Программа кружка Проба пера


Программа литературного кружка «Проба пера».
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,
как и возник, если оставить его без пищи.
Константин Георгиевич Паустовский
1. Пояснительная записка
Современная концепция модернизации образовательного процесса предполагает в своей основе развитие и реализацию творческого потенциала личности, так как креативность мышления, творчество, развитие воображения способствует не только усвоению учебного материала, но и является стимулом к самостоятельному поиску знаний и путей реализации этих знаний. Учитель не просто проводник знаний, а создатель тонкой душевной культуры личности, помогающий раскрытию и реализации ее творческого потенциала, умеющий повысить мотивацию обучения и творчества через осознание успеха, через удовлетворение ощутимого результата, от возможности самому создать видимый «продукт». Открыть в себе талант.
Стремление получить новые впечатления, познакомиться с окружающим миром, желание определить свое место в жизни, ставить эксперименты – все это является важным для подростка. Он стремится не только познать мир, но и выразить свое собственное отношение к нему. Благодаря творчеству (сочинительству собственных литературных произведений) учащиеся в полной мере смогут реализовать свои возможности. Литературная деятельность, через создание собственных поэтических и прозаических текстов позволяет обучающемуся самовыражаться, находить свою творческую неповторимость, развить свой собственный стиль.
Внеклассная работа на кружке строится на следующих принципах:
- добровольность;
- взаимосвязь уроков русского языка и занятий кружка
- творческое взаимодействие учителя и учеников в процессе обучения;
- практическая направленность
- системность;
- избирательность содержания и форм работы;
- равное право как сильного, так и слабого учеников;
- индивидуальный подход;
- опора на субъективный опыт учащихся;
- занимательность.
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.  Во время занятий используются следующие методы:
 а) словесные (лекция, анализ текста, беседа, семинар, консультация, творческая встреча)
б) практические (написание материалов, выпуск газеты, оформление газет и альманаха);
в) наглядные (просмотр иллюстраций, периодической печати, художественных текстов, презентаций). Цель работы кружка «Проба пера» - совершенствование и развитие навыков яркой, правильной, содержательной, выразительной речи в устной и письменной форме. Через знакомство с аспектами писательского мастерства, научиться самим создавать стихотворения, малую прозу, анализировать произведения собственного сочинения и других авторов. Развить навыки общения, получить необходимые компетенции для творческой реализации личности. Познакомить с творчеством писателей малой Родины.
Задачи кружка
Развитие эмоциональной сферы учащегося, как основы формирования «культуры чувств»
Стимулирование интереса к духовному богатству России.
Приобщение к миру искусства и воспитание эстетического вкуса
Расширение знаний об окружающем мире
Формирование коммуникативных умений учащихся
Приобщение учащихся к лучшим образцам лирики и прозы отечественных поэтов и писателей, в том числе и местных авторов.
Развитие навыков и приемов анализа литературного произведения
Формирование общественной активности личности, культуры поведения в социуме
Актуализация личностных качеств учащихся, помогающих раскрытию их творческих способностейНаправления работы кружка
Творческое: сочинение стихотворений, прозы
Просветительское: выпуск бюллетеней, газет, альманаха произведений собственного сочинения
Массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах.
Сроки реализации программы: 2011-2014 г.г.
Программа рассчитана на работу с учениками одного класса:
2011-2012 уч. год – 5 класс
2012-2013 уч. год – 6 класс
2013-2014 уч. год – 7 класс
Частота занятий – 1 ч. в неделю
№ Тематика и содержание программы часы
2011-2012 учебный год
1. Цели и задачи кружка «Проба пера». Просмотр и обсуждение презентации «В садах лицея» (об издании рукописных журналов «Неопытное перо» и «Лицейский мудрец» Александром Пушкиным и его друзьями) 1
2. Наш родной русский язык. Коллективная работа «Слоганы о языке» 1
3. Понятие о слове. Игра «Слово о словах». 1
4. Отличительные черты прозы и поэзии. 1
5. Выразительные средства языка. Образность речи. 1
6. Анализ стихотворного текста. 1
7. Законы создания поэтического произведения. 1
8 Экскурсия в местный музей «История моего села» 1
9-10 Мастерская «Пишем стихи о родном селе». 2
11. Чтение и анализ стихов собственного сочинения. 1
12. Игра «Поле чудес» по теме «Стихотворные размеры». 1
13. Определение размера в стихотворениях местных авторов. 1
14. Тренировочные занятия по теме. 1
15. Строфа. Виды строф. 1
16. Особенности интонации в стихотворной речи. 1
17. Тренировочные занятия по теме. 1
18. Понятие о тропах и стилистических фигурах. 1
19. Мастера пейзажной прозы. Чтение и анализ зарисовок природы в прозе Пришвина, Паустовского. 1
20. Мастерская «Музыка апреля». 1
21. Анализ зарисовок собственного сочинения. 1
22. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Сочинение загадок о радуге. 1
23. Оформление загадок о радуге. 1
24. «Если друг оказался вдруг…». Размышление о дружбе. 1
25. Мастерская. Пишем стихи и мини-размышления о дружбе. 1
26. Анализ работ о дружбе. 1
27. Разговор о здоровом образе жизни «Я выбираю жизнь». 1
28-29 Слоганы, стихи, частушки, рисунки о здоровом образе жизни. 2
30 Оформление работ на тему «Я выбираю жизнь» 1
31 Анализ стихов о животных Есенина, Асадова, Хармса, Заходера1
32. Обсуждение рассказа Пришвина «Карбаш». 1
33-34 Мастерская «Пишем и рисуем на тему «Мои четвероногие друзья» 2
35. Презентация первого выпуска «Проба пера» 1
2012-2013 учебный год
1. Ритм и рифма. Виды рифм. 1
2. Четверостишия собственного сочинения с разными видами рифм 1
3. Анализ четверостиший и их оформление для альманаха. 1
4. Акростих. Знакомство с акростихами Державина, Брюсова, Кузьмина. 1
5-6 Сочинение акростихов по заданным словам. 2
7. Обсуждение акростихов и их оформление для альманаха 1
8. Чтение и обсуждение стихов об осени А.С. Пушкина, С. А.Есенина. Ф.И. Тютчева. 1
9. Знакомство с мастерами пейзажной прозы по теме «Осень». 1
10. Мастерская «Пишем вступление к сочинению по теме «Осень». 1
11. Анализ вступлений к сочинению. 1
12. Знакомство с петербургским поэтом Николаем Котоминым. Анализ стихотворения «Автопортрет» 1
13. Мастерская «Поэтический портрет одноклассников». 1
14. Анализ работ и их оформление. 1
15. Музыкально-поэтический вечер «Природа в стихах и живописи». 1
16. Пишем и рисуем о зиме. 1
17. Виды анализа поэтического текста. 1
18. Групповая работа по теме «Анализ стихотворений русских классиков» 1
19. Выбор темы сочинения. 1
20. Деловая игра «Тема сочинения» 1
21-22. Чтение и обсуждение глав из книги местной писательницы Е. Выучейской «Ягоды можжевельника» 2
23. Отзыв о прочитанном произведении. 1
24. Впечатления о книге «Ягоды можжевельника» в отзывах и рисунках. 1
25. Анализ работ. 1
26. Экскурсия в музей «Есть такая профессия – Родину защищать» 1
27-28. Создание текстов патриотической тематики. 2
29. Оформление работ для альманаха 1
30. Литературно-музыкальная композиция «Стихи и проза о войне». 1
31. Обсуждение школьного концерта «Памяти павших». Написание отзывов. 1
32-33. Подготовка альманаха «Проба пера» № 2 2
34. Презентация альманаха. 2013-2014 учебный год
1. Игра «Слабое звено» по теме «Текст». 1
2. Составление текстов из отдельных предложений и высказываний. 1
3. Простой и развернутый план текста. 1
4. Микротемы. Деление текста на абзацы. 1
5. Практикум. Подбор синонимов к ключевым словам текста. 1
6. Игра «Орфоэпия» 1
7. Авторская позиция в тексте. 1
8. Индивидуальные консультации. Подготовка к конкурсу сочинений. 1
9. Деловая игра «Требования к сочинению». 10. Текст-описание. 1
11. Тренировочные занятия по теме. 1
12. Текст-повествование. 1
13. Тренировочные занятия по теме. 1
14. Вечер-портрет по творчеству местной поэтессы Кокориной А.Е. на базе сельской библиотеки. 1
15. Сочинение с элементами повествования и описания о вечере в библиотеке по творчеству Кокориной А.Е. 1
16. Текст-рассуждение. 1
17. Тренировочные задания по теме. 1
18. Аргументы в сочинении. 1
19. Сочинение-рассуждение по высказыванию. 1
20. Рассказ-презентация о Шалькове Н.И. «Летописец нашего села». 1
21. Сбор материалов для очерка «Знаменитый земляк» 1
22. Чтение и анализ рассказа Есенина «Бобыль и Дружок». 1
23. Сочинение-рассуждение по рассказу «Бобыль и дружок» 1
24. Юмористический рассказ 1
25. Составление рассказов «И все засмеялиь…» 1
26. Чтение и анализ созданных рассказов. 1
27. Конструирование сочинений разных жанров. 1
28. Работа с текстами сочинений. 1
29. Мастерская «Лицо войны» 1
30-32 Собираем копилку работ. 3
33. Презентация работ. 1
34. Игра «Знаем русский, литературу» 1
После курса обучения учащиеся должны
Знать:
- структуру стихосложения
- выразительные средства языка
- стили и типы речи
- правила чтения и анализа литературных произведений
- технологию создания литературного произведения.
Уметь:
- представлять свою точку зрения
- выступать перед публикой
- комментировать свои работы и работы других учащихся
- анализировать литературное произведение
- самостоятельно создавать литературные произведения
- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Список использованной литературы
Альбеткова, Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М. Дрофа, 2011. - 210 с.
Гаврилова, Т.Н. Маленькое чудо. – М., Эксмо, 2001, 230 с.
Карсалова, Е. В Стихи живые сами говорят. – М., Просвещение, - 2003. - 208 с.
Каплан, И.Е. Анализ произведений русской классики. – С-П., Новая школа, 1999. – 144 с.
Попов, М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., Букмастер, 2003. – 160 с.
Ратникова, М.С. Солнышко между строк. – М., Просвещение, 2002. – 175 с.
Эткинд, Е Разговор о стихах. – М., Детизд, - 2004. – 240 с.