Специфика фольклора. Основные жанры. (5 класс)


Урок №2 Дата__________
Тема урока : Специфика фольклора. Основные жанры.
Цель:
Обучающая - ознакомление с видами искусства слова, их взаимодействием и взаимообогащением
Развивающая – развитие навыков аналитического мышления и обучение работе со статьями учебника
Воспитательная - воспитание и развитие эстетического чувства
Методы: наглядный, репродуктивный
Приёмы: беседа, рассказ, объяснение, вопрос-ответ
Наглядности и оборудование: карточки, таблица-плакат с цитатами, книги
Вид урока: урок по сообщению новых знаний.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Выставка и презентации книжек-малышек.
2. Беседа по вопросам.
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о словесности как искусстве слова. Помните ли вы историю первобытного охотника, который простое слово превратил в волшебное, рождающее художественные образы? - Был ли рассказ охотника правдой?
- Почему ему поверили?
- Можем ли мы назвать его рассказ сказкой?
- Сказка – один из древнейших видов устного народного творчества. Сегодня мы с вами поговорим о народном творчестве (фольклоре) и литературе, их сходстве, различиях и взаимосвязи.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
Виды искусства слова. Миф и система первобытных верований.
- А теперь продолжим историю о встрече в лесу Охотника с белоснежным Единорогом. Послушайте же, что было дальше.
Вождь племени был очень удивлен и встревожен рассказом. Все мужчины племени промышляли охотой, и если бы бог Леса, о котором рассказал Охотник, запретил добывать дичь, люди могли бы умереть с голоду. Поразмыслив, Вождь приказал охотникам взять по куску мяса и отнести их в лес. Здесь, в лесу, из камней сложили очаг и на огне сожгли принесенное мясо. Таким образом Вождь решил накормить Бога и получить у него разрешение охотиться. А чтобы Бог Леса понял, что делают люди, вождь велел женщинам восхвалять его и просить о помощи их племени.
И вот горел огонь, от мяса вверх поднимался дым. Женщины, встав вокруг очага, запели, умоляя Бога Леса одарить людей племени своей милостью. Одна из женщин начинала обращение, а когда нужные слова не приходили ей в голову, песню подхватывала вторая женщина.
Так люди племени сложили песню, славящую Бога, и решили петь её всякий раз, когда они в благодарность за удачную охоту станут сжигать на сложенном очаге куски мяса, чтобы накормить Бога. Это была обрядовая песня. Её пели не для того, чтобы повеселиться, а чтобы совершить обряд: вызвать Бога леса и, накормив его мясом, попросить о помощи.
Обрядовые песни служили магии. С помощью магических действий люди хотели повлиять на природу.
Словарная работа.
Магия – вера в действие и силу связанных с этим действием слов; колдовство, волшебство.
А между тем, пока женщины пели хвалу богу, к ним вышел из леса Воин соседнего племени. Он очень удивился, услышав пение, потому что никогда прежде не сталкивался c подобными действиями. Он вежливо попросил Вождя объяснить ему смысл происходящего.
И тогда Вождь рассказал Воину то, что сам недавно услышал от Охотника, но не стал говорить о гневе Бога. Напротив, он сказал, что бог явился Охотнику, чтобы сообщить о своем покровительстве племени. Вождь также добавил в рассказе, что Бог якобы пообещал наказать охотников всех других племен, если они посмеют добывать дичь в этом лесу. А для того чтобы Воин не усомнился в словах Вождя, хитрый предводитель племени рассказал, что Бог открыл Охотнику великую тайну. Оказывается, Охотник принадлежит к племени потомков самого Бога, сын которого когда-то взял себе в жены земную женщину.
Удивленный и испуганный, Воин поспешил к своим сородичам, чтобы скорее поведать им обо всем увиденном и услышанном. Так зародился миф, то есть рассказ, на основе вымысла поэтически объясняющий законы природы, происхождение людей, животных и растений.
А мифология – это система мышления первобытного человека, самый примитивный уровень мышления. Мифическое сознание не знало границы между реальным и нереальным. Древний человек думал, что все вокруг наделено, как и он, разумом, чувствами и действиями.
Словарная работа.
Перенесение человеческих качеств на явления природы, животных, предметы называется антропоморфизмом (от греческого – человек) – очеловечивание.2. Самостоятельная работа.
Прочитайте статью учебника (стр. 6-9) и запишите в тетрадь, что такое анимизм, тотем, табу, эвфемизмы.
3. Теперь давайте продолжим рассказ.
Вскоре Охотник, первым рассказавший о встрече с белоснежным Единорогом, умер. И тогда мудрый и хитрый Вождь рассказал, что Охотник вновь встретил в лесу Бога, который поведал Охотнику о своей прекрасной дочери, случайно увидевшей Охотника и полюбившей его. Она попросила своего отца забрать Охотника из племени, чтобы он мог стать её мужем. Бог выполнил просьбу своей дочери, и теперь, по словам вождя, у племени появился еще один могучий покровитель, которому тоже следует приносить жертвы, чтобы он не забыл бывших сородичей.
Прошло много лет. Давно умерли Вождь и Воин соседнего племени, и их дети, и дети их детей, а люди продолжали рассказывать о встрече Охотника с белоснежным Единорогом и о любви дочери Бога к простому человеку. Но теперь к этим рассказам прибавилось много других фантастических историй об Охотнике, которые люди рассказывали друг другу. Это были легенды.
Словарная работа.
Легенда – это рассказ о реально жившем человеке или историческом событии, но с такими фантастическими дополнениями, что создается поэтический художественный мир, в котором правда и вымысел сливаются и переплетаются настолько тесно, что их уже невозможно различить.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Рабочая тетрадь, задание 1. Дайте определения следующим терминам:
Миф -
Мифология –
2. Рабочая тетрадь, задание 2. Закончите данные определения.
Перенесение человеческих качеств на явления природы, на животных, на предметы называют
Человек одухотворял деревья, реки, ветер и все в природе. Такая вера получила название
3. Рабочая тетрадь, задание 3. Вставьте пропущенные слова в данные определения.
Тотем (род)- это вид животных, растений, предметов, стихий, которые являются
Магия – это вера в силу _______________________ и связанных с этим ________________________ слов.
4. Рабочая тетрадь, задание 4. Соотнесите термины и их определения (при помощи стрелок).
Система правил поведения, включающая запреты.
Слова-заменители, употребляемые вместо слов, которые запрещалось употреблять Эвфемизмы
Табу
V. Этап информации о домашнем задании
1. Чтение статьи учебника, стр. 6-10.
2. Выучить термины, записанные на уроке в литературоведческий словарик.
VI. Этап рефлексии