Сценарий внеурочного мероприятия От героев былых времён…


От героев былых времён…
На сцене приглушённый свет, за столом сидят отец и сын, ведут разговор.
1. «Отец, расскажи о прошедшей войне,-Просил я, играя погоном. -Как ты по Берлину скакал на конеС казачьим лихим эскадроном».
2. Достав из кармана расшитый кисет,Цигарку скрутив очень скороОтец обстоятельный дал мне ответ,Как бился с фашистскою сворой…
1941год.Звучит музыка, юноши и девушки танцуют. Танец прерывает сообщение Левитана( ролик). Девушки провожают юношей на войну.
1.Людей, рождённых в начале 1920-х годов, называют теперь ветеранами. А когда они участвовали в сражениях в Великой Отечественной войны, многим из них было 16-17 лет - наши ровесники. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад.
2.Великая Отечественная война оставила для нас свидетельства тысячи беспримерных подвигов советских солдат и офицеров.
1.Свыше 12 тыс. воинов удостоены звания героя Советского Союза. В этом доблестном списке есть и наши земляки. 10 щигровцев удостоены звания Героя Советского Союза, имена двух из них увековечены в названиях улиц.
1.1.Ребята, вы знаете названия этих улиц?( Это улицы Ушакова, Ситникова).
2. А кто они, вы знаете?
Ролик с опросом
2. Михаил Филиппович Ушаков первым из наших земляков, удостоен звания Героя Советского Союза.Михаил Филиппович выпускник нашей школы, правда тогда она называлась иначе, Фосфоритная школа.
1.М.Ф.Ушаков родился 12 апреля 1918 года в деревне Полевая Плота Щигровского района Курской области. Учился в Фосфоритной школе, которую закончил с отличием. В 1933 году поступил в Орловский строительный техникум, спустя три года был призван в ряды Красной армии и направлен учиться в Орловское бронетанковое училище, которое успешно закончил в 1938 году. Дальнейшую службу М.Ф.Ушаков проходил в Ленинградском Военном округе в г. Порхов-2.В 1939г. началась Финская война, танковая бригада Ушакова была отправлена на фронт.
2.В бою за железнодорожную станцию Кямяря 16 февраля 1940 года с десантом пехоты преодолел надолбы, проволочные заграждения, прорвался в тыл противника, нанеся ему значительный урон в живой силе и технике. Танк лейтенанта Ушакова был подбит, но танкистам удалось потушить пламя. Стреляя из танкового орудия, они уничтожили несколько вражеских дзотов и, преодолев сопротивление врага, соединились с наступающими частями нашей армии. Все члены экипажа были награждены Орденами Ленина, а Ушакову М.Ф. 21 марта 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. После прекращения военных действий в марте 1940 года в Ленинграде проводился военный парад, на котором танк Ушакова возглавлял колонну.
1.Летом 1940 года Михаил Филиппович приезжал в отпуск в родные Щигры, где встречался с земляками, выступал перед рабочими Фосзавода и учащимися своей родной школы.
2.К началу ВОВ Ушаков командовал ротой тяжелых танков на Ленинградском направлении. 5 июля 1941 г. дивизия получила с Кировского завода 10 новых танков, которые сразу же вступили в бой. Из боя не вернулись все 10, причем согласно актам списания потерянных в бою танков, осталась неизвестной судьба только одного экипажа под командованием лейтенанта Ушакова М.Ф.
1.Согласно «Именному списку безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 3 Краснознаменной танковой дивизии лейтенант Ушаков М.Ф. пропал без вести 5 июля1941 г. в бою за г. Остров.31 июля 1941г. на него пришла «похоронка». В Курской областной Книге Памяти и других официальных источниках указано, что Ушаков М.Ф. погиб в августе 1941 года и захоронен в Ленинградской области.
2.Однако при изучении доступных сайтов с архивами немецких концентрационных лагерей мы смогли узнать, что в действительности Ушаков М.Ф. попал в плен 5 июля 41г. под Островом и 3 августа 1941 г. оказался в OflagXIID (62) в Баварии. Это известный лагерь для содержания пленных офицеров Красной Армии. 11 декабря 41 г. Ушаков М.Ф. был переведен в концентрационный лагерь Маутхаузен, находившийся в ведении Гестапо. В таких лагерях содержались лица, неоднократно совершавшие побеги, не проявляющие должной лояльности к фашистскому режиму. Дальнейшая судьба М.Ф.Ушакова неизвестна.
1.Предположительно он погиб в концлагере в 1942 году. Этому лагерю была присвоена III категория, что означало «уничтожение посредством труда». Из 4500 советских людей к весне 1943 года осталось всего 143 человека. 5 мая 1945 года лагерь был освобожден союзными войсками. Достоверно неизвестно полностью ли сохранились архивы лагеря. По свидетельствам тех же очевидцев не всех расстрелянных в лагере регистрировали в лагерной «книге смерти». Доступные списки погибших в лагере датированы 1944-1945 г.г., и Ушаков М.Ф. в них не значится.
2.Во время празднования 70 -летия Победы, по инициативе учеников и педагогов на здании школы была открыта мемориальная доска Героя Советского Союза М.Ф.Ушакова.
На сцене приглушённый свет, за столом сидят отец и сын, ведут разговор.
3. «Отец, расскажи о прошедшей войне, -Просил меня сын мой однажды. -Тебя из Афгана везли на броне,Представлен ты к ордену дважды».
4. Достав из платочка осколки гранат,Где я их храню постоянно,Я сыну сказал, что есть город Герат –Жемчужина Афганистана.И там, защищая Афганский народ,Мы с «духами» насмерть сражались…
Ролик «Пришёл приказ Афганистан», девушки провожают юношей на войну.
1. Всего лишь час до вылета нам дан,Всего лишь час последней передышки.Сказали нам: летим в Афганистан.В Кабул летят вчерашние мальчишки.Сегодня мы не пишем не строки.И, куполам свою судьбу доверив,Опустимся в афганские пески,И сапогами скалы будем мерить…
2. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана. Никто не мог и предположить, что пребывание наших войск в этой стране растянется на долгие 9 лет.
1.Говорят героями не рождаются, героями становятся. Как только приходит беда, первыми на помощь всегда приходят военные. Так было и в 1979 году.
2.Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг.
1. Перед 40-й армией стояло несколько основных задач. В первую очередь — оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне, защита местного население от банд.
1.В афганскую войну было испытано все, все, на что способен человек, что он в состоянии выдержать. Это знают и помнят наши «афганцы»: им полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаянья, и трудностей. Они воевали в чужой стране, а собственный народ практически ничего не знал ни о причинах этой войны, ни о её целях, ни даже об отваге и подвигах наших солдат и офицеров.
2.Того, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде.Мы узнаем их по спокойным твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться.
1.Эту войну прошли и наши земляки, среди которых выпускники нашей школы.
2.Если в вашей жизни есть мечта, не отступайте, уверенно идите к намеченной цели и пусть примером для вас будет Жижерин Владимир Викторович.
Владимир Викторовичродился в семье военного. Его отец военныйлётчик Жижерин Виктор Михайлович окончил Челябинское штурманское училище и проходил службу в г. Сольцы Новгородской области. Летал штурманом на самолётах. Там 12 января 1953г. появился на свет его сын Владимир. Родильный дом стоял в конце взлётной полосы и как говорили его родители «Владимир с пелёнок был связан с небом». Любовь к небу, самолётам, стремление летать поддерживал отец. В конце 50-х семья Жижериных переезжает в город Щигры, Владимир пришёл в первый класс школы №3, ему было 6 лет и многие с любопытством смотрели на него, тогда мало было шестилеток в школе. В школе его помнят не только как отличника, но и как участника спортивных состязаний, школьных капустников. Частенько с рюкзаком за плечами он вместе с друзьями отправлялся в поход по окрестностям, увлекался игрой на гитаре, фотографией. И продолжал мечтать о небе.В 1969 году он с отличием закончил 10 класс.
1. До цели остался один шаг, но… Ему было 16 лет, а в лётное училище принимали с 17. Родители предложили ему поступить в Харьковский авиационный институт, но Владимир не отступил от своей мечты, год он работал на заводе простым рабочим и в 1970 году поступил в Борисоглебское лётное училище. Юный курсант часто слал весточки своим родным: папе, маме и сестре Наташеньке. 13 июля 1972г. сбылась мечта, Владимир самостоятельно поднялся в небо.
2.Вот как Виктор описывает свой первый самостоятельный полёт «Я впервые в жизни самостоятельно поднялся в небо. Это невозможно описать. Так как впечатление очень сильно. Немножко страшновато и в тоже время счастлив. Страшновато потому чтовдруг если допустишь ошибку, то надежда только на себя, так как инструктор и не подскажет, и не исправит. А впечатляюще потому что ты один в небе, сам летишь и даже небо выглядит совсем иначе, как будто смотришь на всё это другими глазами. Вы даже представить себе не можете какое это счастье летать одному, самому, один на один с самолётом и небом».
1.После окончания лётного училища для дальнейшего прохождения военный службы Владимир был направлен в Польшу, потом была Туркмения. Именно оттуда, по боевой тревоге их полк был поднят и переброшен в Афганистан.
2.Суровые ветры афганской земли
Чужою бедою тебя обожгли,
Но ты понимал своей русской душой:Беды никогда не бывает чужой.
2.С 1980 по 1982 г. Виктор Михайлович проходил службу в республике Афганистан. Там он летал на фронтовых бомбардировщиках. И оттуда летели домой письма, пронизанные любовью и заботой «Дорогие мои папа, мама и Наташенька! За меня не волнуйтесь. Так как ничего плохого со мной случиться не может». О том времени он неохотно рассказывал близким, оберегал их.Владимир с честью выполнил свой воинский долг, не думая о званиях и наградах.Он честно служил Родине, и летал, летал, летал, так, как мечтал в детстве. За боевые операции в респудлике Афганистан награждён орденом «Красной звезды» нагрудным знаком «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа».
1.Закончил службу Владимир Викторович в г. Тверь, в 1993году его полк был расформирован. Непросто было привыкать к гражданской жизни,ведь сердце и душа по-прежнему рвались в небо. Стали сказываться былые физические нагрузки и сердце не выдержало.14 октября 2002 года Владимира Викторовича не стало.
2.«Полёты-ведь это прелесть, но в тоже время напряжённейшая работа, чёрный труд. Летать- ведь это не ходить. Летать-ведь это очень трудно, наверно также, как любить!» (из письма Жижерина В.В.)
1.Мгновенье тоньше волоска,Оно как искорки свеченье,Но может быстрое мгновеньеОстаться славным на века…Одно мгновенье и во мглеВстает заря над прахом серым,И ты становишься примером
Для миллионов на Земле.
2.По официальным данным за время военных действий на территории Афганистана погибло 14453 советских военнослужащих, 10 995 награждены орденами и медалями посмертно. В списке потерь имена пяти щигровцев.
1. Как много русских мальчиков-солдатВ безмолвной вечности лежат отныне.И с фотографий маленьких глядятГлазами удивительно живыми.О, сколько же в России матерейОблились горькими слезами.Их боли не пройти, не отогретьПод траурными черными платками.Вновь клинья обожженных душ плывутПо небу вперемешку с облакамиНад милым домом снегом упадутИли прольются теплыми дождями.Стекут слезой по золоту имен,По датам, оборвавшим жизнь в зенитеПечально-тихий колокольный звонКак будто шепчет: «Мальчики, простите…»
2. 15 февраля 1989 года последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан.
1.Мы ушли из Афганистана. Ушли достойно.
На сцене приглушённый свет. На экране клип к песне. «Уходим» Свиридов В.
На сцене приглушённый свет, за столом сидят отец и сын, ведут разговор.
1.«Отец, расскажи о прошедшей войне, -
Мой внук обращается к сыну. -
Ведь ты воевал в этой самой Чечне,Бандит расстрелял тебя в спину.
2. И сын мой поведал сынку своему,Как пал, прикрывая солдата,Как смерть обмануть помогали емуВрачи полевого санбата.Как вынес его с поля боя комбат.И силы спасли молодые…
Ролик «Приказ на Кавказ», девушки провожают юношей на войну.
1.Еще не стихла боль Афганистана.Еще в плену томятся сыновья.А у России вновь открылась ранаС названием пронзительным - Чечня.
2. Ищу на карте крохотную точку,Политую свинцом и солью кровяной.Чтоб вставить в поэтическую строчкуКороткое названье Хорсеной.Закрою карту, снова открываюНа сердце боль и тяжесть у меня.Так вот она – та точка роковая,Кто знал ее вчера? Она Чечня.
1. Наша боль — маленький, истерзанный кусочек земли, разрушенные дома, разбитые судьбы. Осколки этого несчастья разлетелись по всей России.
2.Чеченская война стала одним из самых масштабных вооруженных конфликтов новейшей истории, а битва за Грозный стала крупнейшей битвой в Европе со времён второй Мировой войны.
1. 1991 год распался Советский Союз. Многие народы заявляют о своём суверенитете. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своём выходе из состава РФ.
2.До лета 1994 года российское правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных формирований. Успеха добиться не удалось. Президент самопровозглашённой Чеченской республики Ичкерия Джохар Дудаев объявил о всеобщей мобилизации и о начале « священной войны с Россией за независимость».
1. 1 декабря 1994 года Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум, потребовав немедленно сдать оружие. Чеченские власти отказались выполнять это требование.
2.10 декабря 1994 года федеральные войска вошли в Чечню. Так началась первая Чеченская война.
1. «Я словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго,
Горит Чечня, горит и Дагестан,
Как в сорок третьем так горела Волга.
Ролик Первая Чеченская «Спокойная ночь» гр. Кино
2. 31 августа 1996 года представителями России и Ичкерии в городе Хасавюрте было подписано соглашение «О неотложных мерах по прекращению огня и боевых действий в Грозном и на территории Чеченской Республики». Российские войска полностью выводились из Чечни.
1.В августе 1999 года в должность главы правительства вступил В.В. Путин. Буквально через несколько дней чеченские боевики вторглись в Дагестан с целью провозгласить там исламское государство.
2.30 сентября 1999 года начался ввод Вооружённых сил России в Чечню. Началась вторая Чеченская война. Официально она называлась контртеррористической операцией на Северном Кавказе.
1. Чечня, Кавказ - особая боль каждого русского человека. Именно там, в «горячих точках», отдавали свой воинский долг выпускники нашей школы Дежкин Алексей, Емков Олег, Ефимов Александр. 
1.В Чеченскую войну двое щигровцев не вернулись домой, не дожили, не долюбили…
2. Всего несколько лет назад вот такие же мальчишки, сидели за партами в школе. Со смехом и шутками ходили на призыв в военкомат. Они уже никогда не смогут смеяться так же искренне и беззаботно как раньше. Они видели смерть своими глазами, они хоронили своих друзей, они погибали сами. Прожив такую, до обидного короткую, жизнь они заслужили своими поступками того, чтобы остаться в нашей памяти.
1. Родное лицо на мемориальной доске встречает и провожает нас каждый день. Александр родился 14 августа 1980 года, в 1987 году пришёл в первый класс школы №3, где уже учился старший брат Андрей. После успешного окончания школы Саша решает пойти на службу в ряды Российской армии. Ещё в школе у него было очень развито чувство долга, ответственности. Саша всегда был дисциплинирован на уроках и в работе. По складу характера Саша был добрый, внимательный, отзывчивый. Занимался в спортивных секциях, охотно участвовал во всех школьных праздниках. В разговорах всегда говорил, что пойдёт служить в армию, чтобы проверить свой характер.
2.26 октября 1998 года Ефимова Александра призвали на службу в Северо-Кавказский военный округ. Саша добросовестно нёс военную службу, участвовал в боевых операциях. 13 сентября 1999 года Саша погиб, исполняя свой воинский долг. Ему было 19…
В мае 2013г. на здании школы была открыта мемориальная доска выпускнику школы, человеку чести и долга Ефимову Александу.
1. Где только нет сынов твоих, Россия!Они сражались, побеждая зло...В Отечественной скольких покосило,В войне афганской сколько полегло?!Пусть не сопоставимы эти войны,И не сравнима численность потерь,Но сыновья отцов своих достойны.Они лежат в одной земле теперь...Какая вера и какая силаИх повела в последний смертный бой?..Между прошлым и настоящим Лежит пространство под названьем БОЛЬ.
Ролик «От героев былых времён» дети выходят со свечами.
2.В память о героях, с честью выполнивших свой воинский долг, возложить цветы к братской могиле погибших воинов, мемориальной доске Герою Советского Союза Ушакову Михаилу Филипповичу, мемориальной доске Ефимову Александру Сергеевичу.
2.Из года в год, изучая историю войн, в которых участвовала наша страна, мы знакомимся с новыми и новыми ее героями.Мы рассказали сегодня о судьбах простых парней, которые честно выполнили свой долг, служили Отечеству.Кто-то из них вволю хлебнул лиха в годы Великой Отечественной. Кого-то опалила война в Афганистане и Чечне.У каждого поколения своя война, но боль общая, и гордость общая за своих сыновей.Кто они для нас? Герои! Так кто же он- герой?
3. Рефлексия.Ребята давайте все вместе попробуем составить портрет героя.
Синквейн
1.ГЕРОЙ – 1 сущ.
2.Бесстрашный, мужественный – 2 прил.
3.Защищает, борется, громит – 3 гл.
4.Смелого пуля боится, смелого штык не берёт. – выражение 4 слова 5.Патриот- 1 сущ.
1.Время героев, обычно ты кажешься прошлым: Главные битвы приходят из книг и кино, Главные даты отлиты в газетные строки, Главные судьбы историей стали давно. 2.Время героев, по самому высшему праву, Ты подарило далеким и близким годам Доблесть, и славу, и долгую добрую память. Время героев, а что ты оставило нам? 3.Ты нам оставило ясное небо Отчизны, Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе, Ты нам оставило самое главное в жизни — Радость работы на мирной, счастливой земле.
1.Уважаемые гости, ребята,спасибо за внимание. Просим вас оценить наш проект. Вы все получили звёздочки опустите её в соответствующий кармашек.
Из года в год, изучая историю войн, в которых участвовала наша страна, мы знакомимся с новыми и новыми ее героями: партизанка Зоя Космодемьянская, летчик-истребитель Александр Покрышкин, стрелок – автоматчик Александр Матросов. Они совершили подвиг во имя светлого будущего. Их знают все, их помнят, их именами называют улицы, им возводят памятники. А если подумать, о скольких героях нам не суждено узнать? Кто он – герой войны?
Он – простой солдат, рядовой или рангом повыше. Его именем не называли переулков. Возможно, его семья так и не узнала, где его могила. Или в лучшем случае его фамилия мелькнула в тысяче других на стеле «Мы вас помним». Солдат, чья жизнь стала крохотной лептой в деле освобождения страны. Солдат, чья смерть осталась незамеченной в бешеном грохоте разорвавшихся снарядов. Однако, это не умаляет его подвига. Он, стиснув зубы, шел на врага. Он бился до последнего вздоха. Он, корячась от боли, выгрызал мирное и счастливое будущее своих детей.
Кто это был? Возможно 14-летний мальчишка-партизан, ловко заманивавший врагов в ловушку, или 25-тилетний парень, только что оставивший свою жену и новорожденного ребенка, зная, что возможно их больше не увидит. Возможно, и зрелый отец семейства, воюющий рядом со своими сыновьями.
Мы никогда не узнаем этого наверняка, как не узнаем их имена. Они останутся лишь сухой статистикой потерь, которую умные ученые составят чуть позже, а то и вовсе растворятся в безликих цифрах. Но мы знаем, что они тоже – герои! Они никогда не исчезнут из сердец и памяти своих близких. А мы всегда будем благодарны им, ведь честно выполнять свой воинский дог, до последнего оставаясь верным присяге – это и есть настоящий подвиг!!!