Конспект урока по литературному чтению на темуБ.Житков Храбрый утенок (2 класс)


Урок литературного чтения 2 класс.
Тема: Б. Житков « Храбрый утёнок»
Цели: создать условия для:
развития умения сравнивать содержание двух произведений ;
развития креативности;
воспитания уважительного отношения к книге.
Ход урока:
Самоанализ урока:
Я работаю по программе «Гармония» 5 год. Идея курса состоит в том, что ребёнок развивается ГАРМОНИЧНО в процессе обучения. Это выражается в направленности на формирование мировоззрения детей посредством отбора произведений и, второе, развитие творческих способностей детей посредством подбора заданий. Курс «Литературное чтение представлен учебником «Литературное чтение» для 2 класса, который носит название «Любимые страницы»
Показанный урок стоит 3 в разделе «План и пересказ».
Тема урока «Б. Житков «Храбрый утёнок». При проведении учебного занятия ставилась следующая 3-единая цель создать условия для:
- развития умения сравнивать содержание двух произведений
-развития креативности;
-воспитания уважительного отношения к книге.
Я попыталась показать на уроке, в чём особенность этого учебного курса.
Из программы «Гармония я выделила некоторые положения, которые, я попробовала отразить на уроке.
В плане развития «Читательских умений» - выбор наиболее точного заголовка, проверка по содержанию учебника, работа с обложкой книги (умение работать с книгой), озаглавливание ил-ций (сознательность чтения), умение передавать эмоциональный тон персонажа (выразительность чтения).
«Литературоведческая пропедевтика» - накопление базы жанровых литературных впечатлений, внимание к персонажу, как к основному образу эпической литературы.
«Развитие творческих способностей» - освоение чтения по ролям, словесное описание сюжетного момента.
В начале каждого урока проводится разминка рече-двигательного аппарата.
В методических рекомендациях автор учебника пишет «при любой возможности приносите в класс детские книги и привлекайте к этому детей», необходимости включения принесённой книги в процесс обучения, причём на различных этапах работы с текстом. Это можно было увидеть в конце урока - работа с обложкой . Это позволяет на расширить круг чтения детей.
Первичное знакомство желательно должно происходить самостоятельно, но это зависит от читательских умений уч-ся. В данном случае, первичное чтение осуществлялось чтение вслух хорошо читающими детьми.
При анализе произведения автор Кубасова предлагает использовать традиционные виды работы, но направленность на опору на жизненный опыт учащихся и развитие творческих способностей. Дети выполняли творческое задание – словесное описание сюжетного момента.
Я делаю вывод, что урок своей цели достиг, и мне также удалось показать вам некоторые методические приёмы курса «Литературное чтения программы «Гармония».
1.Организация класса.
2.Речевая разминка.
В начале урока, как и в начале каждого урока литературного чтения, мы проведём разминку. Откройте учебник на странице 82. Прочитайте задание № 1. Прочитаем хором.
Прочтите задание по № 2. Первую пару слов читает , вторую читает, остальные следят глазами по тексту.
Прочитаем задание № 3. Каждый самостоятельно читает про себя пару слов. Покажите, как вы прочитали эти слова.

3.Вступительная беседа.
- Сегодня мы прочитаем произведение замечательного автора, путешественника, объехавшего всю Россию и побывавшего в других странах. Человека, который сменил несколько профессий и всюду, достигшего мастерства. Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком. И, понятно, что человек с такой богатой биографией не мог не стать писателем.
Имя этого человека – Борис Степанович Житков.

4.Первичное чтение.
- На странице учебника мы видим только фамилию автора, а на месте названия произведения мы видим только схему. Прочитаем произведение и вернёмся к этой загадке.
(чтение хорошо читающими детьми)
-Понравилось вам произведение? Чем оно вас заинтересовало? Какие впечатления остались после чтения? Поделитесь своими впечатлениями.


5.Анализ текста.
-Скажите ребята, а мы уже читали подобные произведения? Вспомните, какие? Чем похожи эти два произведения? ( В. Чаплиной «Мушка») Чем похожи эти произведения? (есть начало, концовка, основная часть – событие, герои)

Вспомните начало рассказа «Мушка». Расскажите его.
-Найдём начало текста Бориса Житкова. Прочтите его. Расскажите, о чём в нем говориться?
-А теперь поговорим об основной части. Вспомните, какое событие произошло с Мушкой. Расскажите.
- О каком событии идёт речь в произведении Бориса Житкова? Прочтите основную часть про себя, расскажите. Чем похожи события этих двух произведений?

- Сравним конечные части. Чем закончился рассказ «Мушка»? Прочтите концовку нашего произведения.
-Расскажите.
6.Физкультминутка.
-А сейчас немного отдохнём и проведём физкультминутку. Игра на внимание.
7. Анализ текста.
- Сейчас поговорим о героях этих произведений. Вспомните, что мы говорили о Мушке. Какая это собачка?
- А теперь расскажите об Алёше. Какой он? Докажите фразами из текста. Прочитаем по ролям диалог между утятами и Алёшей (автор, утята – дети 1 ряда, утёнок).
- Обратите внимание на вопрос 4 на странице 84, прочитайте его. Дадим название рисунку.
- Подумайте, ребята, а к какой части текста вы захотели бы нарисовать зарисовку. Расскажите, чтобы вы изобразили в ней. Как вы бы нарисовали утёнка? Какой он был бы величины? Какая бы у него была поза? А выражение глазок? Почему? А как выглядела бы стрекоза? Какой она была бы величины?
- Молодцы, получились замечательные зарисовки.
- Взгляните, на этой странице нарисована обложка книги Бориса Житкова. Как вы думаете, кто изображён на обложке этой книги? Удачен ли портрет утёнка? Чтобы вы изменили в нём или в самой обложке?
Как вы думаете, как должна называться книга, если на обложке изображён герой произведения (также, как и само произведение).
- Давайте выясним, как же называется произведение Бориса Житкова, откройте страницу 82 и прочитайте задание.
- Почему не выбрали название «Хвастливый утёнок»? (утёнок делом доказал свои слова)
- Почему не выбрали название «Утёнок Алёша»? (это название тематическое, про любого утёнка)
- Чем отличается хвастливый от храброго?
Проверим правильность названия по содержанию.
Если мы называем «Храбрый утёнок», то мы выносим в заголовок главную мысль.
9.Итог урока. Рефлексия.
На этом я хочу закончить урок. Поработали вы прекрасно. Скажите, какие задания вызвали у вас затруднения. Подумайте, что нужно сделать, чтобы затруднений больше не было.
10.Домашнее задание.
Нарисуйте свои обложки к книге Бориса Житкова «Храбрый утёнок».