания можно примерить, использовать.
Уметь делать вывод, рефлексировать, обобщать полученную информацию.
При этом учитель является не просто механическим проводником информации, он, прежде всего партнёр в учебном процессе. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
Сравнительно недавно (около 6 лет) я применяю на уроках географии некоторые приёмы технологии:
- кластер (схема) – больше использую в 8, 9, 10,11 классах
- составление перепутанных логических цепочек, слова-ассоциации (в 5,6, 7 классах)
- Методический прием «Верите ли вы, что (или «Верю, не верю») - «Понятийное колесо»
В своей педагогической деятельности так же использую технологии:
- игровая
- развития творческих способностей в процессе обучения  географии
- личностно-ориентированную
- разноуровневого обучения
- тестовые технологии
- современные компьютерные технологии
- проблемного обучения – критическое мышление
Я согласна с тем, что технология критического мышления:
- учит критически мыслить;
- проявлять активность в познании окружающего мира;
- владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации;
- аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника; 
- эффективно взаимодействовать с информационными пространствами.
Роль педагога в развитии критического мышления: - направляет усилия учеников в определенное русло; - сталкивает различные суждения; - создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; - дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; - применять знания и навыки в повседневной жизни.
Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс  самообразования и саморазвития.
У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность, строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику, стремился заняться профессиональным  самообразованием . Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.
Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы:   игры, викторины, выпуск географических  газет, провожу  недели географии, географические  олимпиады.
        В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием, есть и сильные одаренные дети. С целью достижения улучшения качества знаний по предмету разработан план работы.: с одаренными детьми провожу дополнительные занятия, участие в олимпиадах, конкурсах. Стараюсь подготовить учащихся к успешной сдаче ЕНТ продолжению дальнейшего образования.
        В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Чаще использую активные формы работы. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения.
        Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования.  Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ЕНТ. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце итоговые. Анализирую результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.
Работа с родителями основана на гуманистическом стиле общения. Уважительном и требовательном отношении семьи к школе к учащемуся, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. заинтересованность в дополнительных занятиях по подготовке к ЕНТ и ПГК. Довожу до сведения родителей требования по изучению предмета географии. Родители всегда в курсе успеваемости школьников. Оценки выставляю в дневник ученика и считаю его действенной связью учителя с родителями.

Уровень профессионального роста 
Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, семинарах, МО, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, покупаю методическую литературу, выписываю журнал «География в школах и ВУЗах Казахстана», Использую интернет ресурсы, читаю методические рекомендации. Постоянно повышаю квалификацию.

Каждому  учителю  необходимо  иметь  свой  собственный,  внутренний, духовный мир, который породит вашу личную гуманную педагогику.

Пытаюсь использовать педагогические аксиомы:
- Доброта воспитывается добротой.
- Любовь воспитывается любовью.
- Радость воспитывается радостью.
- Благородство воспитывается благородством.
- Личность воспитывается личностью.
- Жизнь это красота - удивляйся ей.
 - Жизнь это мечта - осуществи её.
- Жизнь это тайна - разгадай её.
- Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её.
- Дети не готовится к жизни - они в ней живут.

Чтобы улучшить качество знаний по предмету, заинтересовать, расширить кругозор детей стала использовать путешествия по Казахстану. Ведь самые интересные уроки – это уроки в неформальной обстановке, когда дети видят сами, своими глазами то, что читали в книге, видели только на картинках, смотрели фильмы. Там переплетается история с географией, этнографией, видят живую природу, ландшафты, животных, имеют представления о быте, традициях....
Например, поездка в Семипалатинск - Абайский р-н – Жидебай – Караул – ребята не только знакомятся с историческим прошлым, но и видят прекрасные степи, о которых описывали Абай, Мухтар Ауэзов, Уалиханов...
О поездке Устькаменогорск - Алматы-Туркестан – у детей особое впечатление, так как они увидели контраст природы: сравнивали природу ВКО, ЮКО -Заилийского Алатау – поднявшись на высоту 2400м –увидели с высоты каток Медеу, Туркестан им показался еще более необычным так как в ноябре у нас холодно, сыро, а в Туркестане еще тепло, цветут розы, зеленые деревья, как красиво выглядит туя, увидели как убирают хлопок, и что свободно стадами пасутся верблюды, услышали местные диалекты, и где так много этносов (казахи, уйгуры, узбеки, турки, таджики, корейцы). В 8 классе мы проходим тему «Великий шелковый путь» увидели и посетили строение мавзолей Ходжа Ахмета Яссави, Арыстан баб.
Побывали в Западно-Алтайском заповеднике, Ботаническом саду. Увидели самый высокий отрог Ивановского хребта. Экскурсовод очень грамотный, любит свою профессию. Благодаря ему мы смогли увидеть следы обитателей леса (медведя, лося, кабана, косули), от восторга закричали, когда увидели бурундука, наигрались в снежки, хотя стоял июнь месяц. Увидели растения Красной книги Казахстана, разнообразие сирени, вечнозеленых растений, и для чего нужен Ботанический сад.
На уроках краеведения посетили музей-краеведения, где узнали много интересного о прошлом родного края и о процессах, происходивших на территории со времен ледникового периода, отвечали на вопросы викторины, так же посетили Усть-Каменогорское водохранилище, узнали о его роли и значении, прокатились на теплоходе. Так же ребятам понравилась поездка на «Ак Бауыр» где экскурсовод рассказала о петроглифах наскальных рисунках.
В своей практике, считаю, что такие поездки очень благоприятно влияют на развитие творческих, образовательных процессов, это сближает педагога с учеником и в таком процессе он интересуется больше, он хочет знать больше, он будет любить свой край, свою Родину. Увиденное своими глазами, дает больше впечатлений и знаний.




«Интегрированный урок Черная металлургия» химия-география




«тема Африка»- Народы Африки, урок-сказка «Горные породы»
Инсценировка традиции народов,
пища народов Африки (творческое задание)




уроки-путешествия










13  D  
·Ля