Разработка урока по Физической географии материков и океанов 7 класс на тему Жизнь в океане


Урок 10 Класс: 7 «А», «Б», «В»
Дата: 02.10.2015
Количество часов: 1
Тема 3: МИРОВОЙ ОКЕАН
§ 10 Жизнь в океане
Цель: определять и называть взаимодействие океана с атмосферой и сушей; знать новые понятия: «муссоны», «морские воздушные массы».
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть взаимодействие океана с атмосферой и материками в результате круговорота воды и движения воздуха;
Развивающие: углубить знания о распределении живых организмов в океане;
Воспитательные: Воспитывать логическое мышление.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: проблемное обучение
Метод обучения: словесный, рассказ, объяснение, эвристическая беседа
Форма организации: коллективная, самостоятельная работа
Оборудование: физическая карта мира, полушарий, атлас, глобус
Приемы критического мышления: рефлексия, размышление
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы, цели урока.
II. Этап повторения пройденного материала (10 минут)
Задания по карточкам
КАРТОЧКА 1
ЗАДАНИЕ 1.
1. Дать определение Гидросфера - это…………………………………………………………….
2.Воды Мирового океана         …………………….                ……………………..                ……………………..
3. Привести примеры Океаны                                    реки                                          …………………….                ……………………..                
…………………….                ……………………..                
…………………….                 …………………….                
ЗАДАНИЕ 2. Основные части гидросферы:        
Мировой океан …………..%
Ледники ………………….%
Подземные воды …………%
Поверхностные воды……..%
Воды атмосферы………….%
ЗАДАНИЕ 3. Тест
1).Гидросфера это:
1 твердая оболочка
2. воздушная оболочка
3. водная оболочка.
2). Установите соответствие:
1.Воды Мирового океана                А. водяной пар
2. Воды суши                                    Б. океаны, моря, заливы, проливы
3. Воды атмосферы                          В. Реки, озера, ледники, подземные воды
КАРТОЧКА 2
ЗАДАНИЕ 1. Гипотезы происхождения вод Мирового океана.
1. …………………………………………………………………………………..
2. ………………………………………………………………………………….
3. ………………………………………………………………………………….
ЗАДАНИЕ 2. Дать определение Мировой круговорот – это……………………………………………………..
……………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………..
ЗАДАНИЕ 3. Дополнить Мировой круговорот воды связывает:
1.литосферу, гидросферу и атмосферу
2.биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу
3.атмосферу и гидросферу
4.биосферу, гидросферу и атмосферу.
III. Изучение нового материала (20 минут)
1. Океан - колыбель жизни на Земле.Разнообразие форм морских организмов: а) донные организмы - бентос;б) активно плавающие животные - нектон;в) пассивно плавающие животные - планктон;2. Распределение жизни в океане зависит от:- света;
-солености;
-количества растворенного кислорода;
-температуры воды;
- вертикальное перемешивание вод;
-наличия питательных элементов.
Жизнь в океане сосредоточена в основном на материковой отмели - шельфе.3. Биологические богатства океана.
Океан является кормильцем человека. Дары моря - важный источник белковой пищи.90 % из всех биологических богатств океана - рыба, остальная часть - морские звери, ракообразные, моллюски, водоросли; морские организмы - сырье для химической промышленности и фармакологии.4. Роль воздушных масс (ВМ) во взаимодействии океана с атмосферой и материками:
Большой запас тепла в водах океана оказывает существенное влияние на свойства ВМ, формирующихся над территорией океана.
Отличие морских ВМ от континентальных ВМ: а) влажность; б) температура.
Роль течений. Мощные теплые течения (Гольфстрим, Куросио и др.) несут теплую воду из тропических широт в умеренные и приполярные и переносят тепло на сушу.. при этом повышается температура в прибрежных и даже достаточно удаленных от океана частях материков.Океан может быть злобным и грозным, а вот он ласковый, тихий и спокойный. Каким бы он ни был, он полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. При исследовании морских глубин и сейчас ещё находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа, но условия жизни от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов, поэтому по образу жизни их делят на три группы.– Ребята, вспомните материал 6 класса. На какие группы делят морские организмы по образу жизни? (Планктон, нектон, бентос)
– Послушаем сообщение Верзуновой Валерии о планктоне.
На суше невозможно найти форму похожую на планктон. В толще воды постоянно парят живые существа. Вода из-за своей плотности и сопротивления позволяет им это делать. Планктонные организмы иногда могут достигать огромных размеров: 1 метра и более. Например, гигантская медуза Арктическая Циана достигает длины 12 метров. Такие формы планктона называют мегапланктоном. Организмы от 1 до 100 см – макропланктоном, от 1 до 10 мм – мезопланктоном, от 0,05 до 1 мм –микропланктоном, а мельче 0, 05 мм – наннопланктоном. Есть у планктонных организмов и органы движения, но они помогают им только парить в толще воды, а не передвигаться и противостоять течениям. Им они полностью подвластны. Планктон заселяет глубины 40 – 50 метров, а прозрачные воды – до 100 метров.
– О нектоне подготовил сообщение Соболев Влад.
Нектонные организмы приобрели ряд приспособлений, позволяющих им двигаться, плыть, скользить по воде (даже против течения), а иногда и летать по воздуху (летучие рыбы, кальмары). Некоторые представители двигаются втягивая в себя воду и выбрасывают из задней кишки (сила реактивной струи). Для уменьшения сопротивления у некоторых обтекаемая форма. Китообразные приспособились гасить вихревые потоки специальными структурами кожи (слизь).Некоторые представители нектона прыгают (рыба периофтальмус, ударяя по поверхности воды плавниками и хвостом, перепрыгивают небольшую речку от берега до берега). Совершают прыжки дельфины и киты. Синий кит) – самое большое на Земле животное, длиной до 35 метров, весом до 130 тонн (весит как 30 слонов или 150 легковых автомобилей). Численность их очень низкая, насчитывается до 10000 (на грани исчезновения). Самый быстрый представитель нектона – касатка. Развивает скорость до 65 км. – час. Это чёрно – белый кит из семейства дельфинов, длиной около 8 метров и весом до 7 тонн. Касатку называют китом – убийцей, но это несправедливо, касатка убивает только свою добычу.
– Об организмах, живущих на дне океанов, расскажет Архипова Юлия.
Бентос – это придонные организмы и живущие на дне. Организмы, живущие на поверхности грунта, называют эпибентос, живущих внутри грунта – эндобентос. Среди бентоса можно встретить бродячие формы, мало подвижные, а то и совсем прикреплённые. Организмы, живущие на дне, приобрели ряд приспособлений к удержанию на твёрдом грунте и выработали эффективные способы передвижения как на поверхности грунта, так и внутри грунта. Почти все организмы бентоса приспособлены временно выходить в толщу воды. Для удержания на грунте бентосные организмы увеличили свой удельный вес за счёт тяжёлого скелета или развили различные органы прикрепления к грунту. Другие частично или полностью заглубились в грунт. Некоторые моллюски приспособились всверливаться в известковые породы. Для этого в их слюнных железах вырабатывается кислота. Те бентосные организмы, которые живут на очень рыхлых грунтах (иглокожие) приобрели выросты, не дающие им утонуть в иле. Самыми распространенными прикрепленными ко дну организмами являются коралловые полипы. Они создали самую большую постройку на земле – Большой Барьерный риф у берегов Австралии. Риф признан одним из величайших чудес света, его признали морским парком. Это гигантский вал длиной 2000 км., а шириной до 150 км, его можно увидеть из космоса.
– Ребята, вы видите, что видовой и количественный состав организмов меняется с глубиной. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник географии на стр. 53, прочитайте раздел «Распространение жизни в океане», выпишите в рабочую тетрадь (печатный вариант) условия жизни в океане. (Свет, солёность, температура, плотность, океанические течения, количество питательных веществ, вертикальное перемешивание вод, свойства пород слагающих морское дно).
Вывод: жизнь в океане сосредоточена в основном на материковой отмели (шельфе).
– Какими биологическими богатствами обладает океан? (Рыба, морской зверь, ракообразные, моллюски, водоросли).– Где используются эти морские организмы? (В пищу человеком, на корм животным, из них получают лекарства, являются сырьём для химической промышленности).
– Мировой океан обладает большими биологическими богатствами, но всё же они исчерпаемы. Поэтому перед человечеством стоит важная задача: разумно использовать, охранять и умножать биологические богатства океана.
Слово учителя Роль океана в жизни планеты определяется замечательными свойствами воды, которая поглощает больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но и долго удерживает тепло. Огромная поверхность океана поглощает 2\3 тепла, поступающего на Землю от Солнца. В 10 метровом слое поверхностных вод тепла содержится больше, чем во всей атмосфере. Поэтому океан называют накопителем тепла на планете. Огромную роль во взаимодействии океана, атмосферы и суши играют течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между океаном и сушей, а посредником между ними является атмосфера. Велика роль круговорота воды во взаимодействии океана и суши. Океан – главный источник поступления влаги в атмосферу. Круговорот воды – это основа образования вод суши, увлажнения почвы, жизни различных организмов на суше. Таким образом, Мировой океан оказывает огромное влияние на природу материков благодаря движению воздушных масс и круговороту воды. Океан определяет облик планеты в целом.
4. Роль круговорота воды во взаимодействии с океаном. Круговорот воды – это основа образования вод суши, увлажнения почвы, жизни различных организмов на суше.
IV. Закрепление изученного материала (6 минут)
Эвристическая беседа
V. Рефлексия (5 минуты)
Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали. Ответьте на вопросы:
Что было главным на уроке?
Что нового узнали на уроке?
Что вызвало наибольшее затруднения: работа с атласом, тест?
V. Домашнее задание (2 минуты)
§ 10, ответить на вопросы в конце параграфа. По рисунку 32 на стр. 46, определить районы Мирового океана, богатые рыбой, объяснить почему.
Спасибо за внимание! До свидания!