Технологическая карта урока МХК Планировка римского дома. Скульптурный портрет 10 класс


Тема урока № 16 Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления МотивированностьВозможность проверить
ПЛАНИРОВКА РИМСКОГО ДОМА. ФРЕСКА И МОЗАИКА – ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЕКОРА
Дом Веттиев, дом трагического поэта в Помпеях
СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Марк Юний Брут., Октавиан Август, Константин Великий 1. «Город Геракла воскрес в дивной своей красоте…»
2. Жилой дом – инсула, простота архитектуры как контраст с общественными сооружениями
3. Роскошь интерьера римской виллы.
4. Фрески и мозаики как основные средства декора
5. Скульптурный портрет 1. Согласиться, что профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.
2.Посмотреть взглядом из XXI века на культуру Древнего Рима.
3.Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т.е. через мозаичное и фресковое искусства, искусство скульптурного римского портрета.
4. Понять, что в искусстве Древнего мира лежат истоки современного искусства и попытаться их найти.
5. Найти среди многообразия римских скульптурных портретов своего «двойника». - ведем диалоги; - слушаем музыку;
- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;
- работаем в тетради;
- записываем определения.
- выполняем задания учебника и задания, подготовленные учителем
Технологическая карта урока № 16 – 11 класс
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя 79946519875500Задания для учащихся УУД Дидактическая структура урока
Организационный момент 2-3 ученика говорят о гибели Помпеи, вспоминают картину К. Брюллова «Последний день Помпеи» Настраивает обучающихся на работу
Внезапное извержение Везувия в 79 г. н.э. и
восторженное изумление Европы XVIII в. - при частичной раскопке античных городов Геркуланума (город Геракла), Помпеи и Стабии. Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме
Изучение нового материала
Работают с тексом, подготовленным учителем Расставляет акценты
Впервые жилые дома в нашем понимании начинают возводить в Древнем Риме.
Жилые комнаты ориентированы на юг и восток.
Первые многоэтажные дома – инсулы.
Виллы предпочитали строить за пределами городов в живописной местности.
Вид общественных сооружений (представление римлян о величии) резко контрастировал с простотой архитектуры жилых домов, которые едва оживляли предвыборные воззвания и граффити, часто малопристойного содержания.
Жилые дома сочетали простые фасады без окон и великолепный интерьер (внутреннее устройство дома: жилые комнаты располагались вокруг атриума. Позднее в богатых домах получило распространение сочетание атриума с перистилем, лежавшее также в основе плана вилл римской знати.
Дом Трагического поэта и дом ВеттиевНазван по найденной в таблинии мозаики репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью „CAVE CANEM“ («берегись собаки»)
По сторонам входа находились торговые помещения. Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры, сценами из Илиады.
Дом Трагического поэта находился напротив терм Форума.
Дом ВеттиевДом небольшой, но богато украшенный, принадлежал торговцам - вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвива и Авлу Веттию Реституту.
Стена атрия украшены фризами с амурами и психеями. В вестибюле находится известная фреска с изображением Приама. Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Большое количество фресок, иллюстрировали эпизоды мифов, изображения богов. Задание 1. Восторженное изумление Европы
Задание 2
Сходство и различие (Дом Трагического поэта, Дом Веттиев).
Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Закрепление нового материала Отвечают на вопросы учителя Блиц-опрос:
Как назывались первые многоэтажные дома Древнего Рима?
Планировка римской виллы – это …
Сравните термы и Дом Трагического поэта. Назовите главные отличия.
Расскажите о скульптурном римском портрете. Как он появился? Задание 3
Творческое
Контроль Ведут самостоятельную подготовительную работу в группах по 2 человека.
Формулируют вопросы по теме урока Контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Рефлексия Обсуждают выполнения заданий.
Оценивают свою работу на уроке и урок в целом Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями Метапредметные- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Задание 1. Восторженное изумление Европы
Прочтите текст
Сформулируйте ответ на вопрос о том, что вызвало восторженное изумление Европы.
Что за чудо случилось? Источников чистых просили Мы у тебя, земля,- что же нам шлёшь из глубин? Или есть жизнь под землёй? Иль живёт под лавою тайно Новое племя? Иль нам прошлое возвращено? Римляне, греки, глядите: открыты снова Помпеи, Город Геракла воскрес в древней своей красоте!
Ф.Шиллер Этими стихами выразил Шиллер восторженное изумление Европы XVIII в., когда были частично раскопаны античные города Геркуланум (город Геракла), Помпеи и Стабия. Внезапное извержение Везувия в 79 г. н.э. пресекло в них всякую жизнь, но оно же уберегло для потомства весь её декорум.
Страшная гроза сопровождала извержение, потоки дождя увлекли раскалённый пепел, который, высыхая, образовал массу, твердую как камень, подчас толщиной в десять метров. Эта масса покрыла останки людей, застигнутых в бегстве, а то и среди обычных занятий, и она же «законсервировала» жилища со статуями, росписями, мозаикой и предметами домашнего обихода. Многое было повреждено, но, не случись такого несчастья, войны, смена культур и само беспощадное время расправилось бы куда решительнее с этими цветущими маленькими городами на берегу Неаполитанского залива, одного из красивейших в мире, куда приезжали отдыхать богатые римляне.
«В тени порфирных бань и мраморных палат вельможи римские встречали свой закат» (Пушкин). Но в погибших городах было и постоянное население (двадцать тысяч жителей в Помпеях), были ремесленники и рабы, которые обслуживали вельмож.
«Я затрудняюсь назвать какое-либо явление, которое было бы более интересным...» - сказал Гёте.
И в самом деле, невиданная катастрофа, с её бесчисленными жертвами, позволила нам составить себе исключительно полное и яркое представление о жизни людей того времени.
Задание 2 Сходство и различие (Дом Трагического поэта, Дом Веттиев)
В чем состояло сходство двух домов – дома Трагического поэта и дома ВеттиевВ чем состояло различие двух ломов – дома Трагического поэта и дома ВеттиевОтвет надо дать в табличной форме.
Задание 3 - ТворческоеСоставьте в любом жанре рассказ, где вообразив себя жителем Древнего Рима, вы опишите свой дом.