Рабочая программа по географии 6 класс УМК Герасимова, Неклюева


Обливский район х.Леонов(территориальный, административный округ (город, район, поселок)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леоновская средняя общеобразовательная школа»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Леоновская СОШ»
Приказ от № ____
___________ С.А. АлсаеваРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по___географии______________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования 6 класс
_______основное общее образование____
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 35
Учитель Чернышкова Н.П.
(ФИО)
Программа разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования по географии VI– IX классы
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Примерная программа основного общего образования по географии VI– IX классы;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Леоновская СОШ»
Учебный план МБОУ «Леоновская СОШ»;
Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Леоновская СОШ»;
Устав МБОУ «Леоновская СОШ».
Раздел 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Настоящая рабочая программа составлена применительно к примерной программе основного общего образования по  географии . Рабочая программа ориентирована на использование учебника для  6   классов  общеобразовательных учреждений «Начальный курс географии», под редакцией Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюева, Москва, «ДРОФА» 2011г.
 География  в  6   классе  – первый этап географической подготовки учащихся – основной среди  6  – 10 классов. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентности, личностно-ориентированные, деятельностные подходы, которые определяют цели
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Согласно учебному плану, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: количество часов –35 часа, в неделю – 1 час.

Раздел 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир», «Природоведение», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
В соответствии с Базисным учебным планом в 6 классе на учебный предмет «география» в инвариантной части отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (2ч)
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.
От плана местности к географической карте (8ч)
Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.
Строение Земли. Земные оболочки. (22ч)
Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.
Разнообразие форм рельефа. Движение земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. Гидросфера: океан, море, озера, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Биосфера: распространение животных и растений на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Население Земли (2ч)
Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.
Резервное время (1ч)
Практических работ – 7, из них оценочных – 5.
Топографический диктант
Ориентирование на местности
Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов)
Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность)
Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа
Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.
Раздел 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел программы Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Введение Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности
От плана местности к географической карте
Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности
определять на карте полюса, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности
Строение Земли. Земные оболочки.
Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.
Разнообразие форм рельефа. Движение земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. Гидросфера: океан, море, озера, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Биосфера: распространение животных и растений на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.
работа с контурной картой
определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.
Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озераНаселение Земли
Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.
приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран
График контрольных работ
№ п/п Тема Дата
1 Итоговое тестирование по теме «Начальный курс географии» 18.05

Раздел. 6.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока в 6 классе Тип урока Основные виды учебной деятельности, виды контроля Требования к уровню подготовки обучающихсяИспользование оборудования, ТСО, компьютерной техники и программного обеспечения Дата
план факт
Раздел 1.Введение (2 часа)
1
География как наука. Развитие географич. знаний о Земле.
§1,2, ответить на вопросы в конце Изучение нового материала Фронтальный опрос
Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов. Практическая работа №1. На к\к. Подписать названия материков и океанов и нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба. Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания планеты
Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности Физическая карта, портреты путешественников 02.09 2 Земля – планета Солнечной системы.
§3 доделать П.Р.№1 Изучение нового материала Выборочный опрос
Знакомство с глобусом –
моделью Земли.
Доказать шарообразность Земли.
Доказать что Луна – естественный спутник Земли. Знать: Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю Физическая карта, портреты путешественников 09.09 Раздел 2. От плана местности к географической карте (8 часов)
1. План местности (3 часа)
3(1) План местности. Условные знаки.
§4, сделать карточки с условными обозначениями и выучить их Изучение нового материала Индивидуаль-ный и фронтальный опрос
Знать содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.
Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности Дневник наблюдений за погодой 16.09 4(2) Масштаб плана §5, выполнить упр. 3 - 4 с. 14 Комбинированный урок Научиться переводить именованный масштаб в численный и обратно.
Топографический диктант по предложенн. тексту Индивидуаль-ный и фронтальный опрос Физическая карта мира. План местности, линейка, атласы. 23.09 5(3) Ориентирование по плану и на местности. Азимут
§6 вопросы в конце §., составить план школьного двора Комбинированный урок Практическая работа №2. Топографический диктант. Составление простейшего плана Топографический диктант
В тетради отметить 8 основных направлений сторон горизонта.
Научиться определять азимут по компасу и с помощью транспортира на плане местности
Индивидуаль-ный и фронтальный опрос Компас, план местности, линейки. 30.09 6(4) Изображение на плане неровностей земной поверхности
§7,8, отметить на контурной карте горы высотой 5000м Изучение нового материала Индивидуаль-ный и фронтальный опрос
Обучить определению направлений по картам работа по карточкам Знать: форму и размеры Земли. Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. План местности, линейка, Планшет, компас, линейка, атлас 07.10 7(5) Форма и размеры Земли. Географические карты
§9,10 выучить термины Комбинированный урок Определять особенности изображения поверхности Земли на различных видах карт Фронтальный опрос. Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. Уметь: определять на карте полюса, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности. Уметь: определять относительную высоту и глубину понижений Карты: России, полушарий, атласы 14.10 8(6) Градусная сетка. Географическая широта
§11,12 выполнить Упр.4 с.32 Комбинированный урок Выборочный контроль
Решение задач на определение расстояний, направлений по карте Карты: России, полушарий, атласы 21.10 9(7) Географическая долгота
§13, выполнить Упр.3,4 с.34 Комбинированный урок Индивидуальный опрос, работа по карточкам Решение задач на определение географических координат Карты: России, полушарий, атласы 28.10 10(8) Географические координаты
§14,15 доделать П.Р.№3 Обобщение Практическая работа №3. Определение направлений, расстояний и географических координат по глобусу, карте полушарий и карте России Уметь: применять полученные знания на практике 11.11 Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки. (22 часа)
1. Литосфера (5 часов)
11(1) Строение литосферы
§16, ответить на вопросы§ Изучение нового материала Фронтальный опрос
Прочитать текст учебника на с. 40 и выписать способы изучения земной коры.
Выполнение схематического рисунка «Внутренние оболочки Земли и ее особенностей" Уметь: - объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», - называть и показывать основные географические объекты;
- работать с контурной картой;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
- классифицировать горы и равнины по высоте, про-исхождению, строению;
Таблица, глобус, физическая карта, коллекция горных пород 18.11 12(2) Породы, слагающие земную кору. Практическая работа «Определение горных пород» §17, выучить термины Практикум Работа с коллекциями горных пород и минералов с целью выработки умения различать их по происхождению и внешним признакам.
3. Заполнение таблицы « Горные породы и минералы» - с. 67 упр. 1 Учебник рис. 35,36, атлас 25.11 13(3) Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы. Горячие источники, гейзеры.
§18,19 выучить термины, в к/к отметить 5-вулканов, сейсмически опасные зоны Изучение нового материала Индивидуальный опрос, работа по карточкам Определить по координатам и нанести на к/к вулканы.
Уметь показывать вулканы на карте, определяя их географическое положение и высоту. Учебник, физическая карта, контурные карты 02.12 14(4) Основные формы рельефа. Горы и равнины суши
§20,21 выполнить П.Р.№5, выучить термины Изучение нового материала Практическая работа №4. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.
Индивидуальный опрос, работа по карточкам Физическая карта полушарий и России, атласы, контурные карты
09.12 15(5) Рельеф дна Мирового океана
§22, выучить термины
выполнить упр. №5 с.67 Изучение нового материала Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
Работа с контурной картой Физическая карта полушарий и России, атласы, контурные карты 16.12 2. Гидросфера (7 часов)
16(6) Гидросфера
Мировой океан и его части
§23,24 выучить термины Изучение нового материала Характеристика карты океанов
Практическая работа №6. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полу-острова (по выбору), обозначение их на контурной карте. Фронтальный, индивидуальный опрос
Знать: понятия «гидросфера», «мировой круговорот воды», состав гидросферы, составные части Мирового океана, свойства морской воды,
среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, понятия «высота волны», «длина волны», «зыбь», «прибой», «цунами», «приливы», «отливы», причины образования течений, теплые и холодные течения, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.
Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озераФизическая карта полушарий и России, атласы, контурные карты 23.12 17(7) Свойства вод Мирового океана
§25, ответить на вопросы Изучение нового материала Выполнить схему «Свойства вод Мирового океана».
Физическая карта полушарий и России, атласы, контурные карты.
13.01 18(8) Волны, их виды. Приливы и отливы
§26, составить схему волны Изучение нового материала Составить в тетради схему « Движение вод Мирового океана» Атлас 20.01 19(9) Течения в океане
§27, отметить на к.к течения Изучение нового материала Работа с контурной картой Атласы, карта океанов 27.01 20(10) Воды суши. Подземные воды
§29 ответить на вопросы, выучить термины Изучение нового материала Изучение подземных и поверхностных вод как части мирового круговорота воды в природе
Прочитав часть 1 § 29 выделить три условия образования подземных вод. Записать результат работы в тетрадь Картины, учебник 03.02 21(11) Реки. Части реки. Речная система. Питание, режим, работа рек.
§30, выучить термины Изучение нового материала Начертить в тетради схему речной системы с указанием элементов реки.
На к/к отметить крупнейшие реки мира и РоссииФизическая карта полушарий и России, атласы, контурные карты 10.02 22(12) Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
§31, 32, 33, отметить на к.к реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, МиссуриНил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы. Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.Изучение нового материала В тетради нарисовать схемы озер так, чтобы одно было сточным и пресным, а другое - бессточным и солёным.
Подписать на к/к озёра, указанные в тексте параграфа Физическая карта полушарий и России, атласы, контурные карты 17.02 3. Атмосфера (7 часов)
23(13) Атмосфера
Атмосфера и ее строение
§35, выучить термины Изучение нового материала Наблюдение за погодой
Фронтальный, индивидуальный опрос Уметь: проводить простейшие наблюдения с помощью термометра, определять среднюю температуру и амплитуду.
- строить графики колебания температуры,
-проводить простейшие наблюдения с помощью барометра,
-строить розу ветров, определять направление и скорость ветра,
-определять абсолютную и относительную влажность воздуха,
-анализировать и строить диаграммы количество осадков.
Знать: необходимость охраны атмосферного воздуха,
- причины и особенности колебания температуры в течение года
- понятие «погода»
Назвать основные характеристики климата, описывать климат различных территорий
пояса освещенности, распределение солнечного тепла
таблица 24.02 24(14) Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха
§36,37 выучить термины
выполнить упр. №3 с.111, заполнить таблицу7,8, с.113 Изучение нового материала Построение графиков по данным наблюдений
Фронтальный, индивидуальный опрос Глобус, термометр, таблица, карта 02.03 25(15) Атмосферное давление. Ветер.
§38,39 ответить на вопросы, выучить термины Изучение нового материала Составление схемы образования ветра Барометр, таблица 09.03 26(16) Водяной пар в воздухе. Виды облаков и атмосферные осадки.
§40,41 ответить на вопросы, выучить термины Изучение нового материала Фронтальный, индивидуальный опрос Глобус, таблица, карта 16.03 27(17) Погода. Климат и его элементы.
§42,43 ответить на вопросы, выучить термины Изучение нового материала Практическая работа №7. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Составление графиков, диаграмм, розы ветров
Фронтальный, индивидуальный опрос Карта полушарий. глобус, физическая карта России, мира. Климатическая карта мира
Схема
Картины, схемы 23.03 28(18) Распределение солнечного тепла и света на Земле
§44 выучить термины
выполнить упр. №2,3 с.137, Изучение нового материала Фронтальный, индивидуальный опрос
Составление таблицы Карта полушарий. глобус, физическая карта России, мира. Климатическая карта мира
Атласы, контурные карты 06.04 29(19) Климатообразующие факторы.
§45 ответить на вопросы, выучить термины Изучение нового материала планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений Карта полушарий. глобус, физическая карта России, мира. Климатическая карта мира
учебник 13.04 4. Биосфера (2 часа)
30(20) Биосфера Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Природные зоны Земли.
§46,47 ответить на вопросы, выучить термины упр 1,2 с.148 Изучение нового материала Наблюдение за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Таблица «Биосфера» 20.04 31(21) Организмы Мирового океана . Воздействие организмов на земные оболочки. §48,49 ответить на вопросы, выучить термины Изучение нового материала Выписать в тетрадь представителей трёх основных групп живых организмов, обитающих в морях – планктона, бентос, нектона Объяснять воздействие организмов на земные оболочки Схема «Природный комплекс» Презентация, атласы 27.04 5. Взаимосвязи земных оболочек (1 час)
32(22) Природный комплекс. Географическая оболочка – самый крупный природный комп - лекс Земли (комб.).
§50,51 ответить на вопросы, выучить термины Изучение нового материала Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов Объяснять понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах Карта полушарий. глобус, физическая карта России, карта мира 04.05 Раздел 4. Население Земли (2 часа)
33(23) Численность населения Земли
Человечество – единый биологический вид. Расы.
§52,53, ответить на вопросы, выучить термины Изучение нового материала Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком. Фронтальный, индивидуальный опрос Знать: численность населения Земли, основные расы.
Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран
Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.
Называть меры по охране природы Политическая карта мира, карта «Народы мира», карта «Плотность населения мира», атласы;
мультимедиа 11.05 34 Урок обобщения
по «Начальному курсу географии» Изучение нового Проверка ЗУН Тестирование 18.05 35 Урок коррекции знаний по курсу Коррекции знаний Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами. См. разделы курса 25.05
Раздел 7.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список литературы:
Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической  географии ». М. «Просвещение» 1991 г.
Крылова О.В. Интересный урок  географии : Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
Куприн А.М. «Умей ориентироваться на местности». Москва 1972 г.
Ладилова Н.Н. Физическая  география   6  кл., Дидактические материалы, М. «Просвещение» 1998 г.
Левицкий И.Ю. «Решение задач по географическим картам». М. «Просвещение» 1996 г.
Новенко Д.В. Школьный практикум.  География : Практические работы на местности  6 -9 кл. М.: Дрофа, 1997.
Петрова Н.Н., Новенко Д.В.  География : Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения. ( 6 -9 кл.). – М.: Школа – пресс, 1999.
. Петрова Н.Н «Тесты по  географии   6 -10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по  географии ,  6 -10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997
Сухов В.П. Физическая  география  Начальный курс, М. «Просвещение» 2001
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Уроки географии «Современная школа», изд. «Глобус» М;2010. Методическое пособие с электронным приложением. С.В. Долгорукова и др.
2. Современный урок. Предметно – содержательный журнал. Подписка за 2010 год.
3. География в школе. Теоретический и научно – методический журнал. Подписка за 2009 год.
4. География «Первое сентября». Методическая газета для учителей географии. Подписка за 2009-2010 год.
5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2008-2009, 2009-2010 учебный год.
6. Большой справочник «География», 2004 год.
7. География ЕГЭ. Практика «Экзамен», 2009 год.
8. География ЕГЭ. Тематические задания уровня А,В,С.
9.Сборник нормативных документов «География», Дрофа, 2007.
10. Настольная книга учителя географии «Астрель», М; 2002.
11. Практические работы по географии, пособие для учителя.
12. Раздаточные материалы по географии 6-7 класс, Дрофа, М; 2002.
13. Глобусы.
14. Тематические таблицы.
15. Физическая карта полушарий.
16. Компасы.
17. Коллекция горных пород и минералов.
18. Планета Земля какой вы её ещё не видели ВВС, DVD коллекция.
19. поурочные разработки по географии , физическая география 6 класс.- Н.А. Никитина. «ВАКО», М; 2004.
20. Н.Л. Галеева Н.Л. Мельничук Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии. Методическое пособие для учителя, М; 2005.
21. Современный урок географии Часть 2 методические разработки уроков, 6 класс. М; «Школьная пресса», 2004.
22. Сайт ФИПИ – демо версии ЕГЭ и ГИА на этот год и прошедший года.
Раздел 8.
Результаты освоения учебного предмета и система оценки
С учетом уровневой специфики  классов  выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результат).
Требования к уровню подготовки учащихся базового уровня и продвинутого по уровню владения информацией.В результате изучения  географии  ученик должен знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов,
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
понимания географической специфики крупных природных географических оболочек;
описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы;
понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире;
правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в природе.
Оценка знаний учащихся
Критерии:
правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
самостоятельность ответа;
логичность, доказательность в изложении материала;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
«5»
ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.
«4»
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;
есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
«3»
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
«2»
ответ неправильный;
не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;
неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся
«5»
правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;
соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;
аккуратное оформление результатов работы.
«4»
правильный и полный отбор источников знаний;
допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
«3»
правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;
неаккуратное оформление результатов.
«2»
неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов;
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
«5»
правильное, проведенное по плану наблюдение;
точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах;
правильная формулировка выводов;
аккуратное оформление наблюдений.
«4»
правильное, проведенное по плану наблюдение;
недочеты в отражении объекта или явления;
правильная формулировка выводов;
недостатки в оформлении наблюдений.
«3»
допускаются неточности в проведении наблюдений по плану;
выделены не все особенности объекта или явлений;
допускаются неточности в формулировке выводов;
имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
«2»
неправильное выполнение задания;
неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Перечень
обязательной географической номенклатуры
для 6 – го класса:
 
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
 
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
 
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
 
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония