«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативных учебных действий школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка, как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания английского языка – языка международного общения. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь, требует полного развития личности ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.
Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к определенным действиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
Деятельностный подход включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых ее видов. Данный подход к обучению ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой стороны обучаемых, что позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность школьника в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов, технология развития критического мышления помогают реализовать деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную, игровую, художественную, проектную, исследовательскую и т.д.) Таким образом, перечисленные виды учебной деятельности получают приоритетное развитие в соответствии с новым и ФГОС.
Развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе происходит наиболее эффективно в игре.
Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу детей к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде.
На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с новыми ФГОС, достигается смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально- организованному обучению с привлечением других видов трудовой, поисковой и творческой деятельности.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности.

Составной частью деятельностного подхода являются следующие положения:
- учет ведущих видов деятельности и законов их смены;
- обязательная результативность каждого вида деятельности;
- мотивированность любых видов деятельности;
- создание воспитывающей ситуации деятельности;
- личностное развитие, нравственное обогащение в ходе любых видов деятельности;
- сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности;
- обязательная рефлексивность всякой деятельности.

Деятельностная сущность обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

Обучение чтению и алфавиту на начальном этапе всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. Учитывая психологические особенности младших школьников, авторы учебников для младших школьников предлагают разнообразные упражнения на развитие навыков чтения с использованием картинок и карточек со словами (метод обучения чтению слогами, целыми словами). Прием иллюстрирования звуков с помощью разноцветных шаров позволяет приучить учащихся следить во время прослушивания записи упражнений за диктором. Организация упражнений на чтение слогов и слов с заданными звуками удобна для работы учащихся в паре по самостоятельной отработке навыков чтения – учащиеся могут варьировать чтение по столбикам и по строчкам.

Деятельностный подход базируется на положениях психологии о том, что усвоение языкового материала происходит быстрее и отличается большей прочностью, если оно базируется на использовании всех видов ощущений : кинестетических, звуковых, зрительных и рукодвигательных.

Общим для всех младших школьников является то, что у них еще недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как логическая, эмоционально-образная, ассоциативная, кинестетическая (моторная). Впечатыванию в память способствует создание соответствующих условий: яркости, образности предъявления, необходимости данного материала для решения соответствующих возрасту интересных и посильных учащимся речевых задач. Как апробаторам, нам дается право дополнения заданий учебника, поэтому мной разработан ряд презентационных игр на основе Power Point презентаций, реализующих принцип наглядности.

Вместе с тем, логическая память развивается с помощью приемов, требующих сознательной работы с материалом, например, группировки, классификации, сравнения, сопоставления. Поэтому важно комплексно использовать в обучении приемы и сознательные, и интуитивные, заставляющие «работать» все каналы восприятия и закрепления в памяти учащихся новой информации.

Воспитательное воздействие на младших школьников оказывается и в ходе непосредственного общения, организуемого учителем с целью формирования коммуникативных умений в устной речи, чтении и письме. Так, разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счет расширения спектра проигрываемых ролей.

Благодаря интересным творческим заданиям, игровым формам отработки языкового материала, формам активного слушания, заданиям на драматизацию учебных диалогов повышается мотивация к изучению английского языка, реализуется индивидуальный подход к оценке результатов учебной деятельности, соблюдаются требования к организации урока с учетом здоровьесберегающих технологий.

Данная концепция стала ведущей в области обучения иностранным языкам и послужила платформой для создания учебных программ, учебных пособий и методик обучения. Революционным для проблем обучения иностранным языкам в этой концепции являлось то, что аппарат формирования текста на уровне предложений, а именно грамматика и лексика, не рассматривались больше как цель обучения сами по себе, но являлись средством для выполнения коммуникативных целей.

Как мы уже говорили, целью обучения иностранного языка в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются также и нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215