Разработка урока по изобразительному искусству Изображение пространства в пейзаже (6 класс)

Изобразительное искусство. 6 класс.
«Пейзаж – большой мир. Изображение пространства».
Цели урока: формирование  умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира;
Задачи:
образовательные:
расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства;
Дать понятия правил воздушной перспективы в изобразительном искусстве.
показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа;
познакомить с творчеством Айвазовского.
развивающие:
развивать умения и навыки учеников в выборе композиционных приемов при заполнении пространства;
овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;
совершенствовать технику  работы с красками;
формировать познавательный интерес учащихся к предмету;
развивать творческую фантазию;
воспитательные:
создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
формировать  нравственные качества личности;
Оборудование:
Для учителя: бумага (А3), краски (гуашь), кисть, баночка с водой, экран, проектор, компьютер,  репродукции картин, презентация к уроку.
Для учащихся: гуашь, кисти, лист формат А-4, палитра, банка для воды.
План урока (45 мин):
Организационный момент. Активация внимания на познавательную деятельность. 3мин.
Сообщение темы урока. 4мин.
Изучение нового материала. Вводная беседа с демонстрацией  презентации. Актуализация знаний. 10мин.
Физкультминутка. 3мин.
Практическая часть. Последовательное изображение пейзажа.15мин.
Рефлексия. Выставка работ. Обсуждение. Оценивание.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ходурока.
Организация класса.
- Какие жанры в изобразительном искусстве вам известны? (ответы учащихся – портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой и исторический жанры.)
- Что художник, работающий в том или ином жанре, изображает на своей работе? (ответы учащихся – портретист, создавая образ какого-нибудь человека, стремится передать самые важные черты его характера; пейзажист – изображает природу, виды местности, ландшафт; в натюрморте художник изображает окружающие его предметы как неодушевлённые, так и природной формы; бытовой жанр определяется кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека, а исторический – посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных действий.)
Чему мы посвятим наш урок? Об этом пойдёт речь в стихотворении, которое я вам прочту.
Объяснение новой темы 1 слайд
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
И родник с живой Ключевой водой
В каком жанре можно встретить такие изображения?
Это пейзаж. (ответы детей)
А что самое главное в изображении пейзажа? – отвечают дети.
Это показать пространство.
Тема нашего урока «Изображение пространства в пейзаже».
Но чтобы выполнить работу правильно нам необходимо будет применить законы перспективы. Слово перспектива (от латинского perspicere) означает насквозь видеть.
Перспектива – учение о том, как добиться на плоском листе бумаги или холсте ощущения глубины, пространства. Иными словами, как изобразить окружающий нас мир таким, каким мы его видим.
Кроме того, существует ещё воздушная перспектива. Если выйти на открытое место и посмотреть вдаль, то увидишь, что предметы, удалённые от нас, как-то посветлели и приобрели голубоватый оттенок. А лес на горизонте – и вовсе стал синим. Произошло это оттого, что между нашим глазом и далёким предметом лежит толща воздуха. Она-то и смягчает цвет предметов, придаёт им голубоватый оттенок.
Открытие законов перспективы было очень важно для художников: в их картинах появилась глубина и пространство.
Я вам расскажу как в своём творчестве великий русский художник – маринист применял правила воздушной перспективы.
Рассказ о творчестве Айвазовского с показом произведений.
Правила воздушной перспективы:
При удалении планов тон теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет;
Окутанная воздухом даль голубеет;
Ближний план - тёплый и контрастный
Средний – самый разработанный, мягкие тона;
светлый, обобщенный, всё сливается в общей воздушной дымке.
Практическаяработа.
Мы, сегодня, используя такие выразительные средства живописи – мазок изобразим пространство, построим воздушную перспективу изобразив просторы моря.
С чего начинается работа над любым рисунком? Со зрительного расположения предметов на листе. Разметку мы сделаем сразу кистью, проведя синим цветом линию горизонта. Краски будем смешивать сразу на рисунке поэтому у нас под рукой нет палитры. Рисуем небо, здесь оно заканчивается и начинается земля. Как называется эта линия? Линия горизонта.
Какого цвета вода? – ответы детей.
Везде ли одинаковым цветом нужно нарисовать воду? – ответы детей.
Во время выполнения практической части учитель следит за работой учащихся, советует и помогает при необходимости.
Подведение итогов урока.
Организация выставки рисунков. Обсуждение, вопросы: Всем ли удалось правильно показать перспективу? Покажите самую, на ваш взгляд, удачную работу.
- Ребята, с творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
- Что изобразил художник на своих работах?
- Какие виды перспективы вам известны?
Уборка своих рабочих мест.
- На этом урок закончен. До свидания!
Самоанализурока
Тема урока – изображение пространства в пейзаже – это вторая тема 4 четверти в 6 классе. Основной замысел проведённого урока заключался в том, что рисовать не сложно: можно и без карандаша, и быстро, и правильно.
Цель урока: Расширить знания учащихся о правилах перспективы в изобразительном искусстве.
Задачи урока: - Расширить представление детей о жанре пейзажа, ознакомить с работой художников в этой области.
- Развивать композиционное мышление, образное воображение, художественный вкус.
- Научить применять свои знания о перспективе для рисования пейзажа.
- Воспитывать любовь к окружающему миру.
Содержание урока следующее: Для эмоционального настроя учащихся я читала стихи, для актуализации знаний – задавала вопросы. Использовала зрительный ряд, который показывает как художники добиваются выразительности, используя законы перспективы. Уроки ИЗО как никакие другие демонстрируют принципы личностно-ориентированного подхода, т. к. каждый ученик рисует по-своему, а учитель помогает ему выразить свой внутренний мир. Для создания мотивирующей ситуации и ситуации успеха я сама показывала все этапы практической работы.
Представим: любой человек каждый день видит дерево и видит изображение дерева на картине, а вот как создавалось это изображение - он не знает. Как бы долго учитель не объяснял, что ствол дерева сужается кверху, а ветки имеют разную толщину и направление, ученик всё равно нарисует по-своему – прямоугольный ствол с обрубленной вершиной и параллельные одинаковые ветки. А если учитель систематически будет рисовать вместе с детьми, давая тем самым образец, то пусть не сразу, но когда-нибудь ученик нарисует это дерево правильно. Т. О. учитель активизирует и обогащает субъективный опыт учащихся, стимулирует проявление ими инициативы и самостоятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Для подведения итогов урока нужно всегда организовывать выставку всех работ, для того, чтобы учащиеся могли оценить не только свою работу, но и сравнить её с другими, учились говорить об искусстве, использовать художественные термины.
Считаю, что мне удалось реализовать замысел урока и решить поставленные задачи. Проведённое занятие было направлено на развитие творческих способностей школьников, оно расширило знания учащихся о правилах перспективы в изобразительном искусстве. Дети научились применять свои знания о перспективе для рисования пейзажа. Достоинством проведённого урока можно считать то, что, как мы видим, не было (явно) неудачных работ, настроение ребят и их самооценка не ухудшились, а это способствует формированию позитивного взгляда на мир.

15