Основные принципы построения предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях


Как организовать предметно-пространственную  среду в ДОУ.
Подготовила: старший воспитатель Степанова О.П.
Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком ‘глаза в глаза’, которое способствует установлению оптимального контакта с детьми. 2. Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.3. Принцип стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями.4. Принцип комплексирования и гибкости зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.6. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.7. Принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.8. Принцип ‘половых и возрастных различий’ как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.      Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.      Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-вторых, иной, но похожий (например, если на занятиях используются строительные детали красного цвета, то вне занятий – синего) и, в-третьих, ‘свободный’, т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.       Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т.д.        Зонирование необходимо четко продумать, и создавать таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Так, например, часть групповой комнаты, получившее условное название ‘кабинет’, – подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, грамоте, а также дидактических материалов-игр типа лото, домино, диафильмов и т.п.
       Для конструирования следует выделить отдельное место – мастерскую, где кроме материалов по конструированию располагаются материалы по ориентировке в пространстве.
         В функциональном помещении ‘театр’ размещаются не только материалы специфически театральные (ширма, наборы кукол и т.п.), но и отдельные по литературе и развитию речи (в первую очередь условные заместители). Полка с книгами находится в непосредственной близости от них.      Отдельного места требует изобразительная деятельность. Оно может находиться за пределами групповой комнаты, но стенку для размещения работ детей (со сменой экспозиции) лучше выделить в групповой комнате.      Для размещения уголка природы можно использовать групповую комнату, поместив в ней комнатные растения, растения характерные для различных времен года, природных зон и экологических систем и т.п. Дидактические материалы, относящиеся к этому разделу (лото, домино, диафильмы и т.п.), находятся в ‘кабинете’.      Все материалы, которые периодически обновляются, должны быть доступны детям в любое время.Возможное распределение по разным функциональным помещениям материалов представлено в таблице, относящихся к разным разделам программы. Это наполнение характерно для всех возрастных групп, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту детей.
     Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
     Так, например, старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогом они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Для успешной работы с детьми необходимо организовать:
- эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений)
- художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт изодеятельности в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной к пространственно-декоративной деятельности, от кукольно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера.- Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любования ими.
      Важным условием художественного развития является профессионализм воспитателя, включающий его любовь к детям и знание их, а также знание, а также знание искусства. Желательно наличие студии или специального места для занятий дизайн-деятельностью. Дети пробуют себя в разных видах деятельности (рисовании, лепка, аппликация, конструирование, дизайн для одежды, архитектурно-прикладное моделирование, аранжировки, из разных материалов. В результате занятий дети начинают эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, его видам и жанрам.    Используя опыт других детских садов в группах можно планировать:
- ‘Центр познавательной активности’, в которой дети могут самостоятельно ставить опыты, проводить наблюдения и т.д.,
- ‘Стена творчества’, позволяющая ребенку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы ‘информация’, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в старших группах можно повесить стенды с периодически меняющейся наглядностью (лабиринты, кроссворды и т.п.). Дети обычно подолгу стоят около них, думают, рассуждают. Необычно выполненные календари природы побуждают их сконцентрировать внимание, напрячь память.
- ‘Дом-подиум’ многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно-ролевой игры, ‘уголок уединения’,
- Складной матовый экран, на который можно проецировать диапозитивы и слайды, сопровождая их рассказом воспитателя или фонограммой (экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа ‘Путешествие на машине времени’, ‘Подводный мир’, ‘В гости к сказочным героям’ и т.п.)
- Крупногабаритный экран из синтепона (по типу фланелеграфа); в сложенном виде занимает очень мало места; в сочетании с разными атрибутами позволяет разворачивать разнообразный игровой фон (с помощью веревок, марли, пеноплена, физкультурного оборудования группа превращается то в бурное море, то в необитаемый остров, то в джунгли).
- ‘Кукольный дом’, в который ‘превратились’ полки старого шкафа (на каждом этаже по три комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми вместе с воспитателями – чем не ‘дом Барби’?),
- ‘Театральное помещение’ (его рамки изготовлены из фанеры, обтянуты плотной тканью и прикреплены к шкафу с помощью рояльных петель), которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает быстро создать цирк ‘Шапито’, сказочный замок и т.д. Также многими воспитателями используется звуковой ‘дизайн’ в ходе занятий, перед сном, во время приема пищи, например, записи шелеста листьев, плеска воды, пения птиц, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.
- Лаборатория – новый элемент развивающий предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ‘ученых’, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
- Создание ‘русской избы’, где в сборе подлинные старинные вещи. Дети любят и с удовольствием занимаются в ней.Важно, чтобы предметная среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда будет способствовать формированию познавательной и двигательной активности.     Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает: 
последовательное формирование в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение воспитанниками образования происходило без ущерба для здоровья,
а также воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
     В качестве основополагающего принципа здоровьесберегающих технологий можно выделить - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов воспитательно-образовательного процесса.
     Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
     Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства отвечает гуманистическим позициям образования. В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.        Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды.
     Дизайн и эргономика в современном образовательном пространстве - это важные факторы, способствующие сохранению здоровья и снижению утомляемости, повышению эффективности труда и отдыха - и, как следствие, поддержанию хорошего настроения в течение всего дня.
     В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности – динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
    Два последних принципа очень тесно взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемыми частями развивающей системы образовательной среды.
      Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Когда возникает необходимость уединения, то для этого существует специально выделенное групповое пространство. Каждому ребенку определен его личный уголок, где он может хранить свои вещи: одежду, любимые домашние игрушки, семейный фотоальбом и др.
     Образовательная пространственная среда постоянно дополняется, переоборудуется согласно современным санитарно-техническим и эстетическим требованиям. Современные дизайнерские решения позволяют детям чувствовать себя как дома, приближение её условий к домашней способствует эмоциональному благополучию ребенка, созданию у него чувства защищенности и уверенности. Создание психолого-педагогических условий как основы индивидуального подхода к ребенку не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и др., но и лежит в основе самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.      Эстетическая составляющая организации образовательного пространства выражается в соблюдении единого стиля и использовании высокохудожественных произведений профессионалов. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а, следовательно, на интеллектуальное развитие воспитанников. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
    Эргономичное сочетание красок поднимает настроение. Цветовое разнообразие окружающей природы недолговечно и поэтому для утоления «цветового голода» и развития цветоощущения детей используются яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере групп: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры, спектрально гармонирующие с основным тоном помещения.
      Таким образом, учет таких факторов создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения – означает благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей.