Конспект урока по литературному чтению. Борис Степанович Житков «Храбрый утенок». (2класс)


Тема: Борис Степанович Житков «Храбрый утенок».
Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством Б. Житкова и с новым произведением.
Задачи:
- образовательные: организовать восприятие и осмысление текста учащимися.
развивающие: - формировать умения выразительного чтения, определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
воспитывающие: -содействовать воспитанию в детях чувства сострадания ,жалости к слабым, прививать чувство заботы о них;
-способствовать толерантному отношению между детьми, сплочению классного коллектива;
-прививать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: воспринимать на слух прочитанное, использование разных видов чтения, определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, овладение действиями сравнения,обобщения; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оценивать свой ответ, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве,готовность слушать собеседника и вести диалог.
Методы и формы обучения: Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки, аудиозапись, физкультминутка,
Учебник: Л.Ф. Климанова Литературное чтение. 2 класс.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Учитель: А работать на уроке мы будем под девизом, давайте его прочитаем вместе:
Девиз урока: ( Слайд 1. ) В книге ищи не буквы, а мысли.
II. Постановка цели и задач урока.
Учитель. – Начинаем трудиться и удивляться от прочитанного.
Проверка домашнего задания.
-А для этого отгадаем загадку…
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. [1]
-И кто же это такой? (Ёж)
- В каком рассказе мы встречались с этим героем? («Страшный рассказ»-Сейчас проведём игру « Да-нет»
Если правильно- ставим +, а если нет, то - (Задание №1)
Каждое задание по карточке оценивается 1 баллом
Мальчиков звали Петя и Шура? (Да)
Без мамы и папы дети не могли уснуть? (Да)
По стенке ползали тараканы? (нет)
В углу свернулся ёжик? (Да)
Дети дали ему яблок? (Нет)
Ёжик прожил всё лето? (Да)
- А теперь проверим. (Слайд № 2 ) Самооценка.
Учитель. Если вы ответили на все вопросы, то поставьте 1 балл.
(Работа в парах). - Учитель. Молодцы. С этим заданием справились. Но это не все испытания, которые вам надо пройти. Сейчас мы продолжим работать в парах. Представляете, пока наш ёжик пугал мальчишек, то в доме на полке авторы и их произведения перепутались. Для этого возьмите карточки, где написано задание 2. Соедините стрелочкой автора произведения с названием произведения, которое он написал.
Чарушин «Кошкин щенок»
В. Берестов «Страшный рассказ»
Б. Житков «Жила-была собака»
И. Пивоварова «Храбрый утенок»
Учитель. – Давайте проверим. «Кошкин щенок»-(В. Берестов.(Слайд 3 ).
Учитель. – «Страшный рассказ»..? .( Чарушин).
Учитель. – Стихотворение «Жила-была собака».( Ирина Пивоварова).
Учитель: Что объединяет все эти произведения? ( о животных)
Учитель. - Какое произведение нам незнакомо? ( «Храбрый утенок».) (Слайд 4)
Учитель. - Не читая, давайте предположим, о чём мы узнаем в этом рассказе? Для этого вам в помощь слова, прочитайте эти слова и скажите, какое содержание. (Слайд 4)
Утёнок двор хозяйка убежали
Утята еда тарелка испугались
Учитель. – А вот верны ли ваши предположения, узнаем позже.
Но сейчас, перед чтением, определим для себя задачи на урок, используя опорные слова: приём «Домысливание»(Слайд 5) - Познакомимся...  (с биографиейБ. С. Житкова и рассказом). – Будем учиться ..( выразительно читать произведение «Храбрый утёнок»). - Анализировать... (Героев и их поступки) Учитель. –Правильно, мы будем читать рассказ, определять главных героев, описывать их характер и поведение.
111 Изучение новой темы урока.
1. Рассказ о творчестве Б. С. Житкова.   Учитель. – Мы знаем, какое произведение будем читать. А сейчас мы начинаем знакомиться с творчеством писателя, а вы будете мне помогать. (Слайд 6)
Составление «Кластера»: \ Приложение 1\
- Скажите, так кто автор рассказа? (Житков)
- Назовите профессии, которыми овладел писатель?( Был рыбаком, охотником, строиn корабли, был капитаном и дрессировщиком животных)
- Назовите рассказы Житкова.(«Про слона» и т.д.),
- О чём писал автор? (о животных) [2]
Учитель. Житков писал о животных, а так же о людях разных профессий. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Всё это вы можете узнать из книг, которые у нас находятся на выставке  (Слайд 7). Если вас заинтересуют рассказы Житкова, то можно взять в нашей школьной библиотеке . [ 2] \Приложение2\
Учитель. Молодцы, вы мне очень помогли и много узнали о писателе . Сейчас выполните 3 задание. Посмотрите, к нам пришли гости, а кто они сейчас мы узнаем. Для этого отгадайте загадки.
Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто …(стрекоза)

Пушистый матросик,
Лопаточкой носик
На ножках коротеньких -
Красные ботинки. (Утенок) [3]
\Приложение 3\
- Учитель. –Давайте проверим ваши ответы. Назовите героев нашего произведения. (Стрекоза, утёнок) (Слайд 8)
Учитель. Итак, мы знаем, кто пришёл к нам в гости. Начнём знакомство с героями, но для этого пускай отдохнут наши глазки.
Физкультминутка для глаз. (Слайд 9 ) [4] .Словарная работа.
Учитель. - Для того чтобы лучше понять содержание рассказа, объясните значение трудных слов. (Слайд 9)
Хозяйка (о женщине у которой везде порядок .)
Рубленые яйца (мелко нарезанные.)
Храбрец (мужественный и решительный , смелый.)
Стрекотала (звуки, напоминающие треск.)
Учитель. – Молодцы! Итак, стрекоза и утенок приготовились рассказать вам интересную историю. А эта история однажды произошла с ними. А написал её известный писатель Борис Степанович Житков.
3.Работа с учебником.
Учитель. - Сейчас вы прослушаете произведение. И мы после чтения проверим, подтвердились ли ваши предположения.
(Слушанье аудиозаписи Слайд №10) [5]
Учитель. Ну а теперь скажите, так что после услышанного подтвердились ваши предположения? (Действительно этот рассказ о храбром утенке. ) Учитель. – А чего вы не ожидали? (Что утёнок так может поступить. ) (Учитель. - Какие чувства вы испытывали, слушая произведение? (волнение) Учитель. - Почему? (переживали за утят , и за утенка) Учитель. В рассказе, встречаются трудные слова для чтения. Для того чтобы вам было легче читать, мы прочитаем слова по слогам. (Читают хором).    (Слайд 13)                 
               руб-ле-ных –
               стре-ко-та-ла –
               рас-ска-за-ли –
               ис-пу-га-ешь-ся –
               за-жуж-жа-ла –
               по-ло-ман-ным –
Чтение текста по частям, оглавление каждой части, обсуждение.
Учитель. Сейчас мы будем читать текст и давать заглавие каждой части. Начинаем читать текст и до слов…уходила
Учитель. Как озаглавим эту часть? («Кормление». Слайд №13) \ Приложение4\
- Скажите, как хозяйка кормила утят? (ставила тарелку и уходила)
Учитель. Продолжаем читать дальше…и до слов.. .ложились спать.
Учитель. Какое заглавие дадим этой части ? ( «Злая стрекоза» Слайд №14) -Ответьте, кого утята боялись? (Стрекозу) [7] \Приложение5\
-Почему они её боялись? (Она стрекотала)
Учитель. Читаем дальше… до слов…и побежишь. \ Приложение 6\
Учитель. А какое заглавие в этой части? ( «Обещание». Слайд № 15)[8] - Кто пришёл в гости к утятам? (Утёнок )
- Что он им пообещал? (Пообещал прогнать стрекозу)
Учитель. Читаем дальше…до слов улетела…
Учитель. Озаглавим следующую часть. («Спасение». Слайд №16) [9]\Приложение 7\- Обещание Алёша выполнил? (Да)
- Как ему это удалось? (Алеша схватил ее клювом за крыло).
Учитель. Заканчиваем читать..Учитель. Озаглавьте часть. ( «Благодарность». Слайд № 17 ) [10]
- Посещала ли стрекоза их ещё раз? (С тех пор она никогда не прилетала)
Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа. 1.Беседа.
Учитель. - Понравилось произведение? - Какой эпизод вам больше понравился? И почему. - Как вы думаете, правильно ли утенок Алеша поступил, заступившись за утят? (Да)
( Работа по карточкам)
Учитель. Да, нам понравилось произведение и особенно герои. А сейчас выполните задание 4. Давайте опишем утенка Алешу и стрекозу, используя слова и соединяя стрелками – 1балл
Утёнок
(Храбрый, смелый, выполнил обещание, держит слово.Стрекоза
Злая, прожорливая, наглая
Учитель. Проверяем. (Слайд 18 ) Так какой герой вам больше нравится и почему?
Учитель. Давайте попробуем назвать произведение Б.Житкова по жанру. Как вы думаете -это рассказ или сказка? (Да это сказка)
- А какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (Герои разговаривают)
Учитель. – А так, как наши герои говорят, то наша героиня стрекоза приглашает на зарядку.
Физминутка [11Закрепление изученного материала.
А) Индивидуальная работа с карточкой.
Учитель. –Отдохнули. А сейчас наши герои хотят проверить, были ли вы внимательными, когда читали. И предлагают вам выполнить интересное задание. У вас у каждого на столах карточка № 5 . Соотнесите заголовки текста и картинки, соединив стрелочкой в правильной последовательности события, происходящие в рассказе.
1.
. 2
3.

5.
Хозяйка кормит утят.
Утята боятся стрекозы.
Смелое обещание утёнка.
Алеша прогоняет стрекозу.
Угощение для спасителя.
Б) Проверка выполнения.
Учитель. Давайте проверим. (Правильный вариант ответа. Слайд №19)Учитель. – Обратите внимание, у нас получилось два плана. Один словесный, а второй картинный. Чем они похожи? ( количество частей и событий.)
Учитель. - Чем различаются? ( иллюстрациями, заголовками.)
Учитель. - Какой план вам больше удобный? Почему?(Картинный-последовательно).
Учитель.- Молодцы. Так для чего нужен план? (пересказать текст).
Учитель. Ну а теперь попробуем по картинному плану пересказать нашу сказку. (Пересказ)
Выборочное чтение
Учитель – Молодцы. У нас и это получилось. А сейчас найдите и прочитайте эпизод, как утята испугались стрекозу.
Учитель. – Найдите отрывок, где дал Алёша обещание маленьким утятам.
Учитель. - Сколько героев в этом эпизоде? . – (Автор, маленький утенок Алеша, и утята.)
Учитель. - Какая интонация при чтении слов утёнка Алёши? ( Смело, важно)
Учитель. - А слова утят как прочитаем? ( Испуганно.)
Учитель. – Мы сейчас в лицах прочитаем этот отрывок. Слова утят читать будете вы, а слова автора учитель.
(Чтение в лицах)
Учитель. –Справились и с этим заданием. Послушайте и скажите кто же это такой?
Вот такая стрекоза,
Как горошины глаза.
Народ местный испугался,
Лишь один храбрец остался.
Учитель. – Кто же этот храбрец? ( - Утенок.)
Учитель. – Найдите отрывок, который подтверждает победу утенка?
- Кто нашел и может прочитать?
Учитель. – Расскажите, как же отблагодарили утята. Алешу?
В) Работа с пословицами.
Учитель. – Молодцы ребята! О смелости и храбрости народ придумал стихи, поговорки, пословицы.(Слайд 20 .) - Прочитайте пословицы и объясните как понимаете?
Храбрец в день битвы познаётся.
ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.[12]
Учитель. - Объясните слово «крах»? (Неудача, провал.)
Учитель. - К какому герою можно соотнести первую пословицу? ( Утенку Алеше.)
Учитель. - К кому можно соотнести вторую пословицу? (.- Утятам).
Учитель. – Почему вы так думаете?( Потому что утята, боялись и оставались голодными)
Учитель. –Каждый человек, а особенно ребёнок может чего-то бояться. Некоторые боятся больших собак. Другим страшно оставаться дома. А есть, которые боятся отвечать на уроке. Преодолеть страх, победить его- это очень важно для каждого человека. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх.
- Так какая же главная мысль рассказа? ( Не боимся. Преодолеваем свои страхи. Помогать друзьям, заступаться за слабого.)Учитель. – Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Давайте посчитаем, сколько баллов набрала каждая пара. (Итог)
Учитель. Так какую сказку мы читали ? (Храбрый утенок)
V. Итог урока. Рефлексия.
- Кто автор рассказа- сказки? (Борис Житков)- Надо ли было утятам бояться стрекозу? (Стрекозу бояться не стоило)- Чему научились у Алёши? (Выручать друзей из беды и преодолевать свои страхи). Учитель. – А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Свеча». Мы встанем, будем передавать свечу друг другу с пожеланиями , каким должен быть человек.
Учитель. И на завершение продолжите фразу..(Слайд 21 ) Сегодня на уроке я узнал …..
Мне показалось интересным.
Меня удивило…..
Я хочу похвалить …., за ……
Учитель. Наши герои очень благодарны вам за урок.
Дом. задание. Открываем дневники и записываем задание. Стр. 139- 141 пересказывать рассказ.
Ссылка.
1 http://nova.rambler.ru/search?query
2. http://go.mail.ru/search?q
3.http://nova.rambler.ru/search?query4 vahnenko.ucoz.net/load/...
.5 http://vseskazki.su/rasskazi-boris-zhitkov/khrabryj-utenok.html6 http://go.mail.ru/search_images?gp7,8.9,10=http://go.mail.ru/search_images?gp
11 http://wikibit.me/video/SAWr-KZhD0E
12.http://flaminguru.narod.ru/poslhrab.htm.
Приложение
1.
2.
3
4
5
6
7
8