Программа кружка «Проба пера: основы журналистики»


Программа кружка «Проба пера: основы журналистики»
________________________________________________________________________________________________________Учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей»
д. Полевая, Курского района, Курской области
Смирнова Татьяна Александровна
Пояснительная записка.
Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» предназначена для учащихся 5-11 классов   и рассчитана на 68 часов.
. В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Умение изложить свой опыт, критические замечания необходимы специалистам всех без исключения профилей. Планируется провести издательскую работу, собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории.
Результат кружка – периодическое информационно-развлекательное печатное издание лицея.
Программа кружка «Проба пера: основы журналистики» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным,  часть жизни и увлечений ребёнка -  значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.Цели кружка:
выпуск периодической газеты лицея;
развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя устной и письменной речи;
расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; воспитание стилистического чутья;
закрепление умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка; развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности;
способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;
совершенствование  практических, коммуникативных умений.
Задачи курса:
ввести  понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык публицистики»;
познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела;
обучать основным принципам и законам написания и редактирования публицистического текста;
формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение  собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск стенгазет, оформлять альбомы, стенды ит.п.; развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств.
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор Одним из наиболее интересных аспектов деятельности является работа с  медиаресурсами (создание газет, публикация материалов на школьном сайте и т.п.).
Предполагаемые результаты.
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры и т.д.) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов  - осознать, что восприятие мира тоже творчество, что каждую минуту происходит формирование личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии.
Журналистика - один из  эффективных средств познания мира и осознания своего места в нем... Выпуск газет, публикации на сайте и т.д. планируются  один  раз в четверть. Тематика касается всех аспектов школьной жизни и  определяется общим планом
работы кружка, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут  членам кружка создавать  собственные публицистические тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.
Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность изучения отдельных блоков может быть изменена.
Изучение каждого стиля речи основывается на интегративном принципе, так как требует от учащихся реализации знаний и умений из различных отделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и т.д.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей.  
Результаты обучения.
Обучающиеся должны знать:
- теоретические основы и тенденции журналистской деятельности;- формы организации работы журналиста;- функции, мотивы, цели журналистской деятельности;- принципы формирования имиджа журналиста;- каналы формирования “информационного багажа”;- особенности жанров публицистического стиля;- теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью;- разновидности вопросов;- тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.
Обучающиеся должны уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным
высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
- программировать собственную деятельность на успех;- планировать работу журналиста;- самостоятельно отбирать актуальный материал (темы, информацию);- задавать вопросы;- отбирать устойчивые сочетания, фразеологию, формирующие различные газетные жанры;- выполнять работу в жанрах публицистического стиля (анализировать и обрабатывать собранный материал);- оформлять печатные издания (литературное и шрифтовое оформление заголовков, составлять макет будущей газеты);- планировать работу редакции;- работать в команде.
Тематическое планирование работы кружка журналистики
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Тип занятия Дата проведения план. Дата проведения факт.
1. Введение. Понятие  стилистики русского языка. Понятие функционального стиля речи. 1 Лекция. 2. Особенности  публицистического стиля речи, его жанры в устной и письменной речи. 1 Лекция. 3. Сходство публицистического стиля речи с художественным  стилем и их различия. Языковые средства публицистического стиля (лексические,  фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные). Стилистический разбор публицистического текста. 1 Исследование.
4. Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности текстов публицистического стиля. Эмоциональная выразительность. 1 Практикум. 5-6. Издательская работа. Выпуск стенгазеты. 2 Групповая работа . 7-8. Портретный очерк как жанр публицистики. Проба пера: написание портретного очерка. 2 Лекция. Практикум. 9-10. Особенности событийного, путевого очерков. Проба пера: написание очерка данного типа. 2 Лекция. Практикум. 11-12. Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор. 2 Лекция. Беседа. 13. Устное сочинение-рассуждение «Моя любимая газета». 1 Круглый стол. 14. Виды газетных и журнальных публикаций. Заметка. 1 Лекция. 15-18. Типы заметок: информационная, деловое описание, художественное описание с элементами повествования, критическая , полемическая заметка, оценка поступков, заметка-благодарность, заметка-вопрос. 4 Лекция. Практикумы. Презентация выступления. 19. Проба пера: заметка на лицейский сайт. 1 Практикум. 20. Технология интервью. Виды, формы организации, подготовка. Интервью как универсальный метод получения информации. 1 Лекция. 21-22. Издательская работа. Выпуск стенгазеты. 2 Групповая работа . 23-24. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-мнение, анкетирование. 2 Лекция. Практическая работа в парах. 25-27. Анализ образцов интервью из газет и журналов. 3 Практикум. 28-29. Издательская работа. Выпуск стенгазеты. 2 Групповая работа . 30-31. Проба пера: интервью с сотрудником лицея. 2 Практикум. 32-33. Зарисовка. Виды зарисовок: пейзажная, портретная, бытовая, производственная. 2 Лекция. Практикум. 34-35. Издательская работа. Выпуск стенгазеты. 2 Групповая работа . 36-37. Репортаж. Предметная основа жанра.Отличительные признаки репортажа: оперативность, динамичность, наглядность, внимание к детали, метод наблюдения. 2 Лекция. Работа в парах. 38-39. Типы репортажей: событийный(оперативность, хронологичность), познавательный, спортивный. 2 Самостоятельная работа. 40-41. Проба пера: репортаж о школьном мероприятии. 2 Практикум. 42-43. Издательская работа. Выпуск стенгазеты. 2 Групповая работа . 44-45. Рецензия. Предмет, цели и задачи, логический план рецензии. 2 Лекция. Практикум. 46-47. Предмет корреспонденции, ее отличие от заметки, репортажа, статьи. Информация и аналитика в корреспонденции. 2 Лекция. Практикум. 48-49. Издательская работа. Выпуск стенгазеты. 2 Групповая работа . 50-51. Виды статей (проблемная, исследовательская, полемическая). Трансформация жанра. 2 Лекция. Самостоятельная работа. 52-53. Проба пера: проблемная статья о классной жизни. 2 Практикум. 54-55. Обозрение. Метод, стиль. Общее и тематическое обозрение. Общий обзор, презентация, информационный обзор. 2 Лекция. Подготовка презентации на заданную тему. 56-57. Издательская работа. Выпуск стенгазеты. 2 Групповая работа . 58-59. Журналистика в социальном мире. Тенденции журналистской деятельности. 2 Лекция. Беседа. 60-61. Мотивы, цели, функции и результаты массово-коммуникативной деятельности. Принципы формирования имиджа журналиста. 2 Лекция. Беседа. 62-63. Права и обязанности журналиста. Что такое плагиат? Культура оформления рукописи. 2 Лекция. Беседа. 64-67. Издательская работа. Выпуск стенгазеты. 2 Групповая работа . 68. Итоговое занятие «Мы журналисты». 1 Подведение итогов года. Анализ работы.