Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему Изображение пространства (6 класс)


Технологическая карта урока 27.
Учреждение: ГБОУ СОШ № 630 Приморского района Санкт- Петербурга
Автор: учитель: Климова Светлана Васильевна
Название урока Изображение пространства.
Предмет ИЗО
Класс 6 класс
Тип урока Урок ознакомления с новым материалом
Технологии урока Урок-лекция, ИКТ
Образовательная среда урока Альбом, карандаш; методические таблицы. Презентация, мультимедийный проектор.
Цели урока Главная дидактическая цель урока Познакомить с особенностями изображения пространства в разные эпохи.
Обучающие цели Способствовать знакомству с особенностями видения мира в разные эпохи;
Способствовать знакомству с перспективой как изобразительной грамотой;
Уметь определять понятия: картинная плоскость, точка зрения, точка схода, линия горизонта;
Определять особенности обратной перспективы.
Развивающие цели Способствовать умению анализировать, выделять главное и обобщать.
Воспитывающие цели Способствовать пробуждению у учащихся эмоционального отклика на произведения искусства и действительности;
Прививать художественный вкус;
Способствовать воспитанию чувства ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса.
Этапы урока: время деятельность прогнозируемые результаты
учителя ученика УУД
организационный 0,5 мин Приветствие, знакомство с учащимися, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся. Готовят рабочее место. Регулятивные УУД:
умение организовать свое рабочее место под руководством учителя.
актуализация имеющихся знаний 3 мин. Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер… да я!
- Вы уже знаете термин, который обозначает взгляд вдаль? Назовите его.
- Перспектива.
- Перспектива – способ передачи на плоскости глубины пространства.
- Назовите жанр изобразительного искусства, в котором не может работать художник, не зная законов построения пространства.
- Пейзаж.
Теперь, я думаю. Всем понятно, о чём пойдёт речь на нашем уроке: о построении пространства в изобразительном искусстве.
Ответы учащихся. Познавательные УУД:
применение предметных знаний.
Коммуникативные УУД:
умение высказываться.
основная часть урока 20 мин. Понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи. Давайте вспомним немного историю.
В эпоху Древнего Египта изображения подчинялись строгим канонам. Изображения следовали вдоль плоскости, располагаясь рядами, словно мерно шествовали, ритмически повторяя жесты. При этом величина фигуры указывала на её значимость: самыми крупными были боги и фараоны. В этой системе изображалось всегда «что-то», что было предметно, а даль, протяженность земли и воздуха не передавались. Пространство в древнем искусстве было пустотой. Слайд 2.
Скажите, каким видели мир люди в древности?
- Вертикально.
Поэтому они изображали предметы равновеликими, и об удалении говорил не меньший их размер по сравнению с близкими предметами, а то, что предмет изображен в третьем или четвертом поясе картины.
Слайд 3. Перед вами настенная роспись «Сад и пруд».
Какой вид имеют изображения: пруд, рыбки, уточки, деревья?
Закончите предложение: В одном изображении древние египтяне соединяли вид ___ и ___,___.
Слайд 4.Эпоха Древней Греции. Греческие живописцы изображали не само пространство, а фигуру в пространстве. Развернулись плечи, правдоподобными стали движения людей. Изображали только то, что имело телесную, предметную форму. Существовал только передний план, только близкие предметы. Но каждый предмет мог рассматриваться под разными углами зрения- то сверху, то сбоку, то снизу. Фигуры не перекрывались друг другом.
Слайд 5.Эпоха Древнего Рима. В росписях стен появился своеобразный пейзаж. Однако нарисованное пространство не выглядело единым- оно украшало стены и легко переходило в орнамент. Здесь мы видим зачатки линейной перспективы.
Слайд 6 .Перед вами пейзаж китайского художника Го Си. Мы видим параллельную перспективу. Это было первой попыткой « согласовать умозрение со зрением». Для этой перспективы характерно отсутствие фиксированной точки зрения художника. Когда мы смотрим на китайскую картину, возникает ощущение, будто художник изображал предметы, как бы глядя на них с далёкой вершины горы.
Слайд 7. Искусство Средних веков стало преимущественно религиозным и по сюжетам, и по назначению. Изображения повествовательны и несут символический смысл. Они действуют на чувства зрителя. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди на молящемся человеке, как бы замыкаются им и, наоборот, расширяются в пространстве иконы. Такой метод называется обратной перспективой.
Слайд 8. В эпоху Возрождения в европейском искусстве появился интерес к изучению реального мира и личности человека. Эти устремления потребовали возвращение к античности. Именно в эпоху Возрождения появились понятия: линейная перспектива (вид перспективы, расчитанный на неподвижную точку зрения), точка схода и линия горизонта (линия положения глаза человека). Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере их удаления от наблюдателя. Пространство, уходящее вдаль, стало изображаемой реальностью.
Вывод: способов передачи пространства на плоскости существует множество. Применение любого из них связано с формой выражения содержания, которое обусловлено мироощущением художника и эпохи.
Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Познавательные УУД:
умение видеть и слышать;
применение предметных знаний.
Коммуникативные УУД:
умение высказываться.
Регулятивные УУД:
выполнение учебного задания в соответствии с целью.
2 мин. Динамическая пауза: демонстрирует простейшие физ. упражнения. Выполняют упражнения по примеру учителя. Регулятивные УУД:
осуществлять правильное чередование труда и отдыха.
15 Задание: сделать графические зарисовки с разными точками зрения на пространство. Выполняют творческое задание в карандаше. Регулятивные УУД:
выполнение учебного задания в соответствии с целью.
Познавательные УУД:
применение предметных знаний.
Заключительная часть урока. Рефлексия.
3 мин. Объясните, как понимаете понятия:
- картинная плоскость
- точка зрения
- точка схода
- линия горизонта
- высота линии горизонта. Отвечают на вопросы. Регулятивные УУД:
выполнение учебного задания в соответствии с целью.
Познавательные УУД:
применение предметных знаний.
Коммуникативные УУД:
умение высказываться.
Что, на ваш взгляд, было самым интересным, трудным, над чем нужно ещё поработать? Отвечают на вопросы. Коммуникативные УУД:
умение высказываться.
Оценочная деятельность.
Выставка работ учащихся. Обсуждение работ. Познавательные УУД:
применение предметных знаний.
Коммуникативные УУД:
умение высказываться.
Домашнее задание 0,5 мин. Сделать графические наброски пейзажей. Принести: альбом, черная и белая гуашь, палитра, кисти. Записывают задание в дневник. Регулятивные УУД:
выполнение учебного задания в соответствии с целью.
Организованный конец урока 1 мин. Благодарность за сотрудничество. Контроль за уборкой рабочего места. Уборка рабочего места. Регулятивные УУД:
умение освободить свое рабочее место под руководством учителя.
Источники информации Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Л.А. Неменская, И.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С. Горбачевская. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс.- М.: Просвещение, 2012.
Приложение Компьютерная презентация «Изображение пространства»