Методический материал на тему: Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО


«Требования
к развивающей предметно-пространственной среде
с учетом ФГОС ДО»
Старший воспитатель: Лебедева Инесса ДжамоловнаКамышин, 2016г.
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. В 2013 году вышел приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», далее ФГОС ДО.
ФГОС ДО подразумевает создание благоприятной среды для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.В соответствии с ФГОС ДО РППС гарантирует:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка;
создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОУ для детей, принадлежащих к разным общностям и социальным слоям, с различными возможностями здоровья.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования вопрос создания РППС в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
При решении задач по созданию РППС в нашей группе мы опирались на требования ФГОС ДО.
РППС должна быть:
содержательно-насыщенной, т. е. включать средства обучения, материалы, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех детей;полифункциональной, т. е. обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
трансформируемой, т. е. обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей;вариативной, т. е. наличие различных пространств, периодическая сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.
доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной, т. е. все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
При организации РППС мы опирались на методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация РППС в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
Вся вышеперечисленная деятельность привела к следующим результатам:
Содержательная насыщенность.
В групповой комнате созданы разнообразные центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие интересам детей, возрастным и личностным особенностям. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.
Согласно методическим рекомендациям, мы классифицировали предметное содержание группы на функциональные модули. В результате чего нами был составлен «Паспорт группы» (паспорт функциональных модулей). Рассмотрим их далее.
Модуль «Сюжетно – ролевой игры»
Позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре. Ребенок  любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Сюжеты игр в этом  просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом:
- «Семья», 
- «Магазин»,
- «Парикмахерская»
- «Аптека»,
- «Больница».
Модуль «Физическое развитие»
Служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Для игр на физическое развитие подобраны наборы предметов:
для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики: мешочки с песком, массажные коврики, массажная дорожка из пуговиц, крышек, катушек ниток;
для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: кольцеброс, мячи разных размеров, кегли;
для гимнастики: ленточки, платочки, султанчики, флажки, погремушки, кольца, массажные мячики;
для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи;
картотека подвижных игр.
картотека игр с массажными мячиками.
В этом году модуль «Физическая культура» пополнился разнообразным нестандартным оборудованием.
Оборудование для дыхательной гимнастики:
- «Пчелки»;
- «Сухой аквариум»;
- «Воздушный кольцеброс»;
- «Боулинг».
Оборудование для развития мелкой моторики:
- «Чудо-мешочки»;
- «Веселая гусеница»;
- «Палочки-моталочки».
Оборудование для профилактики плоскостопия:
- «Островок»;
- «Лапки»;
- «Ежовая дорожка»;
- «Солнечные лучики».
Оборудование для тактильных ощущений:
- «Сухой душ»;
- «Сухой бассейн».
Модуль безопасности «ОБЖ»
Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные пособия и игрушки:
- транспортные средства, спецмашины (мягкие кубы);
- парковка;
- светофор, дорожные знаки на стойке;
- одежда ДПС, Пожарный;
- противогаз детский;
- плакаты, ширмы по ОБЖ;
- аудиоматериал по ОБЖ;
- макеты: «Пожарная часть», «Пожар на улице города»;
- дидактические игры: «В мире опасных предметов», «Опасные предметы», «Это надо знать», «Дорожная азбука» и т.д.;
- разнообразная художественная литература.
А еще хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой дорог и инфраструктурой города.
Модуль «Познавательного развития»
Развивает мышление и пальчиковую моторику, освоение операций наложения, вкладывания, соединения частей в целое; развивает зрительное восприятие и внимание; формирует обследовательские навыки; развивает способности использовать речь для определения смысла своих действий; обогащает активный словарь детей и т. д.
К этому центру я отношу мозаики, лото, парные картинки, магнитную доску, различные мелкие фигурки и нетрадиционный материл для счёта; кубики, сюжетные картинки, крупные пазлы, наборы картинок для группировки, картотеку игр по развитию речи; картотеку подвижных игр по ФЭМП, магнитные цифры и буквы, кубики Зайцева и т.д. Материал уголка я использую как во время организованной образовательной деятельности, так и для индивидуальной работы с детьми.
Модуль «Речевого развития»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Для организации речевых игр в группе имеются:
- пособия для проведения артикуляционных упражнений,
- материалы для рассказывания,
- разнообразные дидактические, настольно-печатные игры,
- игры для развития мелкой моторики рук.
Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем центре имеются различные тренажёры:
мыльные пузыри;
воздушные шары;
султанчики и тренажёры для дыхания;
массажные мячики;
картотека по развитию связной речи (содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы, и т.д.)
Модуль «Книжный»
Формирует навык слушания, умение обращаться с книгой, расширяет представления об окружающем. В книжной витрине я обычно выставляю 4-5 книг по теме месяца, с яркими, крупными иллюстрациями. Я знакомлю их с уголком книги, показываю пример как нужно правильно рассматривать книги (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр, класть на место). В уголке дети получают первые навыки самостоятельного общения с книгой. В моем книжном центре есть сказки, рассказы, энциклопедии, книжки – раскладушки, стихи. Все книги с яркими иллюстрациями.
Модуль «Экология»
Ставит задачи экологического воспитания и образования детей, любви и бережного отношения к природе.
В центре природы есть:
комнатные растения (бегония, бальзамин, фиалка, алой, фикус);
картотека комнатных растений;
календарь природы;
муляжи овощей и фруктов, диких и домашних животных, животных жарких стран;
карточки с изображениями животных, растений, птиц;
альбомы с временами года, книжки и картинки авторов и художников с описанием времён года.
рисунки детей;
предметы для ухода за растениями (лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки для вытирания пыли, фартуки для детей, большая клеёнка, грабли, совочки);
природный материал (шишки, сухие листья, гербарий растений, веточки с разных видов деревьев, камешки, ракушки, песок);дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто, что ест?», «Цветик-семицветик», «Кто как говорит», «Животные и их детёныши», «С какого дерева лист» и т.д.;
макеты: «Домик в деревне», «Пустыня», «Северный полюс», «Африка»;
ширмы, плакаты, подборка наглядно-демонстрационного материала, методической литературы.
Модуль экспериментирования
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
В моей группе для экспериментальной деятельности есть:
Картотека опытов по экспериментальной деятельности;
Коллекция: «Тканей», «Бумаги», «Растений»;
Пробирки;
Воронки;
Стеклышки и т.д..Модуль «Творчество»
Способствует формированию творческого потенциала детей, развитию интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь дети проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и. д.
Набор материалов включает материалы для рисования, лепки, аппликации, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Для этого у нас имеются специальные трафареты, раскраски. Я собрала много материала для нетрадиционных техник рисования – манка, рис, гречка, штампики самодельные и покупные, тычки, зубные щетки, кисточки – тонкие и толстые, печатки, губка, ватные диски, ватные палочки и многое другое. Модуль «Творчество» включает в себя и дидактические игры, которые направлены на обучение детей различать цвета и понимать названия цвета. Их можно использовать в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Пособия-альбомы помогут найти образцы рисунков, поделок из природного, бросового материала, развить фантазию и изобретательность детей. Рядом находится мини-музей «Народной игрушки». В музее собрана информация о Русской матрешке, создана выставка, которая знакомит и обогащает знания детей о русской культуре. Имеется демонстрационный материал «Виды росписей», «Великие художники». В этом году были приобретены магнитные доски для самостоятельного творчества воспитанников и демонстрации для родителей.
Модуль «Музыка и театр»
Развивает слуховое восприятие и внимание, формирует исполнительские навыки, развивает творчество детей на основе литературных произведений. У нас в уголке есть звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (маракасы, свистульки, колокольчик, бубен, дудочка, металлофон, барабан, погремушки, кастаньеты пластмассовые на палочке и др.,) настольный театр, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковые, варежковый, плоскостные, оригами, бибабо, маски для постановки сказок, самодельные костюмы.И особенно для воспитанников интересен театр теней. В яркий солнечный день малыши с удовольствием играют в театр теней, а это развивает фантазию, творческие способности. Формирует у малышей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждает их к активному взаимодействию, общению со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивает речь и умение активно строить диалог. Развивает игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к поставленной цели. Воспитанники с большим увлечением пользуются всеми атрибутами, которые есть в музыкально-театральном центре. Также представлена картотека музыкальных игр, комплект компакт-дисков с музыкальными произведениями, нестандартное музыкальное оборудование: «Трещетки», «Шумовые баночки».
Модуль «Конструирования»
Развивает представления об основных свойствах объемных геометрических форм, навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, мелкую моторику пальцев, рук. Учит понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали.
Дети очень любят играть как с «Лего», так и с модулями. У них игра приобретает сюжетно – ролевой характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Играя с конструктором, воспитанники формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки. А также в группе для игр с конструктором созданы подиумы, благодаря которым воспитанники могут играть в любом месте по их желанию.
В модуль «Конструирования» также входят:
пластмассовые кубики;
пластмассовый конструктор;
деревянный конструктор;
крупное лего;
мелкое лего.
В этом году был приобретен большой, мягкий конструктор.
Модуль «ТСО»
Мы живем в  веке информации.   Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные  технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В группе имеются:
телевизор;
видеоплеер;
магнитофон (диски);
подборка, аудио материалов;
подборка видеозаписей с познавательными и развивающими фильмами.
Согласно ФГОС ДО в каждой группе должен быть уголок уединения для ребенка. В этом году в нашей группе появился такой центр. В Центре «Уединения» дети могут побыть одни, посмотреть фотоальбом детских и семейных фотографий в тишине, также здесь они могут поиграть с куклами или посмотреть свои любимые книги. Для уголка уединения родители изготовили мягкие пуфы, необычной формы подушечки. Ребята с удовольствием проводят время в этом центре.
Модуль «Эмоционального развития»
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они являются частью коммуникации, помогают человеку выражать свое отношение к происходящим вокруг событиям. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера играет очень важную роль. Поэтому в своей группе я организовала стенд «Карусель эмоций». Утром приходя в детский сад ребята отражают свое настроение в «Карусели эмоций». В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свое «Я», активно познает и оценивает себя и свою деятельность. Эмоциональный мир ребенка выходит на новый уровень: он учится новым эмоциям, начинает переживать не знакомые раннее чувства. На все это влияет изменившееся окружение ребенка, смена мотивов, появление новых интересов. Ребенок начинает воспринимать себя как часть социума поэтому начинает активно обучаться так называемым социальным эмоциям и нравственным чувствам. Идет процесс активного социально-эмоционального развития детей.
Подводя итог вышеизложенному, я считаю, что РППС моей группы - содержательно-насыщенная.
Вариативность.
Рассмотрим РППС моей группы на предмет вариативности.
Пространство в моей группе поделено на зоны (модули), где дети могут удовлетворить различные потребности, например, в уединении, игре с другими детьми, конструировании и т.п. Кроме того, игрушки и другие предметы я периодически обновляю. Ведь дети очень быстро теряют интерес к игрушкам, которые постоянно им доступны. Для поддержания познавательной и исследовательской активности я иногда предлагаю детям другие игрушки, другие предметы, которые предусмотрительно находятся у меня в запасе.
Я считаю, что свойство вариативности РППС в моей группе – достигнуто.
Трансформируемость.
Далее рассмотрим РППС на предмет – трансформируемости.
Трансформируемая, т. е. обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей.
Чтобы соответствовать требованиям ФГОС ДО, в своей группе, в прошлом году мы изготовили трансформируемое пособие. Пособие изготовлено из поролона (трансформируется с помощью завязок), что дает возможность его трансформировать. Сначала это пособие выступает как «Машина», далее она перестраивается в «Корабль», а если пособие разобрать на все составляющие, то получаются мягкие маты для занятий физическими упражнениями. Данное пособие очень полюбилось моим воспитанникам.
Также были приобретены мягкие модули – большой, мягкий конструктор. Ребята также активно используют его в своей свободной деятельности, трансформируя его в башню, в стену, то в мягкую мебель, то в домик.
Полифункциональность.
Полифункциональная т. е. обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.
Групповое пространство группы разделено на функциональные модули. Легкие ширмы, модули, легко переносимое оборудование позволяют более гибко подходить к расположению центров, они очень мобильны.
Полифункиональные игрушки и  модули позволяют детям активно преобразовывать среду в зависимости от игровой задачи.
Например, в нашей группе, в этом году обновили модуль «Сюжетно-ролевой игры». С помощью родителей были изготовлены ширмы (из пластиковых труб, 50х95см), которые дети активно используют в своей свободной деятельности. С одной стороны ширма представлена в виде магазина, а с другой стороны «Аптека». Дети по интересам выбирают ту игру, которая их привлекает в данный момент.
Доступность.
Доступная - обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Дети в моей группе имеют доступ ко всем видам игрушек, материалов, пособий и оборудования, для проявления их активности.
Безопасность.
Безопасная – все элементы, все составляющие окружающей среды моей группы: пособия, игрушки, мебель соответствуют предъявляемым требованиям по безопасности, надежности, соответствуют требованиям СанПин 2.4.1.3147-13, соответствуют возрастной категории детей. Безопасность игрушек подтверждается соответствующими документами, например сертификатом соответствия, который указывает на то, что данная игрушка соответствует ГОСТ.
Вывод: Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов. Насыщенная предметно – пространственная и образовательная среда, которую мы создали в группе, стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Я считаю, что РППС моей группы полностью соответствует ФГОС ДО, ведь детский сад, а конкретно группа должны предоставлять детям возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.
По плану развития РППС центры постоянно пополняются и модернизируются, с учетом ФГОС ДО.