Причастие как особая форма глагола, признаки глагола и прилагательного в нём.


Разработка урока
Класс: 7

Предмет: русский язык
Тема: Причастие как особая форма глагола, признаки глагола и прилагательного в нём. Суффиксы причастий.
Тип урока: урок закрепления и применения знаний на практике , совершенствования навыков и умений.
Вид урока: комбинированный.
Цели урока:
Предметные: закрепить знания учащихся о причастии как о части речи, совершенствовать умения отличать причастия от прилагательного, знать суффиксы, с помощью которых образуются причастия, находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки и синтаксическую роль.
Метапредметные: формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока.
Личностные: развивать связную речь , логическое и абстрактное мышление ; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.
Оборудование:
- учебник Русский язык.7 класс./Под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.,Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013.
- схема- алгоритм ( на доске)
-мультимедийная установка,
-электронная презентация « Суффиксы причастий»
-сигнальные карточки ( для проверки работы)
- раздаточный материал
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап Проверка готовности учащихся к уроку Проверка готовности к уроку
Актуализация опорных знаний . Мотивация учебной деятельности на основе реализации домашнего задания.
Взаимопроверка выполнения упражнения № 77 ( в парах) Учитель читает выполненное задание.
При проверке выполненной работы учитель имеет возможность поставить оценки и выполнявшему работу ученику, и проверявшему её. Учащиеся, обменявшись тетрадями, проверяют и при необходимости исправляют ошибки; ставят оценки .Уплотнённая проверка усвоения правила. Подготовка к активной познавательной деятельности Представляет план ( алгоритм) определения причастия ( приложение №1) Учащиеся , пользуясь алгоритмом, представленным на доске, формулируют определение причастия.
Усвоение новых знаний,
Практическая работа с языковым материалом .Учитель сообщает ученикам, что отличительной особенностью причастий являются суффиксы, с помощью которых они образованы. Таблица с суффиксами причастий представлена на первом слайде презентации.
Учащиеся с помощью данной таблицы устно образуют причастия от глаголов , которые им называет учитель ( приложение №2)
Первичная проверка понимания нового материала. Задания по вариантам. Учитель даёт задание по вариантам.
Подобрать к существительным определения, выраженные причастиями.
Проверка задания.
Учитель слушает ответы отдельных учащихся из каждого варианта. Ученики выполняют задания по вариантам , используя раздаточный материал ( приложение №3)
Проверка задания . По одному ученику из каждого варианта зачитывают свои ответы, остальные учащиеся с помощью сигнальных карточек оценивают их работу.
Закрепление знаний. Выполнение упражнения № 75 Учитель обращает внимание учащихся на то , что при выполнении упражнения, они могут пользоваться алгоритмом, представленным на доске.
Устная проверка упражнения.
Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение № 75
1-2 учащихся объясняют выполнение упражнения. Весь класс оценивает их ответы с помощью сигнальных карточек.
Обобщение и систематизация знаний Учитель задаёт вопросы по теме урока:
Что обозначает причастие ?Назовите морфологические признаки глагола в причастиях?
Назовите морфологические признаки прилагательного в причастиях?
Причастия образуются с помощью суффиксов …?
Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя, приводя примеры причастий.
Контроль и самоконтроль Учитель показывает слайд №2, на котором представлено высказывание А.И.Герцена. Необходимо выписать из него причастия и выделить суффиксы, с помощью которых они образованы.
Определите основную мысль высказывания А.И. Герцена. Учащиеся выписывают причастия из высказывания А.И. Герцена. Объясняют способы их образования.
Проверка. Устный опрос.
Подведение итогов. Рефлексия. Что нового узнали на уроке?
Чему новому научились на уроке?
Выразите свои впечатления от сегодняшнего урока причастиями, например: обучающий, запоминающийся…
Оцениваются наиболее полные развёрнутые высказывания. Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.
Информация о домашнем задании Учитель сообщае домашнее задание:
Подготовить устное сообщение о причастии, доказывающее слова М.В. Ломоносова: « Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»
Выполнить упражнение № 78 Учащиеся записывают домашнее задание.
Приложение № 1
Схема – алгоритм
Причастие – особая форма глагола
Обозначает признак предмета по действию
Бывает действительным и страдательным
Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного
Синтаксическая роль: сказуемое, определение
Приложение №2
Глаголы : бежать( бегущий), смотреть( смотрящий), клеить ( клеящий), дарить ( дарящий)
Приложение №3
Задание по вариантам.
Подобрать к существительным определения, выраженные причастиями.
Пример: ученик ( отвечает) – отвечающий ученик
I вариант: Доска ( висит) –
Парта(стоит) _
Дети (играют)_
Листья( падают) -
II вариант: Девочка ( читает) -
Птицы (улетают) -
Цветок (засох) –
Пол ( вымыт) –