Конспект урока изо ПРИРОДЫ И АРХИТЕКТУРА. ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО ПРОСТРАНСТВА (7 класс)


Изобразительное искусство 7 класс
УРОК № 25-26.
ТЕМА УРОКА.  ПРИРОДЫ И АРХИТЕКТУРА. ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТИОГО ПРОСТРАНСТВА
Тип урока Урок изучения новых знаний
Цели деятельности учителя Формировать представление о единстве города и ландшафтно-парковой среды; учить технологиям макетирования, использованию в технике бумагопластики различных материалов и фактур; развивать пространственно-конструктивное мышление
Планируемые образовательные результаты
Предметные уудМетапредметные уудЛичностные ууд• пони мать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры;
• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; • использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности Регулятивные:
• работать по плану, создавая архитектурно-ландшафтные объекты;
• определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану, сверяясь с целью.
Коммуникативные:
• выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
• организовывать работу в группе;
• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, выдвигать аргументы в дискуссии, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей) • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• осваивать новые приёмы работы в процессе макетирования;
• вырабатывать аналитическое мышление, выполняя практическую работу;
• осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него
Методы и формы обучения Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа. Формы: групповая, фронтальная, индивидуальна
Образовательные ресурсы • Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/\viki/
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: графические материалы, бумага, ткани, природный материал, клей, резак, ножницы
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентации «Природа в городе», «Архитектурно-природное творчество». Карточки с предметами архитектурно-ландшафтных сооружений
Основные понятия и термины Ландшафт. Ландшафтная архитектура
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляе-мая деятельность учащихся Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Проме-жуточ-ный конт-роль1 2 3 4 5 6 7
I. Органи-зацион-ный момент
Подготовка учащихся
к изучению нового материала - Предлагаю поиграть! Я дам одному человеку из класса карточку, на которой изображен предмет. Необходимо рассказать о предмете, не называя его (река, деревья, клумба, скамейка, беседка, лестница, скульптурные сооружение, качели). - Что объединяет все эти предметы?
- Правильно. Это окружает нас на улицах города!
Вспомните уроки географии и назовите, о какой отрасли архитектуры пойдёт речь сегодня?
- Ландшафтная архитектура  Играют. Отгадывают предметы. Приходят к выводу. Ставят перед собой цель
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели
II. Изу-чение нового материала
Объяснительно-иллюстратив-ный
- Вместе с известным из географии термином «ландшафт», ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом и представляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная архитектура», тот ее уровень, который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды, растительности.
Парк Петергофа.
Ландшафтный дизайн - это также проектирование садовых сооружений, искусственных покрытий и малых архитектурных форм. Он формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека. Тропический сад Нонг Нуч, Таиланд.
Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и убранство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий. «Птичьи гнезда» в парке Гуэль. Мир каменной скульптуры. Барселона.
Презентация «Природа в городе». (Слайды 2-4.)
- Дайте определение понятию «ландшафтная архитектура».
- Это специальная отрасль архитектуры, которая включает в себя садово-парковое искусство и архитектурно-природное творчество.
- Предлагаю познакомиться с ландшафтной архитектурой, с законами и приемами ландшафтного дизайна, с некоторыми элементами оформления сада.
Висячие сады Семирамиды.
Как известно, начало садового дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени.
К примеру, роспись садовой комнаты в доме Ливии в Риме, выполненная в 1 веке до н. э., отражает идеализированный образ райского места. Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства Древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. (Древний Вавилон.)
Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы. (Готический замок Карлштейн. Чехия.) Презентация «Природа в город». (Слайды 5-7.)
- Прикрепите к доске материал, который вы принесли, если считаете, что ваши ландшафты относятся к готическому стилю.
Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. (Садово-парковое искусство эпохи Возрождения.)
Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.
Презентация «Природа в городе». (Слайды 8- 9.)
А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом эпохи Возрождения.
Во времена барокко в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. (Ландшафт королевского сада виллы Марлиа в стиле позднего барокко.)
Презентация «Природа в городе». (Слайд 10.)
- А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом в стиле барокко.
Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. (Ландшафтный парк Уильяма Кента.)
Презентация «Природа в городе». (Слайд 11.)
- А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом в стиле классицизма.
ХХ век отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и садовом ландшафте. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. (Ландшафт в стиле техно.)
Презентация «Природа в городе». (Слайд 12.)
- Прикрепите к доске материал, который вы принесли, если считаете, что ваши ландшафты выполнены в современном стиле.
Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Удивительна школа ландшафтной архитектуры стран Востока. Главное в ней - философски-поэтическое осознание роли природы в жизни человека. (Сад камней в Японии.)
Английской школе присуще художественное и функциональное единство природной среды и архитектурных сооружений. (Парк князя Пюклера в Бад-Мускау - самый крупный английский парк.) Французская школа основывается на рациональном, математически выверенном подходе, когда композиция парков имеет жёсткий каркас и выглядит как огромный сочинённый орнамент зелёного ковра. (Парк Версальского дворца.)
В Древней Руси укреплялись только города вместо замков, как в средневековой Европе. Стояли усадьбы, окруженные сельскохозяйственными угодьями. (Торжок. Василёво. Тверская область. «Чертов мост) Русский город строился на противопоставлении яркой полихромности построек природному окружению любого времени года. Памятников ландшафтной архитектуры ло ХУI века практически не сохранилось. (Русская усадьба. Середниково.) До ХУIII века в русском ландшафте наблюдается период, названный «екатерининским классицизмом». (Усадьба Кусково - уникальный памятник; культуры XVIlI века.)
XIX век - период интенсивного развития городских садов, бульваров и набережных, предназначенных специально для «гуляния» горожан. (Петергоф, Центральный парк культуры и отдыха имени Горького в Москве.)
Презентация «Природа в городе». (Слайд 13-19.)
- Подумайте и скажите, для каких стран наиболее характерен ландшафтный дизайн в стиле готики, классицизма, барокко.
Традиции садово-паркового искусства стран Европы и Азии питают творчество современных архитекторов. (Ландшафтный дизайн внутреннего дворика Trinity Col1ege. Канада.) Знакомятся с искусством создания садов, пар ков, бульваров. Делают вывод и дают определение понятию «ландшафтная архитектура».
Смотрят презентации, высказывают свое мнение.
Смотрят презентации, высказывают свое мнение. Развешивают приготовленные фотоматериалы в соответствии со стилем ландшафтного дизайна. Определяют, для каких стран наиболее характерен ландшафтный дизайн в стиле готики, классицизма, барокко
Фронталь-ная, индивиду-альная
Познавательные: понимают эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; приобретают общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; пользуются необходимой информацией из прослушанного объяснения; анализируют, делают выводы; строят логически обоснованные рассуждения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; критически осмысливают свои ответы: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.
Регулятивные: выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга; планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Частично-поисковый
- Составьте «характеристику взаимоотношений архитектуры и природы». Сравните два различных архитектурно-ландшафтных стиля на конкретном примере. Выполнение заданий: с. 131, задание 1 учебника.
Чтобы выполнить следующее задание, необходимо понять, что необходимо для воплощения идеи в макете ландшафта.
См. ресурсный материал (1) к уроку "а с. 149.
- Рассмотрите картину великого русского художника Исаака Ильича Левитана «Тихая обитель».
На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, то есть к законам архитектуры. Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Ландшафт, созданный человеком, подчиняется законам композиции. Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения, необходимо добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии.
Японский сад Никка Юко, Канада.
Презентация «Архитектурно-природное творчество» (Слайды 2-5.)
- Придумайте и выполните схему-чертёж будущей ландшафтной композиции.
Законы перспективы также важны при организации архитектурно-ландшафтного пространства. Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.
Хайлайн - зеленый оазис в Нью-Йорке, Различают перспективу линейную и воздушную. Си. ресурсный материал (2) к уроку на с. 149.
Сады Будхарт. Канада. Канченджанга, самая высокая гора Индии.
В отличие от живописи с ее условным изображением природы, в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства. Японский пар к Кёраку-эн,
Презентация « Архитектурно-природное творчество» (Слайды 6-8.)
В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели. Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.
Сад Staircase в Киото. Япония.
В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений: любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков; при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге.
Клумбы. Япония.
Презентация «Архитектурно-природное творчество». (Слайды 9- 10.)
- Подберите материал для будущей работы в определённой гамме.
В тихой зоне сада или приусадебного парка среди зелени и цветов, как правило, устанавливают беседки. Хорошо, когда беседку закрывает от господствующих ветров склон холма или кроны деревьев, а рядом оборудована игровая площадки или небольшой водоем. Сады времен правлении династии Мин. Китай. Презентация « Архитектурно-природное творчество». (Слайд 11.)
- Используя бумажную пластику, сконструируйте беседку для своего будущего ландшафта в выбранном вами стиле.
Бельведер - загадочное и непривычное слово, что объясняется историей этого элегантного, но несколько специфического сооружения. Лет сто назад бельведеры были весьма популярны: из бельведера помещики любовались своими поместьями, кстати, слово бельведер так и переводится с итальянского - красивый вид. Бельведеры по назначению подобны беседкам, но у них либо решетчатые стенки, либо стенок совсем нет. Бельведер на самой высокой точке итальянского сада в окружении статуй.
Презентация «Архитектурно-природное творчество». (Слайд 12.)
- Для конструкции бельведера можно использовать про волоку или другой материал. Сделайте лёгкую конструкцию из природного материала.
Неотъемлемой частью всех ограждений являются ворота и калитки. Их необходимо попытаться выдержать в одном стиле с забором, по своей композиции ворота и калитки должны гармонировать с домом и оградой. Калитка в сад. Китай.
Вертикальное озеленение садового участка придает ему неповторимое очарование.
Cм. ресурсный материал (3) к уроку на с. 149. Рокарий в японском стиле.
Лестницы давно превратились из элемента ландшафтного дизайна в эффектное декоративное украшение. Водопадная лестница Большого каскада. Петергоф. Презентация «.4рхитскmурно-nрuрод1l0е творчество». (Слайды 13-17.)
- Используйте в своей работе природный материал, различные фактуры.
Сады, парки, бульвары не обретут свой индивидуальный и законченный облик, если не будет уделено должного внимания элементам оформления. Ведь любовь к месту, где мы живем, складывается из мелочей, которые нам дороги.
Парк культуры и отдыха «Сокольники». Москва. Презентация «.4рхuтектурно-nрuродное творчество». (Слайд 18.)
Выполнение заданий: С. 131, задание 3 учебника Слушают учителя. Знакомятся с правилами организации пространства 
ландшафта. Готовятся к практической работе. Смотрят презентацию, анализируют, делают выводы.
Создают элементы для макета и ландшафт в определённом стиле
Индивиду-альная
Познавательные: используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей; выполняют аналитическое упражнение; получают представление об эстетическом сосуществовании природы и архитектуры; используют известные и осваивают новые приёмы работы с бумагой и другими материалами.
Регулятивные: планируют деятельность, выбирают способы достижения цели. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; критически осмысливают свои ответы: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга; планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию IV. Итоги урока. Рефлек-сия Творческое обсуждение работ
Организует обсуждение работ.
-Рассмотрите работы своих товарищей. Расскажите друг другу о своих пластических находках. Поделитесь опытом
Делятся опытом выполнения работы
Фронталь-ная работа
Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение Ресурсный материал к урокам 25-26
1. Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-«обманки», которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен «верхового» сада в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И, наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористки, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.
2. И в природе, и на картине мы замечаем, как сходятся на горизонте уходящие от нас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы. Воздушная перспектива -- это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.
3. С помощью этого простого приема украшают подходы к дому и другим строениям, создают теневые зоны, которые спасают от палящих лучей солнца, придают участку единственный, только ему при сущий вид. К вертикальным садовым конструкциям относят перголы, трельяжи, шпалеры, различные арочные конструкции. Пергола выполнена в средневековой традиции. Мостики не только помогают преодолеть препятствия, неровности рельефа - овраги, ручьи, но и являются изящным декоративным элементом в ландшафтном дизайне. Существуют интересные инструменты в ландшафтной архитектуре, которые идеально приспособлены для декора участков со склонами. Рокарий - один из таких инструментов - живописная конструкция из камней разных размеров и растений, расположенная на склонах и террасах.