Классный час «Молодежь против экстремизма»


Классный час  «Молодежь против экстремизма»
Здоровая нация так же не замечает своей национальности,
как здоровый человек - позвоночника.
Б. Шоу
Цели: образовательная – ознакомить с основными целями, признаками экстремистских группировок, перечислить названия запрещенных в Казахстане, проявления их в Казахстане; развивающая – способствовать развитию мышления, способности анализировать, памяти, внимания, воображения; воспитательная – способствовать формированию патриотизма, справедливости, отрицательного отношения к крайним мерам, к терроризму, экстремизму. Ход классного часа: Фильм «Казахстан будет бороться с религиозным экстремизмом и терроризмом» 
Кл. руководитель
Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события. Развитие современной цивилизации повлекло за собой обострение множество глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего мира, среди которых ведущее место занимает международный терроризм.
Явление терроризма в наше время успело глубоко внедриться в разум и сердца людей на всей планете. Сейчас каждый первоклассник знает, что есть на свете люди именуемые террористами, который взрывают дома, убивают людей.
Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).
Экстремизм (от фр. Extremisme – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и мирам. Крайними мерами считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным нормам действия. Экстремисты выступают против сложившихся государственных и общественных институтов, стремясь подорвать их существующие, изменить или уничтожить их для достижения своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, методы партизанской войны, а также террористические акты и т.п. Экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. Терроризм в данном случае является одной из форм экстремизма, но, несомненно, наиболее опасной их них.Является ли экстремизм, терроризм новым феноменом? Нет. В I веке н.э. в Палестине действовала организованная секта – сикарии (сика- кинжал). Они боролись с владычеством Рима, уничтожая римлян и соотечественников, заподозренных в пособничестве завоевателям. В VII в. в Индии члены секции «Душителей» совершали ритуальные жертвоприношения, убивая людей путем удушения. В XI в. – Ближнем Востоке шиитская секта исламистов, убивавшая политических противников, получила название «Ассасины». Серьезность проблемы возрастает, когда взгляды экстремистов навязываются насильно или под угрозой обвинения в неверии, ереси неуважении религии, и подобный моральный террор хуже, чем террор физический.Шейх Юсуф аль-Карадави установил следующие признаки экстремизма:1. Слабые знания сущности религии, неприятия иных мнений. Имеется в виду не обычную неосведомленность человека о тонкостях религии в силу недостатка образования, в чем нет греха, а «частичное понимание, обладатель которого относит себя к числу ученых.2. Неспособность отличать главного от второстепенного. Понуждение к тому, что не обязательно. Излишества в запрещении.3. нетерпимость во взаимоотношения с иноверцами и жестокость в призыве.4. подражание экстремистским секта прошлого. Обвинение мусульман в н6еверии. Проявление подозрительного отношения к людям и представление их в черном свете, умалчивая их хорошие стороны и преувеличивая плохие. Экстремизм основывается на обвинении. Они не ищут оправдания окружающим, но тщательно ищут их пороки и перебирают их проступки, чтобы бить ими в барабаны и трубить в трубы, сделав из проступка сметный грех, а из греха – неверие. Они не слушают того, что противоречит им во взглядах и не идут на диалог, и не представляют возможности подвергнуть свои взгляды проверке, экзамену.Экстремизм достигает своего апогея, когда люди покушаются на неприкосновенность окружающих и позволяют себе проливать их кровь и грабить имущество, не выказывая никакого уважения или милосердия к ним.
Рост экстремизма - серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.
 Сообщение ученика:
 Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказалась наиболее подверженной этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не- формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами - все это привлекает молодежь). От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.
Учитель:
Терроризм и экстремизм - это стихийное действие или за этим кто-то стоит?
Сообщение ученика:
Кого бы мы ни взяли – афганских и иранских бойцов «Аль – Каиды», палестинских смертников, выходцев из Сомали, взрывавших себя в лондонском метро, чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизиться к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это не пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде. «Аль-Каида» - организация исламских фундаменталистов. Осуществляет боевые операции по всему миру.
Создал  в 1988г. и возглавляет организацию уроженец Саудовской Аравии Осама Бен Ладан
Цель организации – ниспровержение светских режимов в исламских государствах и установление исламского порядка, Аль - Каида рассматривает США в качестве главного врага ислама. Им были созданы строительные организации, возводящие дороги и тоннели в интересах исламской оппозиции. Вместе с тем Ладен непосредственно участвует в боевых операциях. Он вербовал по всему миру и обучал добровольцев желающих принять участие в джихаде против СССР. Но к 1988г. интересы Ладана все меньше связываются с Афганистаном и все больше с международной борьбой исламистов. В последующем моджахеды стали появляться в различных террористических организациях Ближнего Востока, приняли участие в войнах на территории Сомали, Боснии, Косово, Чечни, Таджикистане. Аль-Каида рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман с одной стороны и еретиков и безбожников с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы (Саудовская Аравия и ей подобные), так и США. Присутствие войск США рассматривается Ладаном как новый крестовый поход христианского Запада, против мусульманского Востока, как оккупация святых мест.
«Терроризм»- один из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое сознание. Попробуем в самых общих чертах определить терроризм и выделить его основные разновидности.
Сообщение ученика:
Терроризм - это сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо недостижимых легитимным способом.
Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д.
Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы.
Религиозный терроризм. Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа - приниженияе«неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки: «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм.
Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием полуполитического характера. Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.
Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.
 
Признаны террористическим и запрещены на территории Казахстана международные организации:1. «Аль-Кайда»2. «Исламская партия Восточного Туркестана»3. «Курдский народный конгресс»4. «Общество социальных реформ» (Кувейт)5. «Курдский народный конгресс»6. «Асбат-аль-Ансар» (Ливан)7. «Братья-мусульмане» ( международная)8. «Талибан»9. «Боз Гурд»10. «Жамаат моджахедов Центральной Азии»11. «Лашкар-и-Тайба» (Пакистан)12. «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» (Международная)13. «Аум Сенрике»14. «Организация освобождения Восточного Туркестана»15. «Таблиги Джаманат» (Пакистан)16. «Тарихатшилар»17. «Сулейменшилер»
Ни для кого не секрет, что сегодня вопрос о религии ставит перед обществом большие проблемы: на улицах все чаще и чаще встречаются люди, предлагающие разные брошюры; в гостях у родственников мы нередко можем услышать о каком-то направлении, придя в который человек может получить чуть ли не все блага мира; кто-то из друзей может пригласить посетить какую-нибудь лекцию, прослушав который, мы сможем избавится от всех проблем; но в итоге всех этих действий очень часто человек, обратившийся в надежде получить помощь, превращается чуть ли не в «зомби». Понятия «традиционная» и «нетрадиционная» религия, «секта» разного направления, целью которых является вовлечение людей экстремистские группы. Как вы можете пояснить данные определения?
Кл. руководитель понятие «секта». Что же это такое? Канадская организация “Инфо-Калт” (Info-Cult) распространяет такую информацию о свойствах и признаках тоталитарных сект: “Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена “. («Сектоведение»Дворкин А.Л.) Мозговой штурм: Вопросы учащимся Как Вы думаете, ребята, как люди попадают в секты? Предполагаемые ответы: -В минуты слабости и горя - Это просто слабые духом люди, ищут поддержку, общения - Может это люди с комплексами, а в такой группе его слушают, считаются с его мнением, он становится значимым! Вопросы учащихся: - Какие методики используют вербовщики? - А могут они использовать гипноз? Ответы учащихся. Кл. руководитель - Ребята, вот Вы сказали о слабости духа, воли, о гипнозе насколько вы внушаемы: Внушающим тоном объясняют: "Представьте, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-желтый лимон. В одну руку вы берете лимон, в другую - острый нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок еще не появляется. Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона, взяв ее рукой, кладете себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается". Лица, у которых таким путем удается вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислоты во рту, оказываются более внушаемыми, чем те, у которых этого вызвать не удается, чтобы проверить результат, вот Вы сказали о слабости духа, воли, а давайте проверим, подвержены ли Вы чужому мнению? «Поддаетесь ли Вы чужому влиянию?» Тест «Поддаетесь ли Вы чужому влиянию?» 1. Вносите ли Вы в свою одежду основательные изменения, если мода в корне меняется: а) обязательно; б) нет, так как Вы одеваетесь не по рекомендациям модных журналов, а в соответствии со своим вкусом; в) очень мало, Вы заимствуете то, что Вам нравится. 2. Хороший ли Вы спорщик: а) да, чаще всего Ваше мнение одерживает верх над мнением другого; б) едва ли, обычно Вы обнаруживаете, что в большой или меньшей степени прав другой человек; в) нет, потому что, как бы Вы не были уверены в своей правоте, Вы не можете подыскать соответствующих аргументов. 3. Доверяете ли Вы мнению других о человеке, который Вам не знаком: а) зависит от того, кто выскажет это мнение; б) почему бы и нет? в) нет, потому что Вы доверяете лишь тому, в чем сами убедились. 4. Случается ли так, что никому в компании не нравится телепередача, а Вам нравится: а) разумеется, наши мнения не всегда сходятся; б) едва ли, обычно мы единодушны в оценках таких вещей; в) даже если и случается, чаще всего вас убеждают, что Вы не правы. 5. Если Вас упрекают за что-то, то что Вы сделаете: измените свое поведение или нарочно будете гнуть свою линию: а) не измените; б) зависит от того, в какой форме об этом сказано; в) если упрек справедлив, измените, естественно. 6. Можете ли Вы писать по нелинованной бумаге: а) Вы не можете писать ровно даже на линованной! б) нет, строчки у вас ползут вкривь и вкось; в) можете. 7. Поддерживаете ли Вы дружеские отношения с непопулярным в Вашем коллективе человеком: а) нет, почему же тот, кого все не любят, должен быть приятен именно Вам? б) если он Вам симпатичен, то да; в) да, и даже потому, что чувствуете, как он нуждается в Вашей защите. 8. Больше или меньше нравятся Вам дома в старинном стиле, чем пять лет назад: а) больше; б) меньше; в) в той же степени. 9. Как по-вашему, всякая ли сплетня безосновательна: а) да; б) иногда в сплетне есть доля истины; в) нет дыма без огня… 10. Понравится ли Вам одежда, которая раньше не нравилась, если многие ее хвалят: а) да, потому что вдруг другие видят лучше Вас? б) нет, потому что в любом случае Вы себя неуютно в ней чувствуете; в) зависит от того, насколько ВЫ верите тем, кто хвалит. 11. Считаете ли Вы правильным то, что пишут критики в рецензиях на фильмы: а) да, те, кто пишет, во всяком случае, профессионалы; б) нет, и совершенно противоположное тому, что пишут, тоже неправильно; в) нельзя обобщать: иногда да, иногда нет. 12. Если однажды на работе случается неприятность, склонны ли Вы вечером после работы пускаться в споры в компании: а) только в таком случае действительно спорите; б) нет, в такой период Вы стараетесь избегать подобных испытаний; в) эти две вещи не зависят одна от другой. 13. Боретесь ли Вы за свои убеждения, если это не нравится кому-то из своих коллег по работе: а)если стоит это делать, то конечно! б) зависит от того, против кого следует бороться; в) нет, Вы уже много раз обожглись на этом. 14. Если Вы замечаете, что Ваши товарищи по работе слишком много себе позволяют, как Вы поступите: а) позвольте себе то же; б) не будете обращать внимание; в) поступите так, как Вам наиболее выгодно. 15.Если Вы сидите дома у окна с книгой в плохую погоду, то о чем Вы думаете: а) как хорошо дома! б) обидно, что такая плохая погода! в) отличная книга! Подсчитайте количество баллов (табл.1) Таблица 1. Обработка результатов теста. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 а 8 3 5 5 0 5 2 9 0 9 10 0 1 8 8 б 2 9 10 9 2 10 10 1 5 0 0 10 7 1 10 в 5 7 0 8 5 0 3 5 10 6 5 5 9 5 2 
Слайд (10) Менее 40 баллов. Вас поток не унесет! Чтобы ни случилось, Вы твердо стоите на ногах, остается при своем мнении! Осень, дождь напрасно барабанит – на Вас не влияют не только погода, но и настоящие несчастья, конфликты. ВЫ всегда знаете, чего Вы хотите, и настаиваете на своем при любых условиях, а если встречаете отпор, то тем более! С такой решительностью Вы далеко пойдет и многого достигните. Однако обращаю Ваше внимание: бороться стоит лишь за достойные цели. От 40 до 90 баллов. Вами руководят не эмоции, а рациональные соображения. Вы трезво обдумываете, а в случае необходимости следует принципу «уступает тот, кто умнее», но если считаете дела важным. Отстаиваете свою точку зрения. У Вас твердый взгляд на вещи, который не меняется с переменой ветра, как флюгер, но не остается упорно и безусловно одним и тем же на протяжении жизни, если здравый смысл диктует другое. Более 90 баллов. Умный уступает – это так, но вопрос в том, до каких пределов. Может. Ваша уступчивость подчас чрезмерна? Задумывались ли Вы, что тому причиной? Вы не можете за себя постоять? Или не хотите? Поверьте, что то, чему Вы уступаете, не всегда стремительный поток – иногда это лишь журчащий ручеек. Кл. руководитель - Как видите, многие из Вас подвержены чужому мнению, это значит, что Вы в большинстве случаев, вместо того, чтобы подумать руководствуетесь зачастую эмоциями и слушаете мнение окружающих, что играет на руку опытным вербовщикам. Как же уберечься Вам
И вот еще о чем бы хотелось поговорить сегодня. Это далеко от религиозных убеждений. Но такой же экстремизм
Людям, пережившим кошмар фашизма, это кажется дикостью: свастика на улицах российских городов, выброшенные в фашистском приветствии руки, искаженные злобой лица. Они называют себя патриотами, любят рисовать свастику, как славянский символ солнцеворота, и убивают людей с другим цветом кожи, а также тех, кто, по их мнению, позорит нацию.
Скинхеды. Бритоголовые... Что это: возрождение фашизма, новая молодежная мода, циничная манипуляция сознанием молодых или грязные политические игры?
Когда и где зародилось движение скинхедов? Какова была их программа?
Первые скинхеды появились в Англии в 1968 г. Их лозунгом было «Пиво, рок-н-ролл и футбол».
Главными врагами скинхедов были «теды» и «моды» - так называли себя молодые рабочие, которые в одежде и манерах подражали богачам. Скины били «тедов» и «модов» именно как предателей рабочего класса. Кроме того, скины ненавидели пакистанцев, но не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы были для скинов своими парням, потому что трудились с ними на одних фабриках.
Первые скинхеды не были бритоголовыми. Они носили короткие стрижки, протестуя против тогдашней моды на длинные волосы. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки, высокие ботинки докеров.
Как же скины превратились в нацистов и расистов?
К 1973 г. движение скинхедов сошло на нет - парни повзрослели и обзавелись семьями. Но в конце 70-х гг. правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целый ряд отраслей добывающей промышленности, что привело к невиданному росту безработицы. Тут снова появились скинхеды, но это была уже не рабочая аристократия, а деклассированные элементы. И воспитывались они не на расслабляющем регги, а на агрессивном панк-роке. Эти молодчики били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми скинами работали идеологи неонацистов,
Скины первой волны были возмущены тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами были ожесточенными, для их разгона приходилось даже вызывать войска. В итоге скины разделились по идеологическим причинам на нацистов, «трэдов» (традиционные скинхеды-пролетарии) и «шарпов» (скинхеды-коммунисты).Внешне скины мало чем отличаются друг от друга: у «шарпов» нашивки с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и красные шнурки в ботинках, у наци - свастика на рукаве и белые шнурки. «Шарпы» получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании (особенно в Стране басков), наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии. В Америке существуют группировки скинов-негров, скинов-пуэрториканцев и скинов-евреев. В Германии наци-скины прославились избиениями и убийствами гастарбайтеров (в основном турок).
Скинхеды в России появились в начале 90-х гг. Тогда это были дети бедняков, безработных. Постепенно движение набрало силу, стало многочисленным. Сегодня скинхедами становятся дети представителей среднего и мелкого бизнеса, Знатоки утверждают, что все группировки бритоголовых объединяют два принципа: ненависть и насилие.
Да, можно сказать, что их основным инстинктом является патологическое неприятие различного рода меньшинств. И воплотить свою ненависть они могут только в насилии.
Дискуссия по теме «Мода на экстремизм?»
Примерные ответы:
- Желание быть крутым, выпендреж, погоня за модой.
- Экономический кризис, безработица, отсутствие перспективы.
- Стадный инстинкт - желание быть в стаде, в команде.
- Психологические проблемы, комплексы, неуверенность в себе, чувство одиночества.
- Разрушение системы воспитания молодежи
Действительно, специалисты приходят к выводу, что главные причины популярности бритоголовых - экономический кризис и развал системы образования. Но где истоки той ненависти, которая является основной движущей силой молодежных группировок? Вот мнение одного исследователя:
В России сложилось двухуровневое общество. На первом уровне небольшой и благополучный слой власти и бизнеса, на втором уровне остальное население, лишенное перспектив. В сознание большинства населения внедряются ложные и алчные цели, иллюзии легкого достижения личного успеха, однако реальность такова, что большинству придется до конца своих дней влачить жалкое существование. Здесь и лежат корни той ненависти, которая все больше охватывает общество. Именно эта молодежь, перед которой закрыта дорога в достойное будущее, становится выразителем этой ненависти...
Классный руководитель. Известная американская исследовательница высказала мысль, что молодежь - это социальный бульдозер, расчищающий путь для происходящих в обществе изменений. Согласны ли вы с этим?
Беседа с учащимися.
1. Являются ли экстремисты, террористы представителями только некоторых религий? 3. Приемлем ли призыв к борьбе (террор как средство) против диктаторского государства, которое не защищает права людей? 4. Если люди служат в вооруженных силах страны и по приказу командира применяют насильственные методы, означает ли это, что они являются террористическими? (армия против армии). 6. Что можно сделать для предотвращения экстремизма? 7. Являются ли экстремисты просто бедными людьми, пытающимися отстоять свои права?
4. Заключение. Религиозный экстремизм в Казахстане – явление, которое у нас масштабно не проявилось. На территории республики нет внутренних предпосылок для террористических и экстремистских проявлений по причине отсутствия социальной и политической базы, чему способствует взвешенная политика, проводимая руководством нашей страны. Действия экстремистов направлены не только против институтов государства, но и против личной безопасности каждого. Данные организации, проповедующие построения теократического государства, в котором не буде места демократии, свободе выбора религии, представляет серьезную угрозу национальной безопасности республики, как источник и фактор межконфессионального раздора, социальных, межнациональных и политических конфликтов в казахском обществе. Мы в очередной раз убеждаемся в мудрости казахского народа и его президенте Нурсултане Назарбаеве, благодаря которым в нашей стране никогда не было конфликтов на межнациональной и межконфессиональной основе. Казахстан никогда не поддерживал какие-либо конфликтующие страны, исходя только из этнических или религиозных соображений. В Казахстане никому не позволено оскорбление национального или религиозного достоинства под прикрытием «свободы слова».