Статья: Преодоление языкового барьера учащихся.


Глагазина О.А.
Учитель МКОУ «Холмовская ОШ»
Бахчисарайский р-н. Республика Крым.
Преодоление языкового барьера учащихся.
На сегодняшний день изучение данного вопроса становится весьма актуальным. В эпоху полной свободы онлайн, нам предоставляется огромная возможность общаться на далёких расстояниях, на разных языках, но, даже имея такие возможности, не у всех проявится сила воли и смелость попробовать поговорить с носителем языка. Возникновение страха сказать что-то неправильно – результат некачественного овладения языкового материала.
Обучение ИЯ, по определению И.В. Рахманова, есть «...процесс систематического и последовательного сообщения учителем знаний и привитие умений и навыков в области иностранных языков, процесс активного и сознательного усвоения их учащимися, процесс создания и закрепления у детей тех качеств, которые мы стремимся у них воспитать» ([1], с. 13). Из этого следует, что процесс обучения — это процесс двусторонний, включающий в себя в их единстве обучающую деятельность учителя/преподавателя ИЯ и учебную деятельность (изучение языка) обучаемого, направленную на изучение языка/овладение языком.
Обучение языку имеет конечной целью овладение этим языком, то есть ученик должен овладеть «речевыми умениями и навыками на определенном уровне, сколь угодно высоком» ([2], с. 13). Однако, к сожалению, изучение языка и обучение ему не всегда предполагают овладение учащимся этим языком.
Овладение языком не предполагает исключительно изучения правил грамматики, фонетики, лексики. Обучающийся должен узнать национальную культуру страны изучаемого языка, чтобы взаимодействовать с окружающим его миром. В совокупности, овладение языком и его изучение - это целый комплекс процессов, который при правильном конструировании ведёт к хорошему результату.
В современных условиях преподавания языка, учителю нельзя останавливаться на строгом консервативном построении урока, необходимо, в соответствии с собственным выбором, из числа возможных методических систем выбирать ту, которая в большей степени адекватна условиям обучения. Для этого нужно знать, по каким объективным закономерностям протекает процесс овладения/усвоения ИЯ. ([3], с. 52) Важность этого положения подтверждается также тем, что процесс обучения ИЯ рассматривается как совокупность обучающей деятельности учителя и деятельности ученика по усвоению изучаемого языка. Но главное, чтобы процесс взаимодействия учителя и ученика был совместной согласованной деятельностью, иначе результат не приведёт к успеху.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рахманов И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе. В кн.: Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А. — М.: Русский язык, 1991. — С. 9−20.
2. Леонтьев А. А.Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). — М.: МГУ, 1970. — 88 с.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — С. 52 - 78.