Дизайн окна — основной элемент интерьера (6 класс)

Схема конспекта урока
Ореховой Нины Ивановны
учителя технологии
МБОУ Горьковской СОШ
Шипуновского района Алтайского края
Предмет: технология
Класс: 6 класс
Тема урока: «Дизайн окна - основной элемент интерьера»

Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)

1.

























Организационный момент.

Цель для обучающихся: подготовить к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.

Цель для педагога:
создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи
-создание положительных эмоций на работу;
- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Метод обучения:
словесный (беседа)

Метод организации работы: фронтальный

Обучающиеся включены на данном этапе в определение целей урока: закрепить знания о дизайне интерьера, полученные в 5-6-х классах.
Основной метод организации работы обучающихся на данном этапе – словесный (беседы, ответы на вопросы), который соответствует целям организационного этапа урока.
I. Организационная часть
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к уроку.
Меняются архитектурные стили, меняется мир вещей, меняется даже сам человек. Одно остается неизменным: человеку необходимо жилище, которое бы ему верно и надежно служило.
Дом – это место, где человек восстанавливает силы после трудового дня. Это пространство, где он общается с членами своей семьи, принимает друзей, где царит атмосфера равновесия. Жилая среда влияет на развитие человека, отражается на его настроении, отношениях между членами семьи. Домашний очаг может и должен благоприятствовать укреплению маленького семейного коллектива.
Для всего этого должен быть оборудован интерьер квартиры.
Интерьер – это пространство, ограниченное стенами и крышей, и от вас зависит, чем заполнится это пространство, как в нем будет чувствовать себя семья.
Что мы должны знать и уметь, для того чтобы организовать пространство так, чтобы оно не окружало нас, а мы жили в нем?

Ответы обучающихся и формулирование цели урока.













2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цели данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала по теме «Дизайн».
Цель для педагога – побудить обучающихся к активности на уроке.
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:
- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)
- наглядный (презентация «стили оформления помещений»)


Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся)


Обучающиеся должны вспомнить термин «интерьер», какова главная задача оформления помещения, перечислить основные требования, предъявляемые к оформлению помещения.
Для этого на данном этапе урока используется:
- устная работа (опрос) по ранее изученному материалу.
На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель: самостоятельно найти ответ на проблемный вопрос (исторические и современные стили интерьера).
В случае затруднений при формулировании ответов, помочь обучающимся наводящими вопросами. Правильные ответы поощряются словесно, жестами, мимикой.
Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к предмету, творческая активность. Используются фронтальные формы работы: словесные – беседа, дискуссия.
На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию творческих способностей.

II. Повторение изученного материала

Как вы понимаете термин “Интерьер” ?
(Интерьер –лат. слово “внутренний”. Оформление помещения изнутри.)
Какова главная задача оформления помещения?
(Создание благоприятной среды обитания для всех членов семьи.)
Перечислите основные требования, предъявляемые к оформлению помещения.
(Функциональные – соответствие назначению; эстетические – гармония вещей; гигиенические – тепло, сухо, звукоизоляция, воздухообмен, экологически чистые материалы, чистота.)
Дизайн каких помещений вы уже изучали.?
(Кухня, спальня, гостиная.)

Дизайн – означает художественно проектную деятельность по созданию промышленных изделий и формированию целостной предметной среды, окружающей человека (в том числе квартиры).
Интерьер в переводе с французского – “внутренний”. Иными словами, это внутренний мир дома. Это планировочное решение, позволяющее собрать в единое целое внутреннее пространство помещений (комнат, прихожей, кухни, санузла) и мебель, декоративное убранство и различное оборудование.
Декоративное убранство объединяет в себе утилитарные (необходимые в повседневной жизни) и декоративные элементы, украшающие быт человека: ковры и напольные покрытия, посуду, цветы, картины, музыкальное оформление.
При оформлении жилища особое внимание уделяется трем основным качествам:
Функциональным, когда жилище способствует нормальным условиям жизни. Каждая комната служит своему назначении. Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жилье более комфортным.
Гигиеническим, совокупность которых учитывается при строительстве: звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно-гигиенического оборудования и т.д.
Эстетическим, то есть гармонии вещей и пространства, их целостность и согласованность.
Квартиры соответствуют характеру хозяина, его привычкам, мировоззрению. Это главное условие при разработке интерьера, который может строго соответствовать какому-нибудь уже сложившемуся историческому или этническому стилю.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ (Архиповой Дарьи)
(доклад об исторических и современных стилях интнрьера, сопровождаемая показом мультимедийной презентации «Стили оформления помещений.»)

Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в архитектуре и искусстве исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств.
Исторические и современные стили интерьера
Готический стиль (2 пол.XII –XV вв.) – огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты, гигантские ажурные башни.
Барокко (XVII – начало XVIII вв.) – величие, пышность, пространственный размах.
Классицизм (XVIII – начало XIX вв.) – спокойствие и утонченность, богатство и величие.
Минимализм – предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов, работа большими плоскостями, графичность.
Кантри – светлый, исключительно натуральные материалы (дерево, камень и т.д.), обилие текстиля.
Техно – сочетание современных технологий и особой атмосферы световых эффектов.

3.
Изучение нового учебного материала.
Постановка проблемы.
Формировать у обучающихся общее представление о дизайне окна.
На данном этапе урока обучающиеся должны ответить на проблемный вопрос: Если “лицо” дома – гостиная, а его “душа” – кухня, то чем можно считать окна?
Основные этапы изложения нового учебного материала:
Данный урок – урок закрепления изученного о дизайне помещений. Цель для учителя:
-обеспечить процесс закрепления знаний о дизайне и в то же время расширить и углубить изучение данного материала.
-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения, установление причинно-следственных связей, развитие речи.
Задачи:
-возбуждать интерес к предмету через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;
-умение говорить правильной речью.
-воспитывать у обучающихся эстетический вкус, информационную и технологическую культуру,
-развивать у обучающихся исследовательские умения.
Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.
Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:
-доступность учебного материала;
-эмоциональный настрой обучающихся.
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе заняти
·я: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)
Основная цель метода обеспечить усвоение обучающимися основных правил дизайна, декора. Использование метода позволяет сосредоточит усилия на формировании практических знаний, умений и навыков.
Самостоятельная работа с демонстрационным материалом (поисковый метод).
Его цель – самостоятельно находить ответ на проблемный вопрос.
Беседа по изученному материалу.
Его цель – развивать умения монологической речи.
– Какими свойствами должна обладать ткань, из которой изготавливаются занавеси?
- В чем преимущества и недостатки занавесей и жалюзи?
Анализ работы с демонстрационным материалом.
Его цель – помочь обучающимся в правильном выборе элементов дизайна и декора.
III. Изложение нового материала
Оформление оконных и дверных проемов.
Если “лицо” дома – гостиная, а его “душа” – кухня, то чем можно считать окна?
Правильно окна – “глаза” дома. Сквозь них мы смотрим на мир, а он в свою очередь заглядывает в наш дом – в тот внутренний мир, который каждый строит себе сам.
Невозможно представить себе жилище, которое не имело бы связи с внешним миром. Главными проводниками наряду с входными дверями в нем являются окна.
Дизайн окна – один из основных элементов интерьера. Окна в помещении служат не только для освещения и вентиляции, но и несут декоративную нагрузку. Интерьер современного жилища многообразен и неисчерпаем фантазией того, кто его обустраивает. Порой одна единственная деталь может заставить интерьер заиграть по-новому. Речь идет о карнизах.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ (Мулина Елена) (доклад о вариантах оформления окна, сопровождаемый показом мультимедийной презентации «оформление окна.»)

Сегодня карнизы можно разделить на два вида: декоративные (украшают окно и придают шторе законченный вид) и функциональные (служат для поддержки штор и обычно невидны за тканью).
Также важным элементом дизайна окна (да и помещения в целом), являются занавеси. Их длина может быть различной: до пола, чуть выше пола, до подоконника, чуть ниже подоконника. Для изготовления занавесей используют различные ткани по плотности, цвету, узору в зависимости от их функций. Плотные ткани обеспечивают оптическую, звуковую, тепловую изоляцию. Легкие, прозрачные ткани рассеивают солнечные лучи, смягчают резкость освещения, придают помещению уютный вид.
Часто в помещении, оклеенном одноцветными обоями, вешают занавеси с узором.
Большое значение для внешнего вида занавесей играет наличие мелких деталей и аксессуаров: каймы, карнизов, подхватов (шнуров, застежек, лент), а также различных драпировок.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ (Плотникова Татьяна)(доклад о вариантах оформления окна и используемых видах декоративных элементов )
Шторы – это занавеси из непросвечивающих тканей. Они бывают подъемными и раздвижными.
Гардины – это занавеси из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, сетки, кружева, которые разнообразно и свободно драпируются.
Портьеры – занавеси на двери и окна из непросвечивающейся плотной ткани.
Ширина занавесей определяется в зависимости от ширины оконного проема и плотности ткани. Занавеси из очень тонкого материала должны быть в три раза шире окна, из более плотного – в два раза, а из самого плотного в полтора.
Ламбрекен – это широкая оборка, полоска ткани, форма которой должна соответствовать стилю занавесок и интерьера.
Занавеси могут быть симметричны и асимметричны по отношению к окну.
Знакомство обучающихся с вариантом оформления окна – жалюзи.
ЖАЛЮЗИ. Показ мультимедийной презентации.
Просмотр папок с демонстрационным материалом.
IV. Итог первого урока (Рефлексия)
Беседа с обучающимися
– Какими свойствами должна обладать ткань, из которой изготавливаются занавеси?
- В чем преимущества и недостатки занавесей и жалюзи?
Учитель выставляет оценки, проводит мини-интервью о том, интересны ли были сведения, которые учащиеся узнали на уроке, где можно применить эти знания на практике, благодарит детей за продуктивную работу

4.
Закрепление учебного материала
Цель для педагога:
Выявить уровень усвоения учебного материала;
Научить применять полученные знания самостоятельно на практике.
Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать.
Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.
Метод работы: практический, частично-поисковый, проблемный, словесный.
Форма работы: групповая работа,
Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка.
Практическая работа
Цель данного этапа урока – научить обучающихся на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки.
Педагог должен подвести обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.
Основой является практическая работа, которая помогает детям на практике закрепить свои знания, умения, навыки; выразить творчески свои представления о дизайне и умению делать правильный выбор. Таким образом, учитываются индивидуальные особенности обучающихся.
По окончании работы презентация работ по следующим критериям: выбор цветового и орнаментального решения, модели занавесей.
Участие обучающихся в ходе урока и творческое задание были оценены.
Те обучающиеся, которые испытали затруднения при выполнении творческого задания, получают индивидуальные консультации и обращаются к статье учебника и дополнительному раздаточному материалу.
Второй урок (40 минут) Практическая работа
Задание для практической работы.

Вы все смотрели телепередачу “Квартирный вопрос”. Сейчас каждый из вас побывает в роли человека, который имеет возможность создать новый облик заданному помещению. Класс делится на четыре группы (в каждой примерно по четыре девочки). В группе распределяем роли:
дизайнер (подбирает по цвету обои, половое покрытие, ткань для занавесей и моделирует их);
конструктор-технолог (конструирует и изготовляет занавеси);
мастер отделочник (приклеивает на формат А4 или А3 обои, половое покрытие, крепит занавеси);
менеджер по закупке (помогает дизайнеру при выборе).
Работа коллективная, основана на взаимопомощи.
Оформить:
1 группа – спальня;
2 группа – детская;
3 группа - кухня.
Основной акцент на занавеси. Рассмотреть примеры.

Практическая работа

В импровизируемом магазине обучающиеся подбирают необходимые для проекта интерьера материалы и инструменты (обои, напольное покрытие, мебель, текстиль); методические рекомендации по оформлению заданного интерьера помещения.

Защита работы. Выступление команд. (Обоснование выбора).

Рефлексия.
Пригодятся ли Вам полученные на сегодняшнем занятии знания и умения?


Подведение итогов второго урока.
Оценивание участия обучающихся в ходе урока и выполнение группами творческого задания.











5.
Задание на дом
Цель для обучающегося:
-стимулирование к личным достижениям;
-развивать умение работать самостоятельно, творчески.
-воспитывать нравственное отношение к труду.

Домашнее задание: (на выбор обучающихся)

Изобразить в тетради оформление окна в цвете (оформление окна на выбор: кухня, спальня, гостиная, детская). Дать возможность оценить работу родителям.
Цель домашнего задания – повторить и систематизировать полученные знания о дизайне окна и дизайне помещения в целом, уметь использовать полученные знания на практике.
Домашнее задание носит творческий, дифференцированный характер и продолжает выполнять намеченные на уроке задачи.

V. Домашнее задание
Изобразить в тетради оформление окна в цвете.
(оформление окна на выбор: кухня, спальня, гостиная, детская). Дать возможность оценить работу родителям.















Всё сказанное дает основание полагать, что цели урока достигнуты.

































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615