Разработка урока по ИЗО в 7 классе на тему Дизайн и архитектура сада

Урок изобразительного искусства в 7 классе.
Тема урока: «Дизайн и архитектура сада».

Курсова Елена Ивановна,
учитель высшей квалификационной категории

Цель урока: формирование умений и навыков создания ландшафтной композиции (в технике коллаж и макетирования) с использованием стилей, приёмов и элементов оформления сада.
Задачи урока:
Обучающие: - углубить знания о стилевых направлениях ландшафтного дизайна, полученные на уроке изобразительного искусства, научить использовать их в собственных проектах.
Развивающие: - способствовать развитию познавательной активности учащихся, развивать композиционное мышление и воображение, умения и навыки работы с материалами.
Воспитывающие: - формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего  мира, умение замечать удивительные особенности садов и парков. Воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия.
Тип урока: комбинированный, интегрированный (обобщение знаний).
Вид урока: урок-практикум (проектная деятельность).
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Организация пространства: деление класса на группы.
Ресурсы урока:
оборудование - интерактивная доска, проектор, компьютер;
зрительный ряд - презентация урока, кроссворд, текстовые задания, инструктаж;
литературный ряд - Б. Прахов «У каждого - своё предназначенье...»,
Жак Делиль, поэма «Сады»;
музыкальный ряд – С. В. Рахманинов, Ф. Шопен. «Нежность»,
А. Вивальди «Времена года», «Весна».
Материалы для учащихся: основа для проектов, бумага разной фактуры, вырезки из журналов, природный и подручный материал, клей, ножницы, пластилин.
План урока:
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Повторение и обобщение знаний: стили дизайна сада.
Актуализация знаний учащихся.
Динамическая пауза.
Постановка художественной задачи.
Творческая работа учащихся в группах. Самостоятельная часть.
Защита проектов.
9. Рефлексия.
10.Заключительное слово учителя, домашнее задание.

Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
- Наш урок я хотела бы начать со стихотворения Бориса Прахова:
«У каждого - своё предназначенье...»
Промолвил Подорожник: "Сад прекрасен, Но толку в нём, мне кажется, не много - Он рану залечить, увы, не властен, Лишь тропки в нём, а предо мной - дорога!". А Сад благоухал и слов не слушал - Свела с ума своя ж краса цветная. Он красотой лечил людские души, Возможно, даже сам того не зная...
- О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Нужен ли сад человеку? Каково предназначение сада? Кто создаёт сады? Кто такой ландшафтный дизайнер? Что такое ландшафтный дизайн?
Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением.
Ландшафтный дизайн – проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком.
- Попробуйте определить тему нашего урока.
Тема урока: «Дизайн и архитектура сада».
Искусство ландшафтного дизайна насчитывает ни одно столетие:
С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы.
Жак Делиль. 18 век. Поэма «Сады».
С этой поэмой Вы должны были ознакомиться дома. Посмотрим, чуть позже, как это у Вас получилось.
Сегодня на уроке мы побываем в роли ландшафтных дизайнеров.
Класс разделён на четыре группы:
1 группа «Французский сад»;
2 группа «Английский сад»;
3 группа «Восточный сад»;
4 группа «Русская усадьба».

Каждой группе нужно создать проект сада, который Вы выбрали для себя.
- Ребята, какую цель мы можем поставить перед собой?
Цель нашего урока: использовать свои знания стилей ландшафтного дизайна, развивать свои умения и навыки создания ландшафтной композиции.
Для начала мы проверим свои знания
Повторение и обобщение знаний.
1-е задание для всего класса: Отгадайте кроссворд:
Решетчатая арочная конструкция. (Пергола)
Японская цветущая вишня. (Сакура)
Малая архитектурная форма для отдыха. (Беседка)
Важный элемент китайского сада. (Камень)
Малая архитектурная форма как продолжение дорожки. (Мостик)
Композиция озеленения из цветов и камней. (Альпинарий)
2-е задание для групп: Определите стиль сада по картинам художников в соответствии с выбором вашей группы, т.е. с вашим названием. А подобранные отрывки из поэмы Жака Делиля «Сады» используйте как литературное сопровождение этих картин.
1 ученик: Есть много чудных мест, украшенных на диво. Какое предпочесть, решайте справедливо. Изысканностью форм пленяет Шантильи. Все хорошеет он, хоть дни его прошли. Бельэйль соединил величье с простотою Прелестный Тиволи. Он-как бутон весною; Все прихотливо в нем, и линии кривые Там были введены во Франции впервые.

2 ученик: В России северной свирепствуют метели, Но мощные леса, их кедры, сосны, ели, Мхи и лишайники во мгле морозных зим Стоят зеленые под слоем снеговым
Что предпочтительней для парков и садов? Не плоскости равнин и не зубцы хребтов - Долины и холмы с пологим косогором, Ведущим плавно вниз к ручьям или озерам

3 ученик: Китай нас поразит и странностью растений, И необычностью затейливых строений, Изгибом мостиков, и пагод высотой, Фарфором, росписью и красок пестротой.
(Япония -) в садах ее восточных Фонтанов звонкий плеск, журчанье вод проточных, Сквозных беседок тень, кусты цветущих роз, Пьянящий аромат, кружение стрекоз.

4 ученик: Вот, наконец, и ты, цветущий Альбион! Здесь создан Бэконом садовников закон (Сады) свободные, без прежних жестких пут, Как жители страны, естественно растут Кто может сосчитать прекрасные места, Где темен старый лес, где зелень трав густа, Где так сочны луга,
поля так плодородны
- Молодцы, с заданием справились!
- Поэма «Сады» - гимн садово-парковому искусству! А что воспевал в садах Жак Делиль?
(Он воспевал «облагороженную» природу, естественность и живописность.)
Актуализация знаний.
Последнее время существует тенденция превращения участка не просто в огород, окруженный застройками, а в красивый сад, в котором гармонично соседствуют жилые постройки, малые архитектурные формы, декоративные водоемы, плодовые деревья и кустарники, овощные культуры и цветы. Но только от человека зависит, каким этот сад будет.
Сегодня наш урок окрашен искусством поэзии Жака Делиля. Поэтому хочется продолжить урок его стихами:
Есть два лишь способа преображать природу: Один рассчитанностью линий покорять, Другой - нежданными картинами пленять Один являет нам симметрии закон. Изделия искусств в сады приносит он. Повсюду разместив то вазы, то скульптуры, Из геометрии взяв строгие фигуры, Деревья превратит в цилиндры и кубы
Другой все сохранит: луга, овраги, чащи, Пригорки, впадины, неровность, кривизну, Считая госпожой естественность одну.
Благоустройство сада включает в себя как инженерную подготовку местности - планировку, ограду, дорожки, строения, водные сооружения, так и озеленение.
Видеоролик. Дизайн-проект сада в 3D.
Сад в самые давние времена считался признаком достатка и благополучия. Особенно в странах с жарким, засушливым климатом. Ведь сад - это прохлада и спасительная тень. Про тех, у кого не было рядом с домом даже маленького садика, говорили: "Он беден, у него нет тени!"
Динамическая пауза.
А сейчас, пока ещё не разбит наш сад, а зелёная лужайка будущего сада позволяет поиграть в мяч, мы устроим динамическую паузу. Это упражнение для тренировки мышц глаз: необходимо медленно переводить взгляд, следуя за мячом на зелёной лужайке.
Постановка художественной задачи.
Сегодня мы попробуем использовать особенности планировки, элементы организации, озеленения и оформления сада в Английском, Французском, Восточном стиле (китайский, японский) и стиле Русская усадьба.
Задачи:
1. Распределить роли в группах:
- Дизайнер. Идея благоустройства, общая планировка сада, малые архитектурные формы, контроль исполнения проекта.
- Художник. Изобразительная деятельность, цветовое решение, декоративные элементы.
- Садовник. Озеленение: оформление цветников, планировка насаждений, мощение дорожек.
- Лирик. Настроение, поиск поэтического видения сада, защита проекта.
2. Выбрать из данного текста (см. Приложение) описание сада своей группы, лишнее зачеркнуть. Ответственный: дизайнер.
Один из вариантов демонстрируется на интерактивной доске.
(Заслушиваются ответы учащихся)
3. Познакомиться с инструктажем (см. Приложение) по выполнению основного задания в каждой группе. Ответственный: художник.
4. Создать ландшафтную композицию сада в заданном стиле в технике «коллаж» или «макет», используя примерный план земельного участка, архитектуру малых форм и другие элементы дизайна сада. Ответственный: садовник, дизайнер и художник.
Для работы используются подручные и природные материалы.
5. Подобрать в интернете стихи - поэтическое видение сада. Защитить свой проект в художественно-литературной форме. Ответственный: лирик.
Творческая работа учащихся в группах. Самостоятельная часть: Ребята работают в группах, создают свои проекты. Готовят защиту проекта.
Защита проектов.
Рефлексия. Подведение итогов, выводы, комментарии, оценка работ. Учитель просит каждого ученика оценить работу каждой группы с помощью карточек трёх цветов.
Заключительное слово учителя, домашнее задание.
- Целью урока было создание композиции в коллаже или в макете; используя все свои знания, умения и навыки, создать свой проект сада. Вы увлеклись этой работой, у вас всё получилось! Ваши навыки не пропадут даром и пригодятся в жизни!
Домашнее задание на выбор: Сделать эскиз, коллаж или макет уголка сада в стиле «кантри», так называемом «деревенском» стиле, который очень близок менталитету любого народа в любой стране сельской местности. При желании можно использовать компьютерные программы.

Литература
Локтев Д.М., Малые архитектурные формы, 2005 год;
Н. Дубровская «Дизайн сада. Коллекция идей», 2006 год;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






















Заголовок 1 Заголовок 315