Рабочая программа кружка Проба пера


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КГА ПОУ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа кружка
«Проба пера»
на 2015-2016 учебный год
Руководитель кружка
Куделина А.С.
Хабаровск, 2015
Пояснительная записка
Творчество – это та волшебная
шапка, под которой расцветает
счастье.
С.Р. Львов
В настоящий момент одной из наиболее актуальных проблем образования является творческая нереализованность учащихся. Учебная программа уделяет этому компоненту небольшое количество времени, а отсутствие дополнительных (кружковых) видов деятельности, развивающие талант учащегося, не позволяет ни детям, ни их родителям определить способности к творчеству.
Литературная деятельность, через создание собственных поэтических и прозаических работа, позволяет учащемуся самовыражаться, находить свою творческую неповторимость, развить свой собственный стиль.
Стремление получить новые впечатления, познакомиться с окружающим миром, желание определить свое место в жизни, ставить эксперименты – все это является важным для подростка. Он стремиться не только познать мир, но и выразить свое собственное отношение к нему.
Благодаря творчеству (сочинительству собственных литературных произведений) учащиеся в полной мере смогут реализовать свои возможности.
Цели кружка
Через знакомство с аспектами писательского мастерства, научиться самим создавать стихотворения, малую прозу, анализировать произведения собственного сочинения и других авторов. Развить навыки общения, получить необходимые компетенции для творческой реализации личности.
Задачи кружка
Развитие эмоциональной сферы учащегося, как основы формирования «культуры чувств»
Стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре
Приобщение к миру искусства и воспитание эстетического вкуса
Расширение знаний об окружающем мире
Формирование коммуникативных умений учащихся
Приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов
Развитие навыков и приемов анализа литературного произведения
Формирование общественной активности личности, культуры поведения в социуме
Актуализация личностных качеств учащихся, помогающих раскрытию их творческих способностей
Формирование у учащихся положительной мотивации в обучению
Направления работы кружка
Творческое: сочинение стихотворений, прозы
Просветительское: выпуск бюллетеней, газет, альманаха произведений собственного сочинения
Массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах.
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МК Зав. отделом по социальным вопросам
Протокол №____ __________________ Н.Н. Мироненко
__________2015 г. ___________________________2015 г.
Тематический план и программа кружка
«Проба пера»
На 2015-2016 уч. год
№ темы Наименование тем Количество часов
Всего В т.ч. теория В т.ч. практика
1 Введение 4 1 3
2 Основы стихосложения 14 3 11
3 Структура стихотворения 24 11 13
4 Средства художественной выразительности 18 4 14
5 Жанры лирических произведений 16 4 12
6 Стили и типы речи 14 4 10
7 Жанры прозаических произведений 30 6 24
8 Технология создания произведения 30 8 22
9 Литературная критика 10 2 8
Всего: 160 43 117
Программа
№ п/п Наименование тем и основных учебных элементов
1. Введение
1.1 Цели и задачи кружка «Проба пера». Определение основных понятий теории и практики
1.2 Наш родной русский язык
1.3 Понятие о слове.
1.4 Отличительные черты прозы и поэзии
1.5 Выразительные средства языка
1.6 Образность речи
1.7. Читательская конференция «Мой любимый писатель»
2 Основы стихосложения
2.1 Законы создания поэтического произведения
2.2 Стихотворный размер. Двусложный и трехсложный. Гекзаметр.
2.3 Ритм и рифма. Виды рифм
2.4 Тренировочные занятия по теме
3 Структура стихотворения
3.1 Понятие о стихотворной форме словесного выражения
3.1 Строфа. Виды строф
3.2 Особенности интонации в стихотворной речи
3.3 Тренировочные занятия по теме
4 Средства выразительности речи
4.1 Понятие о тропах и стилистических фигурах
4.2 Приемы создания звуковой выразительности
4.3 Парономазия – «мерцание» звучаний и значений
4.4 Повтор как художественный прием
4.5 Каламбур как игра слов
4.6 Практическая работа «Выразительные средства языка в произведениях поэтов XIX – XX вв.»
5 Жанры лирических произведений
5.1 Ода
5.2 Сонет
5.3 Басня
5.4 Мадригал
5.5 Поэма
5.6 Баллада
5.7 Эпиграмма
5.8 Элегия
5.9 Практические работы по созданию произведений в разных жанрах лирических произведений
6 Стили и типы речи
6.1 Функциональная стилистика. Знакомство со стилями речи
6.2 Научный стиль
6.3 Публицистический стиль
6.4 Официально- деловой стиль
6.5 Разговорный стиль
6.6 Способы построения текста
6.7 Редактирование текста
6.7 От рукописи до газетной страницы. Аргументированность в устной и письменной речи.
6.8 Способы выработки собственного стиля
7 Жанры прозаических произведений
7.1 Новелла
7.2 Рассказ
7.3 Эссе
7.4 Повесть
7.5 Роман. Роман – эпопея
7.6 Трагедия
7.7 Комедия
7.8 Драма
7.9 Читательская конференция «Мое любимое произведение»
7.10 Тестирование «Можете ли вы написать свою книгу?»
8 Технология создания произведения
8.1 Архитектура произведения
8.2 Фабула и сюжет
8.3 Создание персонажа
8.4 Роль детали в произведении
8.5 Создание атмосферы в произведении
8.6 Хронотоп в произведении
8.7 «Бродячие» сюжеты
8.8 Литературные направления
8.9 Упражнения на развитие творческого воображения
8.10 Упражнения на развитие писательского навыка
8.11 Читательская конференция «Мой рассказ»
9 Литературная критика
9.1 Знакомство с литературной критикой
9.2 Критики XIX-XX века
9.3 Критическая статья. Приемы построения критической статьи.
9.4 Технология написания рецензии
9.5 Технология написания авторецензии
9.6 Практические занятия по построению критических статей
После курса обучения учащиеся должны
Знать:
- структуру стихосложения
- выразительные средства языка
- стили и типы речи
- правила чтения и анализа литературных произведений
- технологию создания литературного произведения.
Уметь:
- представлять свою точку зрения
- выступать перед публикой
- комментировать свои работы и работы других учащихся
- анализировать литературное произведение
- самостоятельно создавать литературные произведения
- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Список использованной литературы
Альбеткова, Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М. Дрофа, 2011. - 210 с.
Гаврилова, Т.Н. Маленькое чудо. – М., Эксмо, 2001, 230 с.
Карсалова, Е. В Стихи живые сами говорят. – М., Просвещение, - 2003. - 208 с.
Каплан, И.Е. Анализ произведений русской классики. – С-П., Новая школа, 1999. – 144 с.
Попов, М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., Букмастер, 2003. – 160 с.
Ратникова, М.С. Солнышко между строк. – М., Просвещение, 2002. – 175 с.
Эткинд, Е Разговор о стихах. – М., Детизд, - 2004. – 240 с.