Конспект по математике Деление и дроби (5 класс)


Урок по теме "Деление и дроби" в 5 классе
учитель математики МБОУ «Новотимошкинская ООШ»
Иванова Наталья Геннадьевна
Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту как знак деления.
Развивающие: развитие математической речи, познавательной активности.
Воспитательные: воспитание положительного отношения к предмету, чувства коллективизма.
Планируемый уровень обучения
Знания Применение
Умение отвечать на вопросы:
что означает черта в записи дроби;
как записать результат деления в виде дроби. Умение записывать:
частное в виде дроби и наоборот;
натуральные числа в виде дроби.
Используемые технологии:– информационно-компьютерные,– проблемное обучение,– групповые технологии.
Оборудование: компьютер, проектор, яблоки, пластмассовые ножи, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
– Приветствие.– Готовность к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
– Анализ самостоятельной работы (оценки, характерные ошибки).– Устная работа: (Слайд 2)
Дети записывают в тетрадь только ответы.
35 = 29 + х = 7999 - 49 = 611 – х = 41178 + 18 = х - 37 = 27 1013 + 313 = 414 + 615 =
13 ч =… мин 2728 - 2528 =
(Слайд 3)
2) Из 12 дней зимних каникул Лена 7 дней гостила у бабушки. Какую часть каникул Лена гостила у бабушки?
3) Как разделить 3 яблока между четырьмя детьми?
3. Постановка проблемы (Слайд 4).
Учитель: скажите, встречались ли вы с такой задачей в своей жизни?
Предполагаемый ответ: да.
Учитель: кто помогал вам разрешить эту ситуацию?
Предполагаемый ответ: старшие.
Учитель: на основе имеющегося у вас опыта давайте попробуем сами решить эту задачу, используя полученные ранее знания.
Для решения задачи разобьемся на группы по 4 человека (4 человека – это 2 парты, как правило, учащиеся 1 парты поворачиваются к учащимся 2 парты.) Выберите старшего. В коне урока он оценит работу каждого члена группы (по оценочному листу).
4. Выдвижение гипотезы.
Проблема: как разделить 3 яблока между четырьмя детьми?
Ваша задача: предложить решение, как это можно сделать.
После обсуждения в группах заслушивается ответ каждой группы. Большинство приходят к мнению, что нужно разделить каждое яблоко на 4 части и взять по одной части от каждого яблока. В итоге каждый получит по яблока.
5. Проверка гипотезы (практическая работа).
Ребята предлагаю вам проверить вашу гипотезу. У вас на столе находится тарелка с 3 яблоками и ножичек. Пусть один из вас, соблюдая технику безопасности, разделит три яблока между вами.
Скажите, сколько частей получил каждый? (Ответ: 3.)
Как это выразить дробью? (Ответ: )Каким образом получилась эта дробь? (Ответ: она получилась при делении 3 яблок на 4 равные части.)
(Слайд 5)
Учитель: 2:3 = . 2 – это делимое (числитель), 3 – делитель (знаменатель).
Как вы думаете, в чем заключается секрет дробной черты?
Ответы учащихся.
Анализируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу, что черта дроби – это знак деления.
Пример.

Учитель: представим число 15 в виде дроби. Это можно сделать так
 
Учитель: запишем число 7 со знаменателем 2. Для этого надо найти такое число, при делении которого на 2 получилось бы 7. Таким числом является 7*2, то есть 14. Значит,7 = 142
Учитель: запишем число 7 со знаменателем 6,12,100. Какие дроби получатся? Это 427; 8412; 700100Вывод: с помощью дробей можно записать результат деление двух любых натуральных чисел. Если деление выполняется нацело, то частное – целое число, если нет, то дробное.
Пример:
Задание: попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
После обсуждения (время на обсуждение ограничивать 2–3 минутами) каждая группа предлагает тему. Общими усилиями приходим к следующей теме: “Деление и дроби”.
Запишем тему в тетрадь по опорным конспектам. Дома вы самостоятельно составите опорный конспект по теме.
6. Физкультминутка. (Слайд 6)
7. Закрепление пройденного.
Работа в группах.
1) Каждая группа получает карточку с заданиями. Через 20 минут вы должны будете сдать карточку с решенными заданиями. (Приложение 1)
8. Домашнее задание. (Слайд 7)
Записать ОК, используя учебник стр. 162–163, №1076, 1077, 1078.
9. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 8)
С какой задачей мы столкнулись в начале урока?
Разрешили ли мы эту задачу?
Какую тему в ходе работы мы изучили?
Какой основной вывод можно сделать из сегодняшней работы?
Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу  работу сегодня
-Шевелить мозгами -Краем уха -Хлопать ушами
Выставление оценок.
Спасибо за урок. Урок окончен. (Слайд 9)
Используемая литература:
Математика 5 класс: учебник для общеобразовательного учреждения/ Н.Я Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2009.
Математика: Натур. числа. Дроби.: Дидакт. Материалы для 5 кл./Дорофеев Г.В. и др.. – М.: Просвещение, 1994.
Технологическая карта урока
Этап урока Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды. Деятельность педагога. Деятельность учащихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции.
1.Организационно- психологический (мотивационный) настрой на урок. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
УУД: личностные (вызвать интерес и готовность к учебной деятельности – мотивация к учению).Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися). Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
3)Ребята! Посмотрите, всё ль в порядке: Книжка, ручки и тетрадки. Прозвенел сейчас звонок. Начинается урок.
- Постараемся работать внимательно, с интересом, быстро, все расчёты и действия производить точно и, главное, дружно, слаженно! Помним: мы –КОМАНДА!
Работаем по плану урока, который перед Вами. В ходе всего урока анализируем свою деятельность и фиксируем результат в листе самоконтроля. Включаются в деловой ритм урока.
1)Организационный девиз Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно! 2)Читают цитату на экране «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»
Слайд 1
2. Актуализация познавательной деятельности. Работа по новой теме
Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала
УУД: регулятивные (целеполагание, планирование) Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, логическое построение цепи рассуждений).
Давайте  продемонстрируем свой багаж знаний, выполнив устный счёт и только ответы записываем в тетрадь по теме «сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
-Выполним разминку, которая поможет Вам определить тему и цель урока.
(В форме устной работы задание как выразить полученную часть дробью).
- С какой проблемой вы столкнулись при решении задач?
-Скажите, встречались ли вы с такой задачей в своей жизни? На основе имеющихся у вас опыта давайте попробуем сами решить эту задачу, используя полученные ранее знания.- Проверка гипотезы
-Как вы думаете, в чем заключается секрет дробной черты?
-Как Вы думаете, какая тема сегодняшнего урока математики?
Выполняют устный счёт, обсуждают друг с другом и с учителем свою работу, ставят взаимооценки друг другу.
На планшетах (средствах обратной информации) показывают результат.
Оценивают себя и фиксируют результат в листе самоконтроля.
(отвечают на вопрос)  на основе соотнесения того, что известно.
Выдвижение гипотезы
(практическая работа)
Черта дроби – это знак деления.
Общими усилиями приходим к следующей теме: «Деление и дроби»
С помощью дробей можно записать результат деление двух любых натуральных чисел.
Если деление выполняется нацело, то частное – целое число, если нет, то дробное.
3. Физкультминутка Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся (сбережение здоровья) 4. Работа по теме урока.  Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
УУД: личностные:
умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации.
Регулятивные: умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.
Познавательные: умение применять знания в новой ситуации -Сегодня на уроке мы продолжим работу над дробями.
Попробуйте сформулировать цель урока.
- Сегодня мы постараемся закрепить те знания, которые вы сегодня получили.
- Решаем в парах карточку с заданиями. Работаем в автономном режиме каждый в своем индивидуальном темпе.
Читают тему урока по слайду.
Цель: понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту – как знак деления
Дети обсуждают в парах, высказывают свои предположения и заполняют карточки
Оценивают свою работу и фиксируют результат в листе самоконтроля.
Проверяем по эталону с проговариванием во внешней речи.
8.Итог урока. Рефлексия. Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.
УУД: познавательные: рефлексия, контроль и оценка, коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: саморегуляция, оценка степени достижения цели;
Цель: способствовать формированию рефлексии.
УУД: коммуникативные;
личностные (осуществить самоконтроль, достигнуть положительных результатов)
   - Оцените свою работу на уроке и поставьте общий балл за свою работу.
- Кто работал самостоятельно без ошибок? Высокий уровень «5»
  - Кто работал с подсказками без ошибок? Или самостоятельно, но допустил 1-2 ошибки. Средний уровень «4».
 - Кто работал с подсказками, допустил ошибки? Надо подтянуться.
- С какой задачей мы столкнулись в начале урока?
-Разрешили ли мы эту задачу?
-Какую тему в ходе работы мы изучили?
-Какой основной вывод можно сделать из сегодняшней работы?
- Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу  работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Самоанализ по листу самоконтроля.
Выставление оценок.
Слайд 7,8 (сделаем вывод из сегодняшней работы):
Выбирают фразеологизм или пословицу, которые характеризуют сегодняшнюю работу
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Домашнее задание. Инструкция по выполнению домашнего задания.