Конспект урока по русскому языку Причастие как особая форма глагола. Образование причастий


Конспект урока русского языка в 10 классе.
Тема: «Причастие как особая форма глагола. Образование причастий».
Цели:
Обучающая: систематизация знаний учащихся по теме; применение на практике умения образовывать причастия; определение роли причастий в художественной литературе;
Развивающая: развитие навыков индивидуальной работы и работы в группах с источником информации; развитие информационной компетентности учащихся, умения извлекать и обрабатывать информацию; обогащение их словарного запаса.
Воспитывающая: воспитание толерантности, умения слушать других и высказывать свою точку зрения, критически оценивать свои знания; умения находить пути устранения недочетов; воспитывать бережное отношение к языку, интерес к урокам русского языка и литературы, стремление к самореализации.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, ватман, графики, фломастеры.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
создать ситуацию успеха и положительного эмоционального настроя.
II. Актуализация.
актуализировать опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к построению нового способа действий.
1.Кроссворд «Спрятанное слово».
- На столе у вас кроссворд, который нужно заполнить, спрятанное в нём слово – тема нашего сегодняшнего урока.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 По горизонтали: 1. Который закипает. 2. Которых избрали. 3. Который можно различить.
4. Которую заметили. 5. Который отдал. 6. Которая запаслась. 7. Которых испытывают.
8. Которую разлили. 9. Которые зацвели.
(Ответы: Закипающий. 2. Избранные. 3. Различимый. 4. Замеченная. 5. Отдавший.
6. Запасшаяся. 7. Испытуемые. 8. Разлитая. 9. Зацветшие.)- Кто решил кроссворд? Какое слово спрятано?
2. Сообщение цели и темы урока. ( Слайд № 1)
- Тема сегодняшнего урока «Причастие как особая форма глагола. Образование причастий». Эта тема новая для вас? ( Нет) . Тогда сформулируйте цель урока, что мы должны сделать на уроке?
-Запишите число и тему в тетрадь.
3.Вызов. Шкала самооценки.
- Каждый урок – это путь от незнания к знанию . Предлагаю вам оценить свое положение на этом пути. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, продвинулись мы по этой дороге. У вас на партах лежат графики, на которых вы отметите примерно то место, где вы в данный момент находитесь по теме «Причастие». Будьте предельно откровенны в оценке своих знаний. Самая высокая точка – это «Знаю».
4.Работа с эпиграфом ( Слайд № 2)
Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного
- Как вы понимаете слова автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля? Раскройте суть данного высказывания, расшифруйте его. Запишите это высказывание.
III.Работа в группах.
Повторяем то, что знаем.
Вспоминаем, что забыли.
1. Составление кластеров. ( Слайд №3)
- А теперь, ребята я попрошу вас поработать в группах. Обратите внимание на экран. Задание: Заполните пустые места кластера, записав все, что вы знаете и помните о причастии. Поразмышляйте, обсудите каждое высказывание, умейте слушать и слышать друг друга. Звеньев в этой семе может быть больше или меньше. ( После окончания обсуждений, выберите одного выступающего).
2. Презентация кластеров.
- Покажите, что у вас получилось, прокомментировав свои знания о причастии.( на доске)
IV. Осмысление. Прием «Инсерт»
Индивидуальная работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 169 параграф 49 - 50 , прочитайте параграфы. Во время чтения карандашом на полях вам необходимо делать следующие пометки (Слайд № 4 )V – уже знал;
+ - новое для меня;
- думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
Обсуждение индивидуальной работы с учебником.
- Давайте обсудим. Перечислите, что вам уже было знакомо? Что оказалось новым? Что вызвало сомнения?
- Итак, если у вас остались пробелы, сомнения, значит, над этим мы будем работать на уроке, а продолжите вы работу дома.
3. Закрепление. ( Слайд № 5 )1) - Образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками. Запишите эти причастия в тетрадь и выделите суффикс, с помощью которого вы образовали причастие.
Танцевать – (действительное настоящего времени)
Подгонять – ( страдательное, настоящего времени)
Осиротеть – ( действительное, прошедшего времени)
Ласкать – ( действительное и страдательное настоящего времени)
Мечтать – (действительное настоящего времени)
- Проверка по «цепочке».
(Слайд № 6 )2) - Перед вами стихотворение М. Цветаевой:
Когда я гляжу на летящие листья,
Слетающие на булыжный торец,
Сметаемые словно кистью художника,
Картину кончающего наконец,
Я думаю: почему,
Давно пожелтевший, решительно ржавый,
Один только лист на вершине – забыт?
- Какова роль причастий в этом стихотворении? (Шипящие и глухие согласные в суффиксах причастий создают ощущение шороха, шелеста и шуршания).
- Как называется этот прием?
- М. В. Ломоносов говорил: «Причастия служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Они, как и прилагательные, делают речь красивой, образной и выразительной.
- Выпишите причастия, обозначьте суффиксы и укажите вид и время. ( Проверка 1 ученик + слайд № 7)
V. Рефлексия. Итог урока.1) - Давайте вернемся к параграфу. Кто из вас ставил значки на полях «-«, «?», подумайте, можете вы теперь устранить эти знаки? Все стало понятно?
( Слайд № 8)
2) - А теперь вернемся к вашим схемам. Еще раз посмотрите на них и помогите мне сделать наш общий кластер, учитывая все, что мы обсуждали сегодня на уроке. Я работаю с компьютером, а вы такую же модель выполняете в тетради.
- Что такое причастие?
- На какой вопрос отвечает причастие?
От какой части речи образуется причастие?
- Перечислите постоянные морфологические признаки причастий.
- Перечислите непостоянные признаки причастий.
- Каким членом предложения является причастие?
- Какие бывают причастия?
- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?
- С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
3) – Шкала самооценки.
- Теперь возьмите графики своего движения по пути к знанию. Если ваша самооценка изменилась, поставьте отметку там, где считаете нужным. Поднимите руки, кто продвинулся к вершине.
4) Д/з Параграфы 49-50 изучить. Рассмотреть вопросы, вызвавшие сомнение.
Упражнение 287, 288 или
Написать сочинение - размышление на тему: «Роль причастий в художественном описании».(По желанию)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 По горизонтали: 1. Который закипает. 2. Которых избрали. 3. Который можно различить.
4. Которую заметили. 5. Который отдал. 6. Которая запаслась. 7. Которых испытывают.
8. Которую разлили. 9. Которые зацвели.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 По горизонтали: 1. Который закипает. 2. Которых избрали. 3. Который можно различить.
4. Которую заметили. 5. Который отдал. 6. Которая запаслась. 7. Которых испытывают.
8. Которую разлили. 9. Которые зацвели.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 По горизонтали: 1. Который закипает. 2. Которых избрали. 3. Который можно различить.
4. Которую заметили. 5. Который отдал. 6. Которая запаслась. 7. Которых испытывают.
8. Которую разлили. 9. Которые зацвели.