Мастер-класс Использование ТРКМЧП как средства для формирования универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС


Мастер-класс
Мастер-класс «Приёмы технологии развития критического мышления как эффективное средство реализации ФГОС»
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
Л. Выготский –выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии. 
Цель: научить коллег приёмам формирования универсальных учебных действий средствами технологии развития критического мышления.
Задачи:
-продемонстрировать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования УУД;
-создать условия для активного взаимодействия участников мастер- класса
-организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
Форма: практическое занятие
Составляющие мастер-класса:
Вызов:
- актуализация и анализ имеющихся знаний по заданной теме;
- пробуждение интереса к заданной теме.
Осмысление:
- получение новой информации, ее осмысление;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- поддержание активности, интереса.
Рефлексия:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями.
Ход занятия
В аудитории несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников, 3 пары по 2 человека). Каждый участник, входя в аудиторию, получает на карточке фрагмент цитат о мышлении, его задача найти пару, т.е законченную фразу. Пары сформированы.
Мастер-класс проводится в три этапа – «вызов – осмысление – рефлексия». Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Каждая пара детально работает над вопросами темы мастер-класса. Участники мастер- класса выясняют, какие УУД можно формировать, используя приёмы критического мышления.
Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри и все присутствующие. Я, Будакова Оксана Юрьевна, учитель начальных классов Емельяновской средней общеобразовательной школы № 3 рада вас всех приветствовать. Слайд 1.
Пока образовываются наши пары, я расскажу вам притчу. Слайд 2(разрезанные высказывания о мышлении)
Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».
Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, на нём стояла огромная чаша, вкусно пахнущая пищей. Человеку безумно захотелось есть.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу седой и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам.
Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».
Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только выглядели они сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю».
Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».
Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?
Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом мыслями, находить решение проблемы.
Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать слаженно и продуктивно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и приобретём новые знания.
Основная часть мастер-класса.
Стадия вызова.
Давайте послушаем наши пары, что у них получилось, правильно ли они соединились, и какое ключевое слово в каждом высказывании.
Определите тему мастер-класса. Слайд 3.
Полное название технологии – ТРКМЧП - Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
- Почему акцент делается именно на этих речевых действиях?
Не секрет, уважаемые коллеги, что в своей практике, мы часто встречаемся с тем, что хорошо владея такими качествами чтения как беглость, выразительность, дети не понимают содержания текста, не умеют извлекать нужную информацию из него. На мой взгляд это одна из основных проблем обучения современных школьников.
Сайд № 4……..( из стандартов) Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, и значит, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Научить не только воспринимать информацию, но и анализировать ее, и ранжировать по его значимости) Таким образом, цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
- Что же такое технология критического мышления? Коллеги! Давайте попробуем поразмыслить, что лежит в основе технологии развития критического мышления?
- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей» (слайд 5)
- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.
- Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает.
- Как видим, у нас нет однозначного ответа. Значит ваша цель…
-На каких уроках можно использовать данный прием? Какие УУД формирует данный приём?
Согласитесь, такая работа способствует повышению учебной мотивации, интереса к изучаемому материалу, любознательности, дает толчок к самостоятельной работе по поиску информации.
Стадия осмысления.
Одна из задач ТРКМЧП - формирование продуктивного чтения. Одним из приемов, способствующих развитию данных навыков является прием « Инсерт» - чтение с пометками (Слайд 6)
Суть его в том, что при самостоятельном чтении текста на полях ставятся пометки:
+ ! - ? Предположите, что они могут означать?
«+» «!» «-» «?»
Соответствует вашим знаниям и представлениям Новая информация для вас Противоречит вашим знаниям Непонятно, хотели бы получить более подробные сведения
Например, на первоначальном этапе можно использовать упрощенный «инсерт»:
«+» - информация мне известна
«!» - узнал что-то новое
«?» - хочу узнать подробнее
(Можно придумать свои значки)
Предлагаю вам поработать с текстом, используя данный прием.
………
- Проверим, что получилось.
- Что обозначили, как известное?
- Что выделили неизвестным?
- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что Критическое мышление …
-На каких уроках можно использовать данный прием? Какие УУД формирует данный приём?
Рефлексия.
На этой стадии попробуйте выразить новую идею информации собственными словами, обязательно возвращаясь к прежним знаниям и сравнениям.
Приемы, которым воспользуемся на этой стадии сегодня: написание творческой работы (РАФТ)
Прием «РАФТ» . Слайд № 7
Р – роль (любой человек)
А – аудитория (кому вы будете писать)
Ф – форма (рассказ, сказка)
Т – тема
Предлагаю вам написать небольшой рассказ о том, что вы узнали на мастер-классе. Но рассказ должен быть не от вашего имени (например, от имени министра образования учителям – рекомендационное письмо).
-На каких уроках можно использовать данный прием? Какие УУД формирует данный приём?
Итог. Оцените свою работу. Достигли ли вы своей цели?
Метод «Всё в твоих руках». Мы хорошо потрудились. И я предлагаю Вам на листе бумаги обвести каждому свою левую кисть руки и на ладошке написать свой отзыв о мастер-классе.
ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО
что понравилось,
информация, которая вызвала положительные эмоции, либо которая полезна для достижения каких-то целей что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась не нужной все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной теме
Поможет вам следующая таблица. Слайд № 8
В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, раскрываются индивидуальные особенности каждого ученика, учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.
Надеюсь, что смогла заинтересовать вас. Спасибо за внимание. Слайд № 9.
Самое существенное в нашем мышлении - это включение нового материала в старые схемы. Фридрих Ницше Истинное назначение книг состоит в том, чтобы вынудить голову мыслить самостоятельно.(Кристофер Морли)
“Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить”.
Эдисон
Что же такое критическое мышление? (КМ)
КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
 Это мышление:·         свободное·         независимое ·         рефлексивное·         оценочное·         аналитическое
Основная цель применения ТРКМ  – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом,  а затем и с другими источниками информации. 
Технология развития критического мышление - четко выстроенный, алгоритмичный процесс учебной деятельности, в основе которого лежит трехфазовая структура урока
Технологические этапы
I фаза  Вызов  (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) II фазаОсмысление содержания(получение новой информации) III фаза  Рефлексия(осмысление, рождение нового знания)
Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои методические приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах.
методы активного письма (маркировочная таблица, кластер, «корзина идей», «двойной дневник», таблица «З-Х-У»);
методы активного чтения и слушания («Инсерт», «Чтение с остановками»);
методы организации групповой и парной работы («Чтение и суммирование в парах», «Зигзаг», «РАФТ», «Синквейн»).

Использование технологии ТРКМ позволяет формировать у учащихся умение находить, систематизировать и перерабатывать информацию.
«+» «!» «-» «?»
Соответствует вашим знаниям и представлениям Новая информация для вас Противоречит вашим знаниям Непонятно, хотели бы получить более подробные сведения
«+» «!» «-» «?»
Соответствует вашим знаниям и представлениям Новая информация для вас Противоречит вашим знаниям Непонятно, хотели бы получить более подробные сведения
«+» «!» «-» «?»
Соответствует вашим знаниям и представлениям Новая информация для вас Противоречит вашим знаниям Непонятно, хотели бы получить более подробные сведения