План-конспект урока по изобразительному искусству 3 класс Тема: «Русская матрешка-символ материнства».




План-конспект урока


по изобразительному искусству
3 класс


Тема: «Русская матрешка-символ материнства»




























Учитель: Гончарова Светлана Владимировна


Цель урока: Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек .
Задачи урока:
учить выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана
познакомить учащихся с историей матрешки
учить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях русских мастеров
развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям




План урока:

Организационный момент
Определение темы урока
Изучение теоретического материала по плану:
История создания матрешки.
Знакомство с технологией изготовления матрешки.
Традиционные и авторские матрешки.
Отличительные особенности Семеновской, Загорской и Полхов-Майданской матрешек.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Выставка работ, подведение итогов.


Ход урока


1. Организационный момент
2. Определение темы урока
-Дорогие ребята! Сегодня мы с вами вспомним одну русскую игрушку. Эта игрушка с секретом. Отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Конечно, это матрешка. Какой у нее секрет? Что интересного вы знаете об этой игрушке? Из какого материала делают матрешку?

- О чем бы вы хотели еще узнать о ней? (составляем список вопросов)

Как появилась первая матрёшка?
Как матрешка получила свое имя?
Как делают матрешку?
Где делают матрешек?
Чем они различаются?
Какою высоту имеет самая большая матрешка?
В какой последовательности расписывают матрешку?
Изучение теоретического материала
История создания матрешки.

-Искать ответы на эти вопросы будем в парах. Возьмите карточку№1. Прочитайте текст и рассмотрите иллюстрации.
Привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукурама, что означает веселый складной старичок. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками. . « Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто – то, увидев куклу. Имя Матрёна раньше было очень распространено, вот и стали называть игрушку ласково Матрёшей, Матрёнушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.



















-На какие вопросы готовы ответить? (ответы детей) (демонстрация иллюстраций)
-Кто хочет дополнить ответ?
Знакомство с технологией изготовления матрешки.

- Молодцы! Пришло время узнать, как делают матрешек. Возьмите конверт №2. Прочитайте текст, рассмотрите иллюстрации, установите их порядок.

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты.
Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат.
Теперь матрешка готова к росписи. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.
После раскраски матрешек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.



























- В какой последовательности изготавливают матрёшку?(ответы детей, сопровождаются демонстрацией соответствующих иллюстраций)
Традиционные и авторские матрешки.

- Много появилось матрешек после той, первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. В начале ХХ века насчитывали более 20 видов матрешек. Одни были «одеты» в национальные платья, другие щеголяли в старинных исторических костюмах, третьи словно шагнули к нам из сказки. Мы сегодня рассмотрим только 4 их вида, найдем их различия.
- Загорская матрешка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках.
Сейчас Загорск - это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. А в руках у загорских матрешек бывает корзинка, узелок или цветы


-Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему.. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр














- Есть такое село в Нижегородской области Полхов – Майдан. Село большое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят « таратушки», - так мастера называют свои игрушки. Занимались этим делом не одно поколение сельчан.












В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу.












-На фартуке таких матрешек могут изображать памятники архитектуры, пейзажи, репродукции картин, сюжеты народных сказок и др. в виде матрешек изображают животных и даже политиков.
Отличительные особенности Семеновской, Загорской и Полхов-Майданской матрешек.

- Рассмотрим Семеновскую, Загорскую и Полхов-Майданскую матрешки, сравним их с помощью таблицы.





Загорская
Семеновская
Полхов-Майданская

Форма
Крутобока,устойчива
Заужена книзу
Удлененная

Основные цвета росписи
Все
Красный, зеленый синий, желтый
Желтый, малиновый

Платок
В узорах, узелок
С каймой, узелок
С цветком, нет узелка

Волосы
Часто светлые
Темные, черные
Черные кудри

Одежда
Сарафан , кофта
Передник , кофта
Овал-передник

Узоры
Простые (цветы, точки, листы, линии)
Пышные розы, колокольчики, маки, листья
Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки


Предмет в руках

Нет рук


- На какой вопрос еще не ответили? (в какой последовательности расписывается матрешка?)
-Посмотрите сюжет и запомните последовательность.( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
овал лица (карандашом)
черты лица (карандашом)
платок (карандашом)
кофта, фартук (карандашом)
роспись одежды (красками)
декоративные узоры, лицо (красками)
Физкультминутка.

Практическая работа.
Приятно любоваться матрешками, но еще приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии. Выполните самостоятельно роспись Сергиево Посадской или Загорской матрёшки, ее силуэт у каждого есть на столе. (текущий инструктаж)
Итог. Выставка работ учащихся на доске.

Подходите, подходите
На товары поглядите !
Привезли издалека
Мы не ситцы , не шелка
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрёшки
На баранах , на быках,
Все с гостинцами в руках.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!
Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки.


- Какие из работ вам нравятся?
- Что интересного узнали на уроке?
-Чему научились?
-Какие были трудности?










.