Специфика обучения иностранным языкам одаренных детей


Костоломова Е.В.
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Проблема одаренности в современной педагогике становится более актуальной, так как все заметнее становится потребность общества в нестандартной творческой личности. Современная окружающая среда требует высокую активность человека, умения, способности нестандартного поведения.
Современное общество требует уникальных личностей, поэтому образовательная система стала претерпевать множество нововведений. Главное звено этой системы - педагог - должен обладать рядом важных профессиональных и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Так как одаренные дети отличаются друг от друга сферами интересов, степенью одаренности, то и программы для таких учащихся должны подбираться индивидуально.
Говоря о преподавании иностранного языка в школе, следует, прежде всего, отметить его специфику как учебной дисциплины. Заключается она в том, что предмет «Иностранный язык», характеризуясь чертами, присущими вообще языку как знаковой системе, в то же время имеет целый ряд отличительных от родного языка особенностей овладения и владения им.
В то же время иностранный язык существенно отличается и от любого другого учебного школьного предмета. Специфику иностранного языка как учебной дисциплины интуитивно чувствуют ученики, ее осознают и учителя. Она может служить и основанием складывающегося у учеников предубеждения, иногда критического и даже их отрицательного отношения к этому учебному предмету в школе.
Основной характеристикой языка является и то, что это форма существования сознания (и индивидуального и общественного через индивидуальное). Язык - это то, в чем передается отдельным людям опыт общественно-исторической практики человечества, и, соответственно, «это условие присвоения этого опыта индивидами и вместе с тем форма его существования в их сознании» [Леонтьев 2001: 378]. Методологически важным является также положение А. Н. Леонтьев относительно того, что «язык не является демиургом человеческого в человеке» [Леонтьев 2001: 378]. Демиургом, т. е. творцом человеческого в человеке, согласно А. Н. Леонтьеву, является его конкретная предметно-практическая деятельность, в ходе которой он взаимодействует с окружающими людьми. Наиболее существенной для интерпретации возможностей обучения языку является характеристика его как средства общения. Эта характеристика реализует одну из основных, наряду с семантической или сигнификативной (обозначающей), коммуникативную функцию языка (речи). Известно, что язык есть важное средство человеческого общения. Методологически важным является утверждение принципиальной невозможности обходиться без языка (речи) как обобщенного отражения и 27 знаковой фиксации опыта человечества человеческого общения, а, следовательно, и развития личности, осуществляемого прежде всего через общение и предметную деятельность ребенка со взрослым [Зимняя 2005: 56].
Рассмотренные характеристики языка относятся и к иностранному языку. С методологической точки зрения эти характеристики выявляют общественную, социально-историческую природу языка и указывают на необходимость обращения большего внимания учителя иностранного языка к содержательной, понятийной стороне изучаемых школьниками языковых явлений.
Современная система образования в России испытывает дефицит педагогов, подготовленных к работе с детьми, имеющими лингвистическую одаренность. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.
Международные организации, исследующие одаренность, играют важную роль в развитии профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми, играют. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который руководит работой по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. С 1988 года действует Европейский комитет по образованию одаренных детей («Евроталант») международная неправительственная организация с консультативным статусом при Совете Европы. Деятельность «Евроталанта» разворачивается в трех направлениях. Во-первых, законотворческая деятельность при Совете Европы. Она ориентирована на совершенствование системы образования с учетом потребностей одаренных детей. Во-вторых, проведение научных исследований и разработка концепции одаренности и педагогических подходов к одаренным детям. В-третьих, практическая поддержка одаренных детей (организация и помощь специальным школам, летним лагерям, консультативным центрам для вундеркиндов и т.п.). Результаты работы данной организации определяют подходы к подготовке педагогов с одаренными детьми в системе профессионального педагогического образования европейских стран.
Особую роль в подготовке педагогов к работе с одаренными детьми играет сфера дополнительного (неформального) образования. Так как школа является не совсем приспособленной для тех учащихся, кто отличается от учеников среднего уровня, то именно дополнительное образование способно расширить сферу творчества одаренного ребенка. Творческие мастерские, внешкольные кружки, студии, дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
За рубежом популярны каникулярные центры для одаренных детей, говорящих на разных языках. Данные организации способны дать мощный импульс интеллектуальному развитию ребенка. Наиболее известными в Европе являются летние центры каникул для одаренных детей при Кейдмьюрской международной школе в Великобритании и международный центр каникул французской ассоциации ALREP.
Одаренный человек это одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар необходимо создать такие условия, которые позволят ему учиться и развиваться. Речь идет о построении обучения на основе личностно-ориентированного подхода, о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно осуществляться подготовленными педагогами и наставниками (менторами), хорошо разбирающимся в специфике обучения одаренных детей.
Особое внимание при подготовке педагога к работе с одаренными детьми уделяется формированию базовых психологических знаний и умений применять их в практической деятельности. Осознается необходимость глубокой общетеоретической подготовки педагога, сформированной системы взглядов, ценностей и профессиональных качеств. При этом важной чертой подготовки будущего педагога является его самостоятельность, независимость в процессе обучения.
Необходимо отметить также социальные механизмы и формы взаимодействия одаренного учащегося с учителями и наставниками. Зачастую успех всего процесса обучения и воспитания личности одаренного ребенка предопределяется правильным выбором учителя. Приступая к работе по программе, учитель должен обладать высоким профессиональным уровнем, уметь налаживать взаимоотношения с учащимися, осуществлять творческий подход к обучению. На основе исследований американского педагога С. Бергера выделены функции учителя, работающего с одаренными детьми. Учителя могут помочь одаренным, сотрудничая с учителями-предметниками. Вместе они могут модифицировать расписание, изменить цели учебной программы и стратегии обучения, а также усовершенствовать процедуру оценки знаний.
Использование менторских (наставнических) программ является сегодня одним из наиболее эффективных способов совершенствования воспитания и обучения одаренных учащихся. Наставник выступает как советник, консультант, является моделью поведения для ученика, при необходимости играет роль критика, если это необходимо для достижения учеником поставленных целей. Взаимодействие с наставником дает возможность одаренным ученикам решить такие проблемы, как планирование будущей карьеры, развитие способности к выявлению приоритетов и к постановке долговременных целей.
Взаимодействие педагога и ребенка часто выстраивается на основе субъектно-объектных отношений. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. Для этого педагог должен действительно осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время [Ухтомский 2002: 328]. Прежде всего, педагог должен обладать гибкостью в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от несоответствующих ситуаций или задач, вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.
Педагог, цель которого развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и уверенностью в собственных силах, самоуважением. Он энергичен и склонен к экспериментированию, у него преобладает творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны иметь внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется через наложение своих целей на жизненные цели и ценности своих одаренных учеников.
Итак, проблема подготовки педагогов к обучению одаренных детей иностранному языку актуальна и ее изучение позволяет решать важную задачу учета индивидуальных способностей школьников. Зарубежный опыт профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми, весьма разнообразен и может быть интересен и полезен отечественной системе образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Леонтьев А.Н. О формировании способностей. М., 2001, - С. 378.
Зимняя И.А. Педагогическая психологии. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2005, -С 56.
Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. – С 328.
Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя [Текст] / под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2006.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе (Модернизация общего образования). СПб.: КАРО, 2005
Сайт всероссийского центра по работе с одаренными детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.odardeti.ru/static.php?mode=index, свободный. – Загл. с экрана.