Методическая разработка открытого воспитательского часа по правовому воспитанию подростков в коррекционной школе 8 вида.


БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии.
Открытый воспитательский час воспитателя 1 категории Камитовой С. В. на тему:
« Подросток. Правонарушение . Ответственность.»
Актуальность:
Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;
Задачи:
Обучающие:
- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их  с видами правонарушений.    
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
Коррекционно-развивающая:
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
воспитательные:
-воспитывать ответственное отношение к закону.
ХОД:
-Добрый вечер ребята и уважаемые гости.
Начнём наш воспитательский час с просмотра небольшого фильма.
(СЛАЙД 1)
- Ребята, вы просмотрели фильм, о чём он?
- Как по- вашему, что они совершили? (Правильно они нарушили закон)
-От таких преступлений и проступков страдают окружающие и в первую очередь ваши близкие. Ведь не зря говорят «Закон существует для пользы человечества»
(СЛАЙД 2)
И тема нашего воспитательского часа «Подросток. Правонарушения. Закон.»(СЛАЙД 3)
Давным-давно, на Земле появились люди и с ними появились важные вопросы: Что люди могут делать и    чего не могут?
Дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о законе. Тема выбрана не случайно. Представьте себе, человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но, если у него есть компас – он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – придется надеяться на случай. Закон – это тот же компас. Он показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.
Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки . Для этого нужно знать закон и соблюдать его. Постараемся разобраться насколько хорошо мы их знаем.(СЛАЙД 4)
-Ребята, как вы понимаете слово «ЗАКОН»? (ответы детей)
-ЗАКОН – нормативно-правовой акт(документ), содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни.
-Есть ли в нашем государстве закон? (Ответы)
-В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? (Ответы детей)
Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
- А кто принимает законы?
(Законы принимает правительство)
- Для кого эти законы издаются?
(Верно, соблюдать законы обязан каждый гражданин)
Что вы понимаете под словом «ПРАВО»? (Ответы)

(Правильно, это правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством) -Кто же  считается подростком?(Ответы детей)
Несовершеннолетними считаются лица, которым исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 .
Самые безрассудные поступки происходят в подростковом, как раз в вашем возрасте . Бывают такие ситуации, что не успев ещё почувствовать радости жизни, человек совершил правонарушение и оказался в кабинете следователя со словами: «Я не хотел, я не знал!» И с трудом начинает понимать, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не мамина, не папина, не педагога, а его ответственность.
-Ребята, как вы думаете, что такое «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»? (Ответы)
-ОТВЕТСВЕННОСТЬ- это необходимость отвечать за свои поступки, способность человека сознательно выполнять все правила поведения и соблюдать закон.
-Как вы думаете, незнание законов освобождает человека от ответственности? (Нет) Значит, мы должны знать законы!
Ответственность перед законом наступает при совершении какого-либо правонарушения. Давайте разберёмся, что это такое правонарушение и какие правонарушения бывают.
-попробуйте объяснить это слово. ( Ответы)
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это действие, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
(Если право –правила по которым живут люди, то правонарушение –нарушение этих равил)
Рассмотрим виды правонарушений. Они бывают различными по степени тяжести, т.е. по степени опасности и вреда для общества.
Преступление – это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Проступок – это все остальные правонарушения, т.е. -нарушение правил поведения, вызывающее поведение
И преступление, и проступок являются нарушениями закона. В обоих случаях человек , их совершивший – правонарушитель.
«Каково твоё деяние, таково и наказание», - говорили древние.
Как вы думаете, что они имели в виду?" (речь идет об ответственности за правонарушения). Существует несколько видов ответственности , давайте рассмотрим их.
Уголовная ответственность (Уголовное правонарушение)– самый строгий вид
ответственности.
(СЛАЙД 5)
Она наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления – с 14 лет:
- Как вы думаете, какие преступления к ней относятся?
убийство;
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
похищение человека;
изнасилование;
кража;
грабеж;
разбой;
вымогательство;
угон транспортного средства;
умышленное уничтожение или повреждение имущества;
терроризм ;захват заложника;
ложное сообщение об акте терроризма;
хищение оружия, наркотиков;
приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
За такие преступления можно легко оказаться на скамье подсудимых и даже лишиться свободы. Имейте это ввиду.
А теперь перейдём к следующему виду ответственности:
(СЛАЙД 6)
Административная ответственность (правонарушения)
К ней относятся проступки: мелкое хулиганство:
Нецензурная брань в общественных местах
Оскорбительная приставания к гражданам
Уничтожение или повреждение чужого имущества
Нарушение правил дорожного движения
Нарушение противопожарной безопасности.
Проезд без билета в автобусе
Употребление спиртных напитков в общественных местах
Появление в состоянии алкогольного опьянения
Административный штраф, или административный арест на срок до 15-и суток.
Подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, », - говорят они когда им приходится отвечать за это. Нет, это не шалости, не мелочи. Стоит только задуматься о последствиях таких проступков и станет понятным, что в результате их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты , за которой – преступление
И следующий вид- (СЛАЙД 7)
Дисциплинарная ответственность ,(Правонарушение)
Такие проступки:
нарушение трудовых обязанностей :-прогул без уважительной причины
-опоздания на работу
-опоздание и пропуски школьных занятий
Наказание-выговор, штраф, увольнение , исключение из школы. Старайтесь не пропускать занятия, не опаздывать, чтобы и в будущем так же ответственно относиться к работе.
Мы с вами рассмотрели виды ответственности, предлагаю разобрать несколько ситуаций и определить, какому виду они относятся.(разбор ситуаций)
(СЛАЙД 8-9)
Вывод: Молодцы ребята, разобрались в данных ситуациях и уже умеете определять виды правонарушений. Вернёмся к фильму, который просмотрели вначале: вспомните какие виды правонарушений совершили подростки:
1)Правильно, распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественном месте. К какому виду ответственности это относится? (Это административное правонарушение .Не забывайте, если нет 18 лет, то ответственность несут родители, за это предусмотрено наказание- денежный штраф.
2) Устроили драку, это можно рассматривать как умышленное причинение вреда здоровью. Какое это правонарушение (Уголовное. Ответственность наступает , как мы говорили с 16 лет) Вроде бы простая драка, а уже уголовная ответственность.
3) Кража телефона- какой вид правонарушения здесь? (Правильно, уголовное. Это преступление – наступает уголовная ответственность с 16 лет.
Очень хочется надеяться, что вы не окажетесь героями таких вот правонарушений. А как вы думаете, каковы причины этих поступков? Остановимся на этом. У меня для вас задание:
на карточках отрицательные и положительные причины, выберите те, которые приводят к правонарушениям.
- пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;(Как ты думаешь, почему это может послужить причиной для правонарушения?)- стремление к праздному времяпровождению;- безнаказанность;- зависть; - жадность;- невысокий материальный достаток семей; - безработица;- нежелание работать;- неуверенность в завтрашнем дне;- стремление легко разбогатеть,
- неблагополучная семья; - незнание законов;- вредные привычки
-Молодцы, посмотрим, что осталось на доске
- ответственное отношение к учебе, знаниям; (почему ты так считаешь?)- дисциплинированность;- общение с искусством, природой;- доброта, милосердие, сострадание;-честность;
-сила воли;
-знание законов;- различные увлечения (чтение, компьютер, спорт).
К сожалению, вы тоже очень часто оказываетесь в ситуации выбора: взять чужое или не брать, солгать или сказать правду, ударить того , кто послабее или сдержаться, всё зависит от вас самих.
А сейчас ребята, я попрошу вас сформулировать свой самый главный и самый важный вывод, к которому вы пришли на сегодняшнем занятии.
(СЛАЙД 10)
Мы пришли к выводу:
Чтобы не совершить правонарушение, нужно знать законы.…
Сегодня мы поняли, что самое важное для подростка – это соблюдать законы…
Подведение итогов классного часа

Мне хочется, чтобы не только знание законов, но и мораль, нравственные нормы, стали для вас нормой. И пусть ваша совесть станет стражем вашей порядочности. Мне очень хочется верить, что вы будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям. Спасибо за работу.
(СЛАЙД 11)