Организация предметно-пространственной среды для организации музыкальной и театральной деятельности детей в детском саду

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны ”Детский сад комбинированного вида №44 “Золушка”








Консультация для воспитателей
на тему:
"Организация предметно-пространственной среды для организации музыкальной и театральной деятельности детей в детском саду"













подготовила:
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Филатова Татьяна Фёдоровна.












Набережные Челны
2015г.
"Организация предметно-пространственной среды для организации музыкальной и театральной деятельности детей в детском саду"

В ДОУ с целью приобщения ребёнка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные
инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального воспитания зависит не только от достаточного оснащения
занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от
правильного их применения вне занятий с учётом возраста детей, их
заинтересованности и конкретных возможностях детского сада.
Используется следующее музыкальное оборудование:
детские музыкальные инструменты;
музыкальные игрушки;
музыкально дидактические пособия: учебно наглядный материал, настольные музыкально дидактические игры;
аудиовизуальные пособия;
оборудование для художественно театральной деятельности;
атрибуты, костюмы.
Детские музыкальные инструменты:
в младших группах: бубен, барабан, погремушки, колокольчики;
в средних группах: добавляются деревянные палочки, металлофон;
в старшей группе: румба, треугольник, металлофон и другие
( на выбор );
в подготовительной группе: маракасы, трещотка, кастаньеты,
ксилофон и другие ( на выбор ).
Интересные музыкальные инструменты получаются из бросового материала это и пластиковые бутылочки с крупой, и коробочки, и
подвешенные на ниточках ключи, и кастаньеты из скорлупок грецкого
ореха и многое другое.
Музыкально - дидактические игры - важное средство развития
музыкальной деятельности детей. Основное их назначение в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать
основами музыкальной грамоты. Развивать самостоятельную музыкальную деятельность детей. Такие игры должны быть разнообразны по содержанию. Красочно и эстетично оформлены.
Теперь можно приобрести и фабричные настольные музыкальные
игры, а можно изготовить самим по книге З.Я. Роот «Музыкально -
дидактические игры для дошкольников». Предлагается примерный
список игр по каждому возрасту.
Организация предметно - пространственной среды для театрализованной деятельности.
3 основные цели театральных занятий: их содержание, формы и методы должны способствовать:
Развитию речи и навыков театрально -исполнительской деятельности;
Созданию атмосферы творчества;
Социально эмоциональному развитию детей.
Предметно пространственная среда (ППС) не только должна
обеспечивать совместную театрализованную деятельность (ТД) детей,
но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка,
своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании
ППС, обеспечивающей ТД детей, следует учитывать следующее:
1 индивидуальные социально психологические особенности
ребёнка (для обеспечения оптимального баланса деятельности детей
в каждой группе должна быть оборудована театральная зона (или уголок сказки), а также «Тихий уголок».
2 индивидуальные интересы, склонности и потребности (то есть
ППС должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка
на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения.
Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные
виды кукольного театра:
для младших групп:
а) пальчиковый театр;
б) театр кукол на столе (из разного материала, в том числе из
конусов разной высоты).
для старших групп:
а) театр ложек, деревянных лопаточек;
б) варежковый театр (из материала, из бумаги);
в) театр кукол из бросового материала (бутылочный, театр колпачков);
г) куклы марионетки ;
д) театр кукол «би ба бо».
е) графический театр (с использованием графической символики -
сказки, графическая аналогия);
ж) театр кукол «остров зверей» (двусторонние куклы);
з) театр фигурок из теста;
и) театр мягкой игрушки.
Для повышения интереса к театрализованной деятельности в группах
создаются уголки ряжения, которые можно назвать «костюмерной»,
тут же можно устроить и «гримёрную» (обучать детей основам
накладывания грима, используя парики, шляпы, маски, полумаски).
И, наконец, театральную зону в группе можно назвать «кукольным
салоном», где «живут» театральные куклы разных видов.
Теперь о ширме. В обыденном представлении ширма -символ кукольного театра. Но для маленького ребёнка быть скрытым от глаз в течение продолжительного времени, не имея возможности наблюдать реакцию зрителей, да ещё стоя, да ещё с поднятыми вверх руками - удовольствие ниже среднего, поэтому в работе с детьми упражнения за ширмой могут быть лишь незначительными, непродолжительными. Большую часть
занятий рекомендуется проводить без ширмы: просто в кругу (стоя, сидя, в движении), у стола, у различных модулей. Малыши не менее, чем кукле, нуждаются в педагоге и в товарищах - в ситуациях «глаза в глаза».
3 учитывать любознательность, исследовательский интерес и
творческие способности. Развитие всего этого основано на создании
спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования
с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и
костюмов к спектаклям.
Для этого в зоне ДТ необходимо иметь различный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
4 возрастные и полоролевые особенности. Учёт возрастных
особенностей ребёнка требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования
и материалов.
Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально чувственного опыта у детей это длительная работа,
которая требует участия и родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются
равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные
истории» и другие, где родители это и исполнители ролей, и
исполнители ролей, и изготовители декораций, костюмов.
Театральная деятельность в ДОУ может быть организована в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время; органично
включена в различные занятия (музыкальные, ИЗО и другие), а также
запланирована специально в недельном расписании по родному и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театральной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к
каждому ребёнку. Причём в зависимости от содержания занятий в
соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время
может быть организована работа разнообразных студий: «Кукольный
театр малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т.д.
Необходимо так организовать театральную деятельность детей, чтобы
каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой то роли.
Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:
выбор детьми роли по желанию;
назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей;
распределение ролей по карточкам;
проигрывание ролей в парах.
Самое ценное - чтобы дети как в музыкальной, так и в театральной
деятельности, сами включались в игру, сами придумывали диалоги
действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности
своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные,
игровые импровизации.
Закончить своё выступление хотелось бы словами выдающегося
русского психолога Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».



15