Познание мира на тему: Правовое общество (4 класс)


Тема: Правовое общество.
Цель:
Сформировать у учеников общее понятие о правовом обществе.
Способствовать развитию мышления, умения грамотно выражать свои мысли, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Способствовать воспитанию правовой культуры, чувства справедливости, создавать условия для понимания учащимися своих прав и обязанностей.
Метод: объяснение с использованием элементов исследования.
Технология развивающего обучения и критического мышления.
Оборудование: учебник «Познания мира»,
карточки для работы в группах.
Ход урока
Организационный момент урока.

Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Пожелайте удачи друг другу.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Т. Айбергенова «Моя Республика».
Она велика: от Алтая до Каспия,Она широка как народа душа.Она же – Европа,Она же и Азия,И волны Урала,И плеск Иртыша.Родная земля –Молодая и древняя –
Пою о тебеИ тобою живу! На север взгляну –
Вижу зелень деревьев,На юг посмотрю –Ветры сушат траву.Есть всё у тебя:И леса, и озёра,И синие глуби натруженных рек,Бескрайние степи,Высокие горы,И я – твой хозяинИ твой человек!
Как вы думаете ребята, о какой республике идет речь в этом стихотворении?
Активизация знаний.

У нас сегодня собрались ребята разных национальностей, живущих у нас в городе Кульсары. Они пришли к вам с вопросами, а мы с вами на них попробуем ответить:
Казах-Диас:
Как называется страна, в которой мы с вами живём?
Русский-Анна:
Сейчас я попрошу вас ответить на вопрос: «Что вы можете рассказать о стране, в которой мы с вами живём?»
Узбек-Ажинияз:
В каком году была образована ассамблея народов Казахстана?
Татарин-Алмаз:
Почему к городу Астана у нас особое отношение?
Корьянка-Нурай:
Когда РК провозгласила свою независимость?
Белорус-Азамат:
В каком году вошла в РК в ООН?
Украинка-Анеля:
Представители каких национальностей живут в Казахстане?
Вывод:
Для всех людей живущих у нас в Казахстане единство народов дает всем нам мирное существование которое гарантирует нам мир и спокойствие.
Каждое государство живёт по своим законам. Как называется книга, в которой записаны законы страны?
В Конституции записаны права и обязанности граждан страны. Дайте лексическое толкование слова право.
Право- совокупность установленных и охраняемых государственной
властью норм и правил, которые регулируют отношения между
людьми.
Чтение статьи учебника (с.151) учащимися «цепочкой».
В Конституции записаны права и обязанности.
На доске помещается опорная схема:
Конституция



ПРАВА
ОБЯЗАННОСТИ

Показ слайдов о правах и обязанностях.
Чтобы не нарушать наши права на отдых давайте проведем физкультминутку.
Раз, два - шагаю я.
Встречаю острова-
Круглые, овальные, большие и маленькие,
Океаны их 4:
Тихий, Атлантический, Индийский, Северо-Ледовитый
Самый огромный - Тихий
А вот материки или континенты
Всего их 6:
Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
Мое государство расположено
В Евразии
Это Казахстан. Моя Родина.
Каждая группа подготовила выступление. Внимательно послушайте и скажите: о каких правах идёт речь? Дети показывают инсценировки.
1-я группа.
Я шагаю в первый раз,Ну, конечно, в первый класс.И, поверьте мне, друзья,Это школа моя!
2-я группа.
Ну а я студент-дипломник,Скоро буду я историк.И поверьте мне, друзья, Я окончил эту школу!
3-я группа.
Ну а я бабушка студента,Ныне я пенсионерка.И поверьте мне, друзья,Я училась тоже в этой школе!
Заслушиваются ответы детей.
Учитель: Совершенно верно. В выступлениях говорилось о праве на образование, на свободный выбор профессии, о праве на отдых и социальное обеспечение пожилых людей.
Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже».
Каждая группа инсценирует ситуации, после чего происходит анализ показанных ситуаций.
1-я ситуация. 
Командир: Азамат, ты сегодня дежурный. Останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
Азамат: Анеля, не имеешь права! В конституции сказано что детский труд запрещен!
2-я ситуация. 
Диас: Айдана! Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Айдана: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
3-я ситуация. 
Асель Ораковна: Аслан, ты уже который понедельник не готов к казахскому языку!
Аслан: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Учитель: Что хорошо усвоили ребята? (Права)
Что хуже знают? (Обязанности)
Чтобы ликвидировать этот пробел, поработаем над проектами документов для нашего класса: 1-я группа – Кодекс класса; 2-я группа – Обязанности ученика; 3-я группа – Декларация 4 «Б» класса.
А что такое декларация?
Декларация-это ваши права.
Учащиеся работают в группах, редактируют предложенные проекты документов, после чего заслушиваются выступления каждой группы.
Итог урока. Обобщение.
С чем познакомились на уроке?
Что нового узнали?
Чем Конституция отличается от Декларации?
Какое задание было наиболее интересным?
Рефлексия.
Я повторил…
Я узнал…
Я запомнил…
Какое же основное право есть у каждого человека, у каждого ребенка?
( каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь). Песня «Мы на свет родились…»
Домашнее задание: 
прочитать статью учебника с.151; заполнить анкету.

Анкета.

Какие права ты имеешь, как ученик? ______________________
Что ты обязан делать как ученик? _________________________
С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?___________________________________________
Что такое право?________________________________________
Что такое обязанности?__________________________________
Зачем придумали права людей и обязанности?_______________