Конспект классного часа на тему Имею право 3 класс


Тема урока: «Имею право. Права детей» (занятие проходит в виде игры – соревновании по группам)
Цель: формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление
с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: компьютер,
Орг момент.
Актуализация знаний .
Просмотр отрывка из мультфильма «Смешарики. Азбука права»
Включается отрывок из мультфильма «Смешарики. Азбука права»
4. Самоопредел-е к деятельности
1)Беседа.
Итак, какая же тема нашей сегодняшней встречи? (права ребёнка)
Правильно, тема «ПРАВА РЕБЁНКА».
Настало то время, когда вы стали практически взрослыми. Каждый день вы узнаёте что-то новое. Родители доверяют вам, у вас появилось больше свободы: вы самостоятельно ходите в школу, магазин, спортзал... Но свобода предполагает наличие определённой ответственности и дополнительных знаний. Знания, которые пригодятся вам в течение всей вашей жизни. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир взрослых людей, мы подумаем и постараемся найти решения для тех или иных поступков, а также возможными последствиями; вы поймёте, как вести себя в различных жизненных ситуациях, узнаете, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона. Ведь ПРАВО существует для того, чтобы все мы жили в согласии, и всегда отстаивали наши справедливые интересы.
Ну и для того, чтобы наше сегодняшнее занятие прошло плодотворно, мы разделились на группы.
Какие названия команд у нас представлены? (Сев. Америка, Юж. Америка, Австралия, Евразия , Африка).
Как вы думаете почему мы назвали так команды?
Мы живём на планете Земля. На нашей планете 6 континентов. Какие? (дети называют).
Какой континент не представлен?(Антарктида)
Почему? (Не живут там люди). Верно!
Давайте разместим эти континенты на нашей планете.(дети размещают на макете континенты)2 мин
На континентах живут люди: взрослые и дети.
Чем различаются эти люди?(одеждой, внешностью, традицией, обычаями, речью…)1 мин
5. Работа по теме урока
Как только люди появились на Земле, у них стали возникать вопросы:
- Что люди могут делать и что не могут?
- Что они обязаны делать и что не обязаны?
- На что они имеют права и на что не имеют?
Права человека существовали уже в Древней Греции и Древнем Риме и закрепляли ценность закона и законности.
С развитием общества изменялись государства, менялись законы.
И вот однажды в 1948 году 10 декабря в г. Лейк-Саксесс в США штат Нью-Йорк (это было после Великой Отечественной войны), когда миллионы людей пострадали от тех тяжёлых и страшных событий , когда взрослые и дети голодали в трудное послевоенное время, представители разных стран со всех концов Земли собрались вместе. Кто-то приехал из Австралии, кто-то из Северной или Южной Америки, кто-то из Африки, кто-то прибыл из Евразии с севера и юга, из богатой страны и бедной, здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Но всех их объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. После долгих обсуждений они приняли Закон, где указан список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
ЗАКОН
Что же это такое – закон? (ответы детей)
(На доске)
- Законы – это правила, которые устанавливает государство и которые должны выполнять все граждане страны.
Закон, который подписали представители всех участвующих государств, называется Декларация прав человека. В этой декларации правительства обязались добиваться, чтобы все люди — богатые и бедные, сильные и слабые, мужчины и женщины, независимо от расы и вероисповедания, были равны.
Декларация прав человека
(На доске)
Декларация прав человека – это рекомендованный для всех стран-членов ООН документ.
А что такое «право» или «права»? Как вы думаете? (дети отвечают) 1 мин
Сейчас мы поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Я буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.

Игра «Разрешается – запрещается
Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят,
смотрят- удивляются.
Слушать мнение ребенка
конечно(разрешается).Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенкаСтрого (запрещается)С мамой дети должны жить,Не грустить и не тужить –
Это (разрешается).Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается)

Рисовать и петь учиться,Если заболел – лечиться,Это – (разрешается).Много трудится ребенок,Мало у него силенок,Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить –Это (разрешается).Когда слабый горбит спину,Перед сильным преклоняется.Быть рабом у господинаСтрого (запрещается).
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова) (слайд 7)
ПРАВО
(на доске)
Как и каждое состязание, начнем с разминки.
Я буду читать утверждение, если оно на ваш взгляд верное, команда поднимает красный флажок; если же утверждение неправильное, вы должны поднять синий флажок. Договорились?
У меня есть право на собственное имя (право на собственное имя).
Каждый ребенок имеет право жить в семье (право иметь семью).
У меня есть право не ходить в школу, когда не хочется.
Я имею право жить в мире (право на жизнь).
Если я заболею, ко мне должен прийти врач (право на медицинское обслуживание).
Я имею право смотреть телевизор весь день.
Каждый ребенок имеет право учиться в школе (право на образование).
У меня есть право на отдых (право на отдых).
Детей нельзя заставлять помогать по дому.
Все дети имеют право на жилище (право на жилище).
Я не имею права участвовать в выборах Президента до тех пор, пока мне не исполнится 18 лет (право на участие в выборах с 18 лет).
Я имею право на собственное мнение (право на собственное мнение).
Никого нельзя лишать свободы (право на свободу).
(Таблички с правами вывешиваются на доску).
Разминка прошла успешно, правильные утверждения перед вами, вы можете еще раз ознакомиться со своими правами!
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
Есть ли права человека у детей? (дети отвечают)
Существуют ли документы, где прописаны права ребёнка?
Дети имеют те же права, что и взрослые. Однако дети нуждаются в особой защите.
Конвенция о правах ребёнка
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка. Она призывала к добру и справедливости по отношению к детям.
На доске
20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.
В Конвенции о правах ребенка 1989 года излагаются индивидуальные права, которыми должны обладать все лица в возрасте до 18 лет для полного развития их способностей. При этом они не должны испытывать голода и нужды и должны быть окружены вниманием и заботой. Конвенцию о правах ребенка приняли большее число стран, чем любой другой договор по правам человека. По состоянию на март 2011 года участниками Конвенции были 190 государства 
Чем же отличается Конвенция от Декларации?
Декларация является призывом к народам и государствам соблюдать записанные в ней положения.
Конституция
А Конвенция, если она подписаны представителем государства, то является обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.
Главный закон нашей страны – это Конституция
(На доске)
Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года.
Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.
Независимо от национальности, от цвета кожи, от места, где ребёнок проживает, каждый ребёнок имеет равные права.. Разместите рисунки детей на планете.
Задание: Каждая команда выбирает право ребенка ( прикрепляет на доску) и находит соответствующий рисунок .
Задание: каждую картинку поместить около соответствующей статьи, в которой говорится о правах детей (приложение №1)
Карточки с правами и обязанностями
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Дети имеют право говорить на своём языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
ОБЯЗАННОСТИ
Кроме того, что дети имеют права, у них есть ещё и обязанности. Что такое обязанности?
(на доске)
Обязанности – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова)(слайд 24)
Как вы думаете, какие ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ?
Обязанности ребенка:
Соблюдать законы;
охранять природу;
защищать Отечество;
заботиться о родителях;
получить образование.
Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять
•соблюдать Устав Школы
•соблюдать правила внутреннего распорядка работы Школы
•добросовестно учиться
•бережно относиться к имуществу Школы
•уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Школы
6.Физкульминутка
Сейчас вы должны определить, если называется право- вы прыгаете и хлопаете, а если обязанность -стоите смирно
7. Закрепление изученного материала
Следующее задание: У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.
Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети.
1 КОМАНДА:
Э.Успенский "Разгром"
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
КОМАНДА:
Я без шишек и царапин
Не могу прожить и дня.
У меня характер папин –
Лезет драка из меня.
Пять минут сидел я тихо,
Рисовал людей, дома…
Только драка, свистнув лихо,
Снова вылезла сама!
КОМАНДА
Было раз - разбил я чашку,
Все свалил на брата Сашку.
Только мама как-то сразу
Не поверила рассказу.
Мне досталось не за чашку -
За обиженного Сашку.
КОМАНДА
Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!
КОМАНДА
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
Следующее задание.
Каждая команда получает задания с ситуациями из сказки, в которые попали сказочные герои. Вы должны обсудить и дать ответ, какие права героя были нарушены?
Ответы на вопросы литературно-правовой викторины (слайды 14-17)
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».) Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)     Мультфильм «Золушка» (мачеха не пускает Золушку на бал). Какое право Золушки нарушено? (Право на отдых).
Сказка «Морозко» (мачеха выгоняет Настеньку, заставляет увезти ее в лес). Настеньку выгнали из дома, какое право нарушено? (Право на жилище).
Мультфильм «Дюймовочка» (фрагмент, когда жаба утащила Дюймовочку). Дюймовочку лишили приемной матери, нарушив ее право…(право на семью).
Мультфильм «Бременские музыканты» (фрагмент, когда король закрыл принцессу в комнате). Принцессу лишили свободы, нарушили право… (право на свободу).
«Приключения Буратино» (Мальвина заставляет Буратино учиться). Какое право помогает Мальвина осуществить герою? (Право на образование).
«Новое платье короля» (мальчик кричит «А король-то голый»). Все люди твердили о красивом, новом платье, только мальчик смог сказать правду. Какое свое право он осуществил? (Право на собственное мнение).
Конкурс «Песня о правах» (слайд 18 – 22)
1 команда:
«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.) 2 команда:
«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)
3 команда:
«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)
4 команда:
«Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) .
(Право пользоваться благами, право на отдых )
5 КОМАНДА:
«Солнечный круг» (музыка , слова )
(право на семью, право на мир)
6. Подведение итогов беседы. Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитываю вам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить. Правильные ответы будут засчитываться нашим жюри.
Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).
Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).
Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).
Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
Молодцы! Просим жюри дать оценку.
- Каждый человек имеет право на то, что является самым важным для него, - это право на жизнь и её охрану, право на охрану здоровья, чести и достоинства, право жить в мире, среди своих близких, в своей родной стране и в случае необходимости пользоваться её защитойСоблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.